Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 апреля 2019,  12:00

Хороший и плохой зритель

Хороший и плохой зрительФото: Архив БГАДТ
  • "ОнОнас"

Если не бываешь в театре каждый месяц, то можно опростоволоситься из‑за незнания нюансов поведения. Мы попросили специалиста по связям с общественностью белгородского драмтеатра Наталью Зотову рассказать, как ведёт себя хороший и плохой зритель.

Опоздания

Хороший. Что делает? Не опаздывает, ага. Интересно, что звонки в театре звучат и для зрителей, и для артистов. Первый звонок даётся за полчаса до представления – и артисты начинают облачаться в костюмы. Второй звучит за 15 минут – труппа проверяет реквизит, а зрители не спеша двигаются в зал. Третий звонок означает начало спектакля, и все должны быть на своих местах.

Звонки в двадцатиминутном антракте звучат за 5, потом за 2,5 минуты до возобновления представления и непосредственно перед ним. Соответственно по второму звонку нужно отправляться в зал.

Плохой. Проблема с опозданиями в том, что, с одной стороны, приходится беспокоить усевшихся зрителей, а с другой – что луч света из открытых дверей может нарушить ход спектакля (особенно если начало драматичное, тихое, происходит в полумраке). Кроме того, в театрах, в первую очередь любительских, сцены часто небольшие, постановки интерактивные, актёры играют в зале и можно крайне неудачно вклиниться в сюжет.

Телефон

Хороший. Тут просто: нужно поставить его на беззвучный режим и забыть на всё время спектакля. Дело не только в звуке – когда смотришь на экран смартфона в темноте, свет слишком ярок и мешает не только соседям, но и отвлекает актёра. В крайнем случае отрегулируйте экран до минимальной яркости.

Плохой. Не нужно брать трубку и шептать: «Я в театре, перезвоню». Но если это звонок государственной важности и ответить необходимо, плохой зритель будет разговаривать в зале, хороший – аккуратно выйдет и поговорит в фойе.

Фотографии

Хороший. В большинстве театров снимать запрещено. Театры берегут интеллектуальную собственность, хотят быть в курсе всех материалов, которых выходят о них в информационном пространстве, и беспокоятся о том, чтобы не отвлекать артистов вспышками и щелчками. Для хорошего зрителя нет проблемы в том, чтобы выложить в соцсети нарядное фото из фойе или записать сториз в антракте.

Плохой. Плевал плохой зритель на эти ограничения. Щёлкает, вспыхивает и записывает на протяжении действия. Мир должен знать, что он был в театре.

Одежда

Хороший. Театр становится демократичнее, и этикет уже не требует вечерних платьев или смокингов. Тем не менее стиль одежды рекомендуется чуть более официальный, чем, например, для похода в кино. Пиджак с джинсами будет смотреться приемлемо.

Исключение составляют премьера и открытие/закрытие сезона. Это торжественные мероприятия, куда уместно приходить в праздничных нарядах, это создаёт общую атмосферу торжества.

Плохой. Спортивная, чрезмерно откровенная или просто небрежная одежда, шлёпанцы, голые коленки и всё такое. В общем, не теряйте здравого смысла, собираясь в театр.

Еда

Хороший. Просто не берёт еду в зрительный зал. Театр – не кино, здесь совершенно ни к чему чипсы и шоколадки, которые люди нередко приносят с собой.

Плохой. Не только приносит с собой еду, но и ест её всю дорогу, шурша пакетиками, роясь в сумках, шипя газировкой и оставляя жвачку под сиденьем. Да-да, мы всё ещё говорим о взрослых людях.

Дети

Хороший. Собираясь в театр с детьми, стоит обращать внимание на возрастной ценз, который есть у каждого спектакля. Дело даже не в сценах, которые могут навредить детской психике, а в том, что ребёнку будет попросту скучно на спектакле вроде «Гамлета».

Плохой. Если ребёнок не хочет идти в театр, не принуждайте. Он всё равно не проникнется, но зато может помешать другим зрителям, пытаясь отвлечься или развлечься во время скучного для него представления.

Эмоции

Хороший. Любая реакция зрителя – большая радость для артиста. Поэтому не зажимайтесь, смейтесь, плачьте, охайте и ахайте, аплодируйте в удачных моментах, если хочется. Актёры это видят и чувствуют, и любят живую, отзывчивую публику – с ней легко работать, и такие спектакли оставляют всех наполненными и вдохновлёнными.

Плохой. Громко делиться впечатлениями с соседом или гоготать во всю мощь лёгких не стоит, но и засыпать в кресле нежелательно. Если спектакль совсем не заходит, переключите внимание на работу художника, на декорации и костюмы, обдумайте, насколько всё сбалансировано и почему режиссёр выбрал именно этот приём. Такое интеллектуальное развлечение может открыть новый, более глубокий интерес к театру.

Цветы

Хороший. Артистам очень, очень приятно получить букет после спектакля. Кому дарить – вопрос личного выбора. Не обязательно вручать цветы исполнителям главных ролей.

Есть нюанс, как и в какой момент дарить букет. Обратите внимание, что в конце каждого спектакля есть «застроенный» поклон – отрепетированный выход артистов для поклона. Если подняться на сцену в этот момент, вы можете создать проблемы для движения. А вот когда такой поклон закончен, идите на сцену или протяните букет из партера – оба варианта уместны. Если сомневаетесь – попросите контролёра в зале подсказать.

Плохой. А вот тут нет плохого зрителя. Цветы никто приносить не обязан, и артисты не подумают, что вы неблагодарный зритель. Это просто жест доброй воли.

Аплодисменты

Хороший. Часто в конце спектакля зрители аплодируют стоя, но на этот счёт нет рекомендаций. Стоячие овации бывают в том случае, когда спектакль получился действительно впечатляющим, ошеломительным. При этом в некоторых театрах сложилась зрительская традиция аплодировать стоя независимо от впечатления, из уважения к артистам.

Плохой. Нельзя уходить в гардероб до того, как закрылся занавес. Это крайне неуважительно и даже оскорбительно по отношению к артистам. Да, в гардеробе образуется очередь, придётся провести там на несколько минут дольше, дожидаясь своего пальто. И всё‑таки две-три минуты аплодисментов после двухчасовой работы артистов – это та малость, которой мы можем отблагодарить их за впечатления.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×