Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09 февраля 2019,  11:45

По дороге к фуд-холлу. Как сохранить белгородские рынки и ярмарки

По дороге к фуд-холлу. Как сохранить белгородские рынки и ярмаркиФото: Вадим Заблоцкий
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Пресловутый демпинг, описанный ещё Владимиром Ильичом, сегодня считается едва ли не главным злодеем для малого и среднего бизнеса. Транспорт, торговля, технологии, разные виды услуг сосредоточились в руках мощных монополистов.

За несколько лет сети оттянули на себя основную долю покупателей. Теперь в их сторону напряжённо поглядывают владельцы ярмарок и рынков. Опасен ли для них монопольный прессинг и смогут ли они против него устоять? Как найти новые ниши, сохранить торговую уникальность и своего покупателя?

Ловцы акций

Обыватель, несведущий в теории рыночной экономики, вряд ли обвинит неведомый демпинг в том, что в его доме закрылся овощной магазинчик. Для него всё гораздо проще. Работала в полуподвале дома точка, доставляя жильцам немало хлопот неприятными запахами, мусором и нежеланием хозяина участвовать в решении общедомовых проблем. Продавщица доводила до слёз старушек, нещадно обвешивала и обсчитывала. Поэтому, когда в соседнем квартале открылся супермаркет, народ, как к спасательному кругу, кинулся туда за дешёвой и не такой стрессоопасной картошкой.

«При многообразии торговых форматов потребитель кошельком и ногами проголосует за тот, что его устроит больше и по ценовой политике, и по сервису, – считает начальник областного управления развития потребительского рынка Владимир Зубов. – Тут выигрывают бизнесмены, думающие прогрессивно».

Дальновидные маркетологи крупных торговых сетей за последние четыре года переформатировали покупательские предпочтения, заменив слоган «Дешевле, чем везде» на «Скидки каждый день». И это работает.

«Сегодня 70 % потребительской корзины состоит из акционного товара, купленного по скидкам, – отмечает Владимир Зубов. – И покупательские потоки перераспределяются между магазинами, где есть скидочные товары».

Увы, позволить себе ежедневные ценовые качели могут лишь торговцы с хорошим финансовым запасом, но не лоточники с рынка. Кроме того, базар и ярмарка в наших краях никогда не были местом дешевизны. Крестьяне ценили свой труд, понимая, что по сравнению с заветренными магазинными костями или подгнившими фруктами их продукция – первосортная. А хорошее стоит денег. Особенно это проявлялось во времена дефицита и отсутствия конкуренции. Может быть, поэтому на наших рынках исторически не принято торговаться, а скидки вообще из другой ментальности.

В одном стакане

Одним словом, завязались в один узел историческая подоплёка, законы экономики, а где‑то и косность торговцев, не готовых к преобразованиям. Вот и упали показатели белгородских ярмарок (именно так по закону с 2006 года называют стационарные крытые площади) ниже некуда: по сведениям некоторых экспертов, их посещает пятая часть от прежнего числа покупателей. Молодёжь встретишь редко. Постоянные гости – консервативные пенсионеры или работающие люди среднего возраста, которые предпочитают переплатить, но купить качественное.

Остальной народ – с тележками в сетевых магазинах, где не только продукты и вещи, но и развлечения. Как же вернуть его к первоисточнику?

«Один из вариантов возрождения ярмарок – развитие так называемых фуд-холлов, – считает Владимир Зубов. – То есть площадок, где наравне с продажей продуктов развивается общепит. Это когда ты буквально выбираешь на прилавке продукт и тебе его тут же готовят».

Этот формат европейского рыночного сервиса уже хорошо прижился в Мос­кве. Если проанализировать темпы продвижения экономических тенденций в провинцию, то через три-четыре года мода на фуд-холл придёт к нам.

«Вопрос в том, что пока у нас нет культуры питания вне дома, – говорит начальник управления. – Есть смысл задуматься, насколько выгодно питаться дома, потому что для домашнего приготовления мы покупаем еды больше, чем необходимо».

Элементарный подсчёт бюджета и временных потерь подтверждает, что питаться в общепите для многих выгоднее. Важно, чтобы стоимость семейного обеда была доступна, а для этого нужна конкуренция. Пока же мест общественного питания у нас, скажем прямо, не засилье, особенно в сельской местности.

«Сегодня эта ниша свободна и мы подсказываем всем заинтересованным предпринимателям: хотите удержать или вернуть покупателя – включайтесь в её развитие», – призывает Владимир Зубов.

Первая ласточка

Скоро первый фуд-холл появится в Белгороде.

«Мы работаем над этой концепцией, по сути, переформатируем рынок. И хотим показать белгородцам, каким он должен быть в XXI веке, – делится директор центрального рынка Роман Рубцов. – Главный упор сделаем на досуговое направление, чтобы люди могли не только покупать продукты, но и встречаться с друзьями, отдыхать, питаться».

Для этого планируется реконструкция здания, введение единого стандарта униформы для продавцов, ценников, вывесок, улучшение сервиса и доступности. Строят паркинг, появится траволатор – пассажирский конвейер, особенно удобный для передвижения маломобильных людей и покупателей с тяжёлыми сумками. Слабое звено на любом рынке области – парковочные места.

«Но всем владельцам ярмарок рано или поздно придётся об этом задуматься. Потребитель становится всё требовательнее. Если раньше достаточно было вентилятора в зале, то сегодня, если нет кондиционера, – к вам не придут, – считает Зубов. – Так и с парковками – люди хотят комфорта, удобств. И как создать качественный сервис, каждый владелец должен решать сам».

Вечный бренд

И всё‑таки дом можно построить, если есть хороший стройматериал. В данном случае – наполнение, аутентичность торгового места. И оно, конечно, в том разнообразии ассортимента, которое не встретишь ни в одном магазине.

«Ещё один очень ценный и важный для нас сегмент – свежая молочная продукция с частных подворий, которая пользуется огромным спросом и является своего рода изюминкой белгородского рынка. Коммерческое преимущество областных рынков и ярмарок – в продукции с коротким сроком реализации, минимальным количеством консервантов», – поясняет Роман Рубцов.

Именно на ярмарках могут продавать товары небольшие местные производители, в том числе хозяева личных подсобных хозяйств и фермеры.

«Причём на льготных условиях, – уточняет консультант управления по развитию потребительского рынка Максим Боровской. – Несколько лет назад члены Ассоциации розничных рынков и ярмарок Белгородской области приняли решение о том, чтобы 30 % от общего количества мест на ярмарках предоставлять сельхозпроизводителям на льготных условиях».

Как правило, такие места выделяют за символическую плату, а то и вовсе бесплатно (например, для бабушек, разово выходящих на рынок). Всего же на 46 белгородских ярмарках продавцам сельхозпродукции предоставляют около двух тысяч мест.

Популярны и уж точно независимы от конъюнктуры разовые, сезонные и периодические ярмарки, которых в год у нас проходит более трёх тысяч.

«Это хороший вид бизнеса, нестационарная торговля выполняет много важных функ­ций, в том числе по самозанятости населения. Его участники гибко реагируют на спрос, максимально быстро удовлетворяют потребности людей», – уверен Владимир Зубов.

Недостаток нестационарных ярмарок один – встречающийся некачественный товар, в «походных» условиях не всегда можно проверить его происхождение, сроки и так далее.

Тем не менее можно говорить о развитии этого вида торговли, постановке его на цивилизованные рельсы. Будущее рынков и ярмарок зависит от того, как сложатся многие факторы, включая покупательскую способность населения и готовность к переменам представителей торговли. Остаётся надеяться, что все они совпадут.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×