Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
07 февраля 2019,  11:41

Монстры в шкафу. Как младших школьников избавить от фобий

Монстры в шкафу. Как младших школьников избавить от фобий
  • Белгородская правда

Помните, уважаемые родители, чего вы боялись в детстве? Значит, вам легче будет понять своих детей, которые точно так же, как и вы когда‑то, боятся темноты, уколов и двойки по математике. Даже если они в этом не признаются.

А вот что делать с детскими страхами? И откуда они берутся? На эти и другие вопросы отвечает кризисный психолог, преподаватель института кризисной психологии «Иматон» (Санкт-Петербург), психолог белгородского медицинского центра «МДТ» Ирина Узянова. На повестке дня – возраст с 7 до 11 лет. Именно в этот период вчерашние малыши делают первые шаги в самостоятельную жизнь. Думаете, не страшно им? Ещё как страшно!

Тревога свыше нам дана

«Тревога – одна из базовых эмоций, получаемых нами при рождении, – поясняет Ирина Узянова. – Она запускает поисковый рефлекс. Например, вы идёте по лесу и слышите шорох. Вы ощущаете тревогу, смотрите по сторонам, пытаясь понять, откуда шорох. Видите, что упала ветка: опасности нет, тревога уходит. Увидели опасного зверя – срабатывает инстинкт самосохранения, принимаете какое‑то решение. То есть, тревога позволяет выживать в этом мире. Если же она длится долго и беспричинно, то постепенно переходит в тревожность, которая найдёт выход в конкретном страхе: высоты, темноты, паука… По сути, страх – это опредмеченная тревога».

— Откуда в семь лет может появиться тревога по отношению к школе?

— Родители транслируют свои переживания ребёнку: «Ты идёшь в школу, ты должен там хорошо себя вести, не подводи меня». А у него в этом возрасте преобладает словесно-образное мышление, чувственная сфера развита сильнее, чем интеллектуальная. Он понимает, что если мама так взволнованна, значит там, куда он идёт, небезопасно. Психика на всякий случай сохраняет состояние тревоги, чтобы не пропустить опасность. На фоне тревожности появляются страхи, связанные со школой: страх учителя, сверстников, своего несоответствия нормам и правилам. А если и учитель тревожный, то эти состояния усиливаются.

Чем больше чётких показателей стабильности вы ребёнку обозначите, тем ниже будет тревожность. Поэтому младшему школьнику важен режим. Чтобы он просыпался по утрам в одно и то же время, точно знал, кого увидит, что будет делать.

Ребёнок должен знать, что вы не повышаете голос ни при каких обстоятельствах, не ругаете его. Он вначале попробует своим поведением испытать, что вы не кричите, и успокоится. Как раз в этом возрасте появляются страх физического наказания и крика родителей.

— Ирина Михайловна, почему ребёнок так болезненно переживает не только шлепки, но и крик?

— Для него мама – гарант вселенской безопасности. И если от неё он получает шлепки, оскорбления – безопасности в мире для него нет. В итоге ребёнок может закрыться в себе, начнёт бояться всего. Или будет бороться: «Мама, не кричи на меня!». Слушайте своих детей, они всё говорят, что им нужно.

Быть лучше всех

— Что родителям нужно понимать про возраст 7–11 лет?

— Кризис 7 лет в психологии называется «Я – школьник». Но школа – это лишь внешняя часть изменений в жизни. Между тем многое меняется в психике ребёнка. Происходит смена основных переживаний. Он открывает факт переживаний как таковых. Это проявляется в фразах: я волнуюсь, мне страшно, не понимаю, что со мной происходит.

Ребёнок начинает стремиться к самоутверждению. Для него это значит быть лучше, чем все остальные. Одновременно происходит притязание на признание: ему важно чувствовать, что он хороший. То есть он хочет быть как все хорошим и в то же время лучше всех. Это столкновение двух понятий происходит в детской психике очень сложно. Поэтому появляются страхи, связанные с неуверенностью в себе: боязнь отвечать у доски, ошибиться. Школьник начинает избегать ситуаций, где он не может быть лучшим. Появляется страх, что кто‑то заметит, что он чего‑то не знает и не умеет. Такие страхи не всегда может проговорить, просто показывает, что не хочет идти в школу. Или, например, начинает часто болеть. Или по утрам у него появляется беспричинная рвота.

При этом у мальчиков в 1-м классе тревожность выше, чем у девочек. Девочки настроены на социальное одобрение, поэтому хотят всё делать правильно. Мальчики нацелены на личностное развитие, на то, что происходит внутри, поэтому они не совсем понимают, что делают в школе, и боятся не соответствовать требованиям.

— Как поддерживать ребёнка, если у него не ладятся дела в школе?

— Не ругать за неудачи в учёбе. Любую неготовность соответствовать школьным нормам нужно объяснять: «Ты пришёл в школу как раз для того, чтобы научиться. Ты пока не умеешь что‑то делать правильно, но обязательно научишься. Давай вспомним: когда‑то ты не мог букву «А» написать, а сейчас можешь». Надо показывать ребёнку динамику его развития на любом примере, который он помнит. Сам он ещё не умеет её осознать. Давать возможность проявить себя в творчестве и спорте. Постоянно убеждать тревожного ребёнка в том, что всё хорошо. Вселять в него надежду и терпеливо ждать, когда сформируется эмоционально-волевая сфера. В семь лет она ещё не готова к тому, чтобы сидеть на одном месте 45 минут да еще и выполнять разные инструкции и правила. А нам ведь главное – усадить. И чтобы на перемене не бегал.

Мы обездвиживаем детей, нарушаем заложенный природой баланс. Это влияет на тревожность, на мотивацию двигаться, потому что организм привыкает к обездвиженности как к норме. В итоге сказывается на мотивации к учению. Поэтому в требованиях к организации режима дня младшего школьника есть физические минутки на уроках, динамические паузы и танцевальные перемены, ежедневные прогулки. Спасибо тем учителям, которые неукоснительно соблюдают их.

Родом из снов

— Ирина Михайловна, какие ещё страхи могут сформироваться в этом возрасте?

— Дети начинают бояться фантазий и снов. Особенно снов – иногда просыпаются ночью, иногда говорят об этом днём. Как правило, это связано с неблагоприятной обстановкой дома или в школе. То есть происходит что‑то нехорошее, ребёнок видит и не понимает, как с этим жить. Поэтому психика отрабатывает это на снах.

Что можно сделать? Даём ребёнку карандаш, краски, просим: «Нарисуй, как выглядит то, чего ты боишься». Ведь самый верный способ побороть страх – взглянуть ему в глаза. Нарисовал, спросим: «Страшно? Давай сделаем так, чтобы не страшно было!» Дорисовать цветочки, шарики: «А теперь страшно?» И вместе увидеть, что он стал смешным и уже не таким страшным.

— Боязнь темноты тоже связана с фантазиями?

— Страх темноты – это страх неизвестности: мы не знаем, что в ней кроется. Ребёнок увидел в компьютерной игре или мультике какого‑нибудь монстра – образ отпечатался, и потом эти монстры чудятся ему в темноте.

Попробуйте вместе, взявшись за руки, зайти в тёмную комнату и поговорить: что может быть здесь? Пока он рассказывает, становятся видны очертания предметов: вот шкаф, кровать. Подойдите, потрогайте их.

Можно попросить ребёнка произнести вслух «Я боюсь темноты» десять, сто раз – сколько сможет. Чем больше он делится своими страхами, тем меньше остаётся.

Нужно гулять на улице не только днём. Вечером хотя бы постоять у дома некоторое время. В квартире не стоит одновременно во всех комнатах включать свет.

Поведение меняется

— Когда появляется страх потерять близких?

— Как правило, лет в 10–11. До этого возраста психологи не рекомендуют вести детей на кладбище, прощаться с умершими: они ещё не совсем осознают, что значит смерть, а лишь видят реакцию взрослых на событие.

Если семилетний ребёнок говорит: «Мама, я боюсь, что ты умрёшь», это не столько страх смерти, сколько страх остаться одному или не соответствовать тому, что он хороший. В его представлении весь мир, и семья в том числе, кружится вокруг него. И если что‑то с родителями не так, ребёнок делает вывод, что он плохой. Поэтому после трёх лет нужно постепенно строить жизнь семьи так, чтобы дети понимали: не всё в этом мире делается только ради них.

Гиперопека (чрезмерная опека), как и гипоопека (когда предоставлен самому себе) со стороны родителей создают у ребёнка ощущение, что ему чего‑то недостаёт. Сам он ещё не способен осознать, что в первом случае ему не хватает свободы выбора и самостоятельности, а во втором – внимания и любви. Куда приведут поиски этого недостающего – никто не знает.

— По каким основным признакам родители могут распознать в ребёнке повышенную тревожность и страхи?

— Если вы замечаете, что поведение ребёнка изменилось, и не понимаете почему; если стал неряшлив, начал рисовать на полях рабочих тетрадей, делает сильные нажимы на ручку; стал дёрганым, излишне много плачет, отказывается от какой‑то деятельности; часто спрашивает: «Мама, у нас всё хорошо? Ты меня любишь?»; проявляет агрессию в отношении людей, предметов – это причины быть более внимательным к нему.

— Что значит – быть внимательным?

— Когда вы много разговариваете с ребёнком, вы обо всех его переживаниях знаете. При появлении тревожных моментов родитель должен обеспечить безопасность, то есть постараться устранить вызывающую страх ситуацию, возможно – с помощью психолога.

Требования по школе снижаются. Никаких ругательств, исключить фразу «ты плохой». Не допускать выяснения отношений между родителями (на эти скандалы дети реагируют особенно остро, и если в дошкольном детстве реакция ребёнка – плач, то в начальном школьном возрасте дети замыкаются, что приводит к появлению заболеваний). Снизить общую нагрузку: должно быть время для свободных игр, для проявления себя.

Если же страх вносит коррективы в ежедневную жизнь, тем более если появились такие серьёзные признаки, как подёргивание, энурез, желудочные боли и рвота – надо незамедлительно обращаться за помощью к врачу-неврологу или педиатру. Важно создать в доме спокойную заботливую атмосферу – с улыбкой, совместным чаепитием и чтением книжки перед сном. И тогда ваш испуганный ребёнок поймёт: «Можно не бояться, ведь всё у нас хорошо».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×