Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 декабря 2013, 15:25
 Евгений Филиппов 1159

Серые шейки

Дикие утки зимуют в белгородском парке Победы, но хлебом их кормить не надо

  • Евгений Филиппов

По выходным гуляю в парке Победы. С парой буханок хлеба. На берегу Везёлки, ближе к автомобильному мосту, есть небольшой полуостров. Там ждут друзья. Завидев меня, они ковыляют навстречу. А я крошу им хлеб, который они жадно глотают. Да, забыл сказать, друзья эти – дикие утки. Они зимуют на Везёлке в городском парке. Сейчас мороз усилился, речка замёрзла, и утки переместились ближе к зоопарку. Там ещё осталась полынья.

– Хлебом птиц кормить нельзя, – буквально огорошил меня заместитель директора Белгородского зоопарка по зооветеринарной части Николай Белов.

Я пришёл в зоопарк, чтобы посоветоваться со специалистом, как помочь уткам на Везёлке. Ведь они могут погибнуть от холода и бескормицы.

– Опасения ваши напрасны, – успокоил Николай Юрьевич. – Живущие в парке особи – это дикая форма речной кряковой утки. Еду они себе всегда найдут. Даже выращенные в неволе и выпущенные в природу, они не погибнут. У этих уток очень сильный природный инстинкт.

– А они могут улететь на новое место – где больше еды? – спросил я.
– Да, могут мигрировать, но, судя по всему, у них нет в этом необходимости. Сейчас создаются популяции птиц, которые живут рядом с человеком. Наши кряквы нашли своё место для зимовки рядом с зоопарком.

– Вы их тоже подкармливаете?
– Нет, они добывают еду сами. Часто прилетают подкормиться к нашим лебедям. Те их, правда, гонят...

В Белгородском зоопарке живут три лебедя-шипуна. Два самца и самка. Одного самца, по словам Николая Белова, пришлось отгородить, потому что они постоянно выясняли друг с другом отношения. Лебединая пара уже четвёртый год приносит потомство, а птенцов отдают в зоопарки других городов.

Лебедей считают символом благородства, однако Николай Белов развеял это утверждение.
– В дикой природе, в период размножения, самец уничтожает всех конкурентов в округе. Кроме того, он может убить выводок от прежнего ухажёра самки. Да и лебединая верность преувеличена. В случае гибели одной из птиц, вторая быстро находит замену, – рассказал Николай Белов.

Зимой в зоопарке пустынно. Да и не мудрено, ведь большинство его обитателей – теплолюбивые представители Америки, Африки и Австралии. Таких переместили на «зимние квартиры», а на свежем воздухе остались только морозоустойчивые особи.

Новосёл зоопарка и любимица белгородских ребятишек – гималайская медведица Маруся сонно выглядывает из своего домка-берлоги, который почему-то находится под самой крышей вольера.

– Эти медведи – дуплогнёздники, – сказал Николай Белов, заметив моё удивление. – Они зимуют в дуплах деревьев, иногда вьют на ветках гнёзда. Маруся уже впадает в спячку, но по молодости лет ещё не понимает этого. Вот и шатается по вольеру. А cоседка её, бурая медведица, уже давно залегла. У гималайских медведей, кстати, в отличие от бурых, хорошо развита хватательная функция лап, поэтому они могут лазать по стенам, как обезьяны.

И будто в подтверждение этого Маруся вылезла из своего дупла и, ухватившись за шест, попыталась спуститься вниз. Но, видимо, передумала, да так и замерла, обняв его.  Недалеко от медведей в вольере расхаживает большой амурский тигр по кличке Цезарь. В прошлом, кстати, цирковой артист. А рядом проживает львица Анфиса.

Мы подошли к пустому вольеру, и Николай Белов громко крикнул: «Анфиса, девочка моя, иди сюда!». В тот же миг из тёплого вагончика на морозный воздух выскочила молодая львица. Она пробежала вдоль решётки, упала на спину и, как домашняя собака, подставила нам своё пузо, чтобы погладили. Мы, конечно, воздержались.

– Я Анфиску кормил, когда она была ещё «котёнком», – объяснил Николай Юрьевич. – Вот она меня и признаёт. Одна только беда, не видит Анфиса одним глазом – катаракта.

– А что со львом Арчибальдом, на лечение которого белгородцы собирали деньги? – поинтересовался я.
– У Арчибальда обнаружили опухоль головного мозга, а такое заболевание в условиях нашего зоопарка не вылечить. Его забрали в подмосковный питомник, там больше возможностей продлить ему жизнь.

– Чем вы кормите животных?
– Хищников кормим говядиной. В день они съедают примерно 50 килограммов. Для остальных выращиваем кроликов, мышей, крыс. Один день в неделю у нас «разгрузочный». Ведь в дикой природе животные едят не каждый день. Кроме того, они больше двигаются. А в зоопарке такой возможности нет, поэтому раз в неделю, чтобы не было ожирения, наши питомцы не кушают.

– С хищниками понятно, а как же быть с утками на Везёлке? Чем их кормить, и стоит ли это делать? – уточнил я
– Кормить можно зерном, отрубями, но лучше не прикармливать. Они не погибнут.

– А хлебом?
– От хлеба у животных развивается подагра и мочекислый диатез. Его мы даже своим питомцам не даём.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×