Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 февраля 2019,  11:12

От «жигулей» до «порше». Какие авто ремонтировать интереснее

Чем наполнены будни автомеханика

От «жигулей» до «порше». Какие авто ремонтировать интереснееФото: pixabay.com
  • Статья

Белгородец рассказывает, почему с удовольствием берётся за починку старых иномарок.

Из строителей – в автослесари

«В 1992-м окончил Белгородский строительный техникум по специальности «техник-строитель». Поступал на механика, но баллов не добрал. После учёбы кем только ни работал! Пару месяцев после армии – каменщиком: мастером без опыта не брали, а работягам тогда, в начале 90-х, не платили. Ушёл в ППС, где платили хорошо, – пьяных по улицам собирал (смеётся). Потом подался на заработки на Север – трудился в деревообрабатывающем цехе столяром. И по возвращении в Белгород тоже работал по дереву: делал фасады для кухонь, мягкую мебель, карнизы.

Вообще люблю работать руками. Некоторые в компьютерные игры играют, а мне времени на это жалко, лучше пойду машину разберу-соберу. Все свои авто всегда ремонтировал сам – знал, что лучше меня никто не сделает. Только на развал-схождение в автосервис ездил.

Когда на мебели заработки сильно упали, начал искать новую работу. Думал: мне 40, куда идти? А тут знакомый позвал в автосервис. Он арендует гараж на выезде из города и сам уже несколько лет работает там по электрике. А мне предложил заняться автослесаркой».

Разобрать до винтика

«Пять лет там работаю и понимаю: моё. Мне в этой работе нравится всё! Поначалу, когда новая машина приезжала, которую я ещё не разбирал, в Интернете приходилось смотреть что и как. Например, поменять ремень газораспределительного механизма на иномарке. А сейчас – без проблем.

Уже, наверное, со всеми моделями поработал. Принцип ремонта у всех машин один. Не хватает, правда, спецключей, спецоборудования: в иномарках под каждую линейку нужны свои. Приходится подкупать постоянно. А для отечественных инструмент весь есть, их могу до винтика разобрать.

По ходовке всё делаю: от «жигуля» до «порше», «корейцев», «японцев». Из редкого, что в ремонте было, – «мустанг» 80-х годов, купешка. Интересная машинка, атмосферник такой! Движок у него мощный. Я на него музыку ставил. Был ещё «вольво» универсал 78-го года. Металл обалденный, толстый. Хозяин на него все детали оригинальные поставил, по всей России и даже за границей искал. Такие машины, конечно, интереснее ремонтировать. А в современных всё однотипное».

Сезонно и сдельно

«Новые машины обычно к дилерам ездят ремонтировать. Хотя некоторые поездили – хапнули там. Я даже не про цены, а про качество ремонта. То же ТО проходить – они поверхностно всё делают. Один клиент приехал, рассказал, что сделали. Я после них разбираю, смотрю – ничего не делалось. Салфеткой протёрли, показали: видишь, чисто! И всё. Женщин ко мне тоже много ездит. Потому что поняли, что официалы их разводят. И они им до поры до времени платят, а потом ко мне попадают и удивляются: почему так недорого?

У меня заработок сдельный – 50 % отдаю хозяину. В сезон за месяц получается тысяч 50 и больше, зимой – около 30. Цены на основные работы хозяин устанавливает. Например, на шиномонтаж они фиксированные. Хотя и тут постоянным клиентам скидочку делаю, хоть полтишок. А по другим работам цены варьируются, но они по городу примерно в одном диапазоне.

По слесарке я сам решаю, сколько – в зависимости от сложности. Если с разборкой узлов-агрегатов, говорю вилку цены. Потому что иногда дополнительные сложности в процессе вылезают. Например, меняешь сайлентблоки – и приходится болгаркой болты резать: приржавели намертво.

Я честно работаю, цены не завышаю. Многие удивляются: и всё? Даже сами, бывает, сотню накидывают. Или презенты везут, кто чем богат: домашнюю настойку, овощи-фрукты. Причём это в основном простые люди».

 

Такие разные клиенты

«Но есть и те, которые вроде при деньгах, а всё копеечку пытаются выгадать. Одному говорю: замена деталей будет стоить 1,5–2 тысячи. Сегодня приезжает: ну что, за тысячу поменяем? Говорю: даже не буду браться, минимум полторы. Всё поменял, а он опять: ну давай скидочку! Это такие люди, им хоть что‑то, а надо скинуть. Ещё есть халявщики. Один ездит вечно без денег. В первый раз нормально расплатился, во второй ничего, а в третий раз обещал по мобильному банку перевести за прошлый и нынешний ремонт – не перевёл.

Клиенты вообще разные бывают. Одни машину без проблем оставляют, если ремонт на несколько часов. Другие остаются, нос во всё суют, бывает, подсказать пытаются. Эти раздражают. Я им говорю: лучшая ваша помощь – невмешательство. Рассказывают, что сами бы починили, да гаража нет. Но таких меньшинство, в основном предпочитают, чтобы ремонтом занимались профессионалы. Не то что раньше: для каждого уважающего себя мужика гараж был вторым домом. А сейчас ленивые стали мужики. Хотя, скорее, менталитет поменялся. Деньги есть – легче заплатить специалисту, чем самому разбираться в устройстве механизмов.

Как определить, хороший ли специалист? Ездить надо, пробовать, искать. Я думаю, если порядок на рабочем месте, то, по идее, порядок должен быть и в голове. На меня, например, часто благодаря сарафанному радио выходят. Постоянных клиентов около 100, ещё 200–300 тех, что приезжают изредка. Я многих уже по последним цифрам номеров знаю. Звонят: «у меня что‑то машина не едет», – пытаются голосом изобразить, какие она при этом звуки издаёт (смеётся). Говорю: приезжайте, посмотрим, понюхаем».

Противная «хонда»

«Самая противная машина в ремонте? Ой, «жигуль». Особенно если старый и никогда ничего не откручивалось, всё заржавело. У иномарок, даже старых, такого нет. Делал недавно «ленд ровер» 97-го года. Машина – шик! Поднял на подъёмнике: всё цело, не ржавое. Хозяин купил его на рыбалку-охоту ездить.

С иномарками вообще приятнее работать. Вот у «японцев»: болт открутил, а он чистенький, хотя машине 20 лет. Неприятная Honda CR-V– маленький джипик такой, паркетник. Менял привод – всё проклял. Три часа потратил, а на другой машине за полчаса управляюсь. В маленьких машинках типа «матиза» вообще сложно всё, что под капотом делается: так компактно, что рука не пролезет, ничего не достанешь. А если по электрике ремонт какой, например лампочку поменять, – полмашины разобрать надо!

Из нелюбимого ещё замена жидкостей и смазок. Уделываешься обычно по самое некуда. Неприятно, когда приезжает машина запущенная: всё грязное, в масле, смазке. А когда чистенькая – и работать в кайф. Например, при замене прокладки можно снять всё грязное, заменить прокладку и собрать, как было. Многие так и делают, но я не могу. Всё помою, чтобы приятно было посмотреть».

На своём месте

«В январе-феврале у всех автослесарей спад. Это всё‑таки сезонная работа. Да и конкуренция большая. Круглый год идёт ходовка: приводы, «гранаты» (шарниры равных угловых скоростей – прим. авт.). Это такое, что менять надо срочно. Я людям, которые приезжают на диагностику, говорю: это сейчас поменяем, а это потерпит до весны. Что‑то лучше после зимы менять – с реагентами беда.

С каждым годом всё хуже и хуже. По своей машине сужу. Даже на иномарках днище ржавеет, хотя у них металл получше. Ещё в зависимости от того, как эксплуатируется машина, была ли она обработана изначально. Бывает, что и на нашей 20-летней всё родное и целое, а на другой, 10-летней, ржавчина насквозь. «Таврия», например, без обработки за пять лет превращается в труху.

Труд автомеханика лёгким не назовёшь. Коробки передач, например, тяжёлые приходится поднимать. Но я уже приспособился: на плечо положил и понёс. Иногда по утрам пальцы не могу согнуть. А руки беречь надо: они мой главный инструмент. Работаю в перчатках. Когда шиномонтажка идёт – на день пары, бывает, не хватает. Зато на переобувке до пяти тысяч в день можно поднять чистыми. Поэтому в начале весны и в конце осени неделями работаю без выходных. Но главное – мне моя работа доставляет удовольствие. Раньше, когда в других местах работал, постоянно ходил на взводе, с женой ругались. А тут я спокоен, на своём месте».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×