Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 апреля 2016, 13:06
 Михаил Колосов 2299

Главный критерий – востребованность, главный эксперт – работодатель

До конца учебного года остаётся совсем немного, и уже сегодня будущие выпускники должны решать – где продолжить своё образование, какую профессию выбрать

Главный критерий – востребованность, главный эксперт – работодатель
  • Михаил Колосов

Какой выбор предлагает сегодня молодым людям система профессионального образования Белгородской области? Интервью с первым замначальника департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области Ольгой Павловой.

Кадры, школа и база

– Ольга Альбертовна, каков сегодня потенциал нашего региона в сфере профобразования? Как наша область выглядит на общероссийском фоне в этом отношении?

– Потенциал системы профобразования любого уровня определяется двумя показателями. Первое – это кадры, профессорско-преподавательский состав, научные школы, научные направления, которые развиваются в том или ином вузе. Нужно сказать, что у нас в регионе за последние несколько лет состояние кадровой обеспеченности улучшилось в разы, как количественно, так и качественно.

Прежде всего, увеличилось число кандидатов и докторов наук. Из почти девяти тысяч сотрудников системы высшего профобразования свыше 3,5 тыс. имеют учёную степень. Докторантов и аспирантов более полутора тысяч, и этот показатель каждый год растёт. Радует то, что идёт омоложение профессорско-преподавательского состава: 30% составляют специалисты до 35 лет, и это хороший баланс молодости и опыта. Серьёзные подвижки за последние годы произошли и в системе среднего профобразования. Если в 2006 году доля молодых педагогов и мастеров производственного обучения составляла 7,7%, то в 2011 году эта доля выросла до 9,6%, а сегодня – почти 24%. Это хорошая тенденция – отрасль становится привлекательной для молодёжи: работать в техникумах и колледжах сегодня престижно.

Научные школы и направления – здесь должна быть преемственность поколений. Несмотря на то, что белгородские вузы достаточно молоды (для вуза 100-150 лет – это начало большого пути), ими выстроена работа по привлечению учёных из других субъектов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья и взращиванию собственных. В качестве примера можно привести научные школы доктора сельхознаук, профессора БелГУ Сорокопудова, под чьим руководством ведутся исследования по интродукции и селекции садовых растений. Научная школа, действующая в стенах БГТУ имени В.Г. Шухова, которой руководит доктор технических наук Логачев, развивает современные методы исследования рудничной пыли. В аграрном университете тоже закладываются научные традиции.

Белгородские вузы активно развиваются и подтверждают свои достижения на уровне страны. Только 29 ведущих вузов России из более 1 300 имеют статус научно-исследовательских, один из них – БелГУ. В Топ-50 крупнейшего рейтингового агентства «Эксперт РА» входят Белгородский государственный университет и БГТУ имени В.Г. Шухова. По оценке Министерства образования, БУКЭП в 2015 году вошёл в тройку лучших негосударственных вузов России.

Второй показатель возможности системы – это материально-техническая база. В настоящее время профессиональные образовательные организации региона практически все обеспечены общежитиями, а в некоторых колледжах и техникумах наблюдается профицит мест. Только в прошлом году на прилегающих к организациям СПО территориях были построены три многофункциональные спортивные площадки. В 2016 году планируется ввести в эксплуатацию ещё четыре спортивные площадки открытого типа. На содержание организаций среднего профессионального образования с учётом всех видов затрат на обучение студентов из регионального бюджета ежегодно выделяется около полутора миллиардов рублей.

Значительные средства государство сегодня вкладывает и в высшую школу – общий объём финансирования вузов области по всем видам финансового обеспечения в общей сложности составляет около шести миллиардов рублей в год. При этом образовательные организации пополняют внебюджетную часть посредством проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Объём НИОКР, выполняемых нашими вузами, только за прошлый год составил более 1,3 млрд руб. 745 тысяч кв. м – это общая площадь зданий, которые сегодня используются в учебном процессе высшими профессиональными организациями региона. Около 55% оборудования в вузах не старше пяти лет. Цифры внушительные, правда?

И всё же самый главный рейтинг – это востребованность выпускников на предприятиях. Главным экспертом в этом деле является наш работодатель.

Фото Владимира Юрченко

Дуальная перспектива

– Последние несколько лет в нашей области активно идёт реформирование системы профобразования в первую очередь внедрение системы дуального обучения. Можно ли уже говорить о переводе профессиональной подготовки на новые рельсы?

 – За последние пять лет наша область дважды побеждала в конкурсе Министерства образования и науки РФ по модернизации профессионального образования. В 2014 году Агентство стратегических инициатив признало нас пилотной площадкой в сфере дуального обучения из семи регионов России. В том же году опыт Белгородской области по модернизации рекомендован Министерством образования к тиражированию. В 2015 году президент РФ в ежегодном послании Федеральному Собранию отметил, что Белгородская область является лидером в системе профобразования. И в начале текущего года комитет по науке, культуре и образованию Совета Федерации РФ рекомендовал модель частно-государственного
партнёрства Белгородчины в сфере профессионального образования для широкого внедрения.

В регионе система дуального обучения действительно состоялась, развивается, и уже видны первые результаты. На сегодняшний день сто процентов профессиональных образовательных организаций второго и последующих курсов обучаются в рамках реального производства.

Если говорить о среднем профессиональном образовании, то сотрудничество с бизнесом, определение якорных работодателей, заключение соглашений между ними и правительством области позволили привлечь определённые инвестиции в развитие техникумов и колледжей. Ежегодно совместными усилиями и по предложениям якорных предприятий открываются новые профессии и специальности. Пополняется материально-техническая база, ведутся ремонтные работы. Работодатели безвозмездно предоставляют технику для производственной практики, организуют прямые заказы для своих подшефных, пополняя бюджет учреждений СПО.

Подготовка специалиста среднего звена, умеющего работать руками, должна вестись специалистами-практиками. Потенциал в этой части у нас заложен: около 10% преподавателей в системе СПО – производственники, при этом ещё более трёх тысяч наставников из числа работников предприятий обучают студентов на самом производстве.

Мы выстраиваем модель взаимовыгодного сотрудничества: готовим кадры, полностью ориентированные на потребности предприятий, взамен просим работодателей вникнуть в организацию учебного процесса. Это и включённость в образовательную программу, и возможность совместного использования материально-технической базы. Сегодня практически вся земля сельхозтехникумов обрабатывается совместно с якорными работодателями, ребята и работают, и учатся управлять современной техникой. Выручка от обработки земли делится в равных долях, образовательная организация зарабатывает и на эти деньги развивает материально-техническую базу, создаёт условия для более качественного обучения. Таким образом, речь идёт не о благотворительности, а о партнёрских отношениях.

Надо отметить, что опыт дуального обучения имеется и в системе высшего образования. С 2014 года в регионе реализуются два проекта по созданию университетов прикладных наук на базе Белгородского государственного аграрного университета им. В.Я. Горина и Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. Сегодня практико-ориентированным обучением в аграрном университете охвачено более 2 000 студентов 14 специальностей, в технологическом университете им. В.Г. Шухова – около 1 000 по 20 инженерным специальностям. На базовых предприятиях проводятся выездные практические занятия, учебные практики, онлайн-занятия и мастер-классы. Выполнение комплексной выпускной квалификационной работы по заявке работодателя позволяет выпускникам вуза в последующем трудоустроиться на предприятие, по которому и проводилось исследование.

Базовые кафедры на предприятиях имеют и другие высшие учебные учреждения региона. Всё это позволяет если уж не реализовать идею дуального обучения полноценно, то обеспечить практико-ориентированность образования.

Фото Вадима Заблоцкого

Изменить сознание

– Получилось ли уже сформировать новую психологию, отношение к дуальному обучению в системе СПО?

– За два года, на мой взгляд, произошло существенное изменение сознания. В первую очередь, у студентов – за счёт независимой оценки качества профессионального образования. Ребята поняли, что без реальных умений и навыков они не получат сертификат, подтверждающий их уровень квалификации, разряд. Да, им выдадут диплом. Но если при трудоустройстве работодатель не увидит сертификат с подписью отраслевого совета работодателя, как он поймёт, что перед ним не просто выпускник ссуза, а специалист на самом деле? У очень многих изменилось отношение к учёбе. У преподавателей спецдисциплин, мастеров производственного обучения, руководителей техникумов и колледжей сегодня иное понимание конечного результата их деятельности – главное, чтобы студенты не с отличными дипломами из учреждения вышли, важнее другое – при прохождении независимой оценки выпускники должны продемонстрировать квалифицированной комиссии, состоящей только из числа работников предприятий, какими компетенциями овладели, стали ли специалистами. Успешная сдача такого экзамена – своеобразная путёвка в жизнь, представители предприятий не только присваивают разряд, но и приглашают на работу.

Нельзя не сказать об общемировой тенденции, которую отмечают социологи, психологи и педагоги, – инфантильность молодых людей, позднее взросление. Сегодня у многих не только девятиклассников, но и одиннадцатиклассников туманное представление о том, что их ждёт взрослая жизнь и учатся они вообще-то для того, чтобы стать специалистами, быть полезными своей семье, стране. Задача техникумов и колледжей в первую очередь – дать практические умения, научить применять теоретические знания на практике. Это уровень владения техникой и технологией производства, основы производства конкретного продукта, товара, услуги и так далее. Предпринимается немало усилий, чтобы у ребят произошёл перелом сознания, появилось понимание важности практического обучения.

Меняются и работодатели: когда процесс начинался, у производственников были опасения, что студентов направлять на производство нельзя, нет практических навыков, это лишь обуза. Сегодня ситуация меняется. Работодатели вкладываются в студента, определяют наставника (причём ряд предприятий направил на подготовку своих наставников для овладения педагогическими методиками. Есть понимание, что этот наставник сможет на более высоком уровне передать своё умение, и цепочка продолжится). И ребята работают, не только учатся элементарной трудовой дисциплине и навыкам производства, но и выпускают продукцию. У кадровых служб предприятий появляется возможность объективно, своими глазами определить лучших. Есть понимание, что если помогать студентам развиваться, то предприятие на выходе получит неплохого работника. Подготовка квалифицированных кадров – наше общее дело, дело государства и работодателя.

Безусловно, не всё гладко. Есть и нерадивые студенты, неготовые так много трудиться, есть и работодатели, которые подходят к дуальному обучению несколько однобоко, в большей степени используя ребят как дешёвую неквалифицированную рабочую силу. Но это единичные случаи. В большей степени бизнес вошёл во вкус в этом отношении.

– Закрывает ли потребности региона система среднего профобразования?

– Сегодня, когда плановая экономика осталась в прошлом, заказ на специалистов формируется следующим образом. В первую очередь, исходя из своих потребностей в специалистах, для техникумов формируют свой план-задание якорные работодатели. Это процентов 70 с учётом запросов работодателей-партнёров. 20 % в среднем заказывают муниципалитеты и около 10% координируют отраслевые советы работодателей. Их у нас восемь, именно они утверждают контрольные цифры приёма, рассматривают итоговые результаты приёмной кампании, согласовывают места с учётом потребностей малого и среднего бизнеса.

Когда специалисты обучены, якорные работодатели и работодатели-партнёры имеют возможность взять лучших. Берут, как правило, не 70 %, а около 50.

20 % уходит на свободный рынок. Если вы посмотрите вакансии на бирже труда, то увидите, что большая часть из них – это рабочие профессии, специалисты среднего звена. На этом уровне образования процент трудоустройства выпускников очень высокий – более 96 %. Не устраиваются только те, кто не хочет работать. По выпускникам вузов ситуация чуть хуже – 78 %. Но тем не менее это хороший показатель в масштабах страны и практически первый по ЦФО. Если говорить о вузовском образовании, то по-прежнему наиболее востребованными остаются врачи, педагоги, специалисты в сфере сельского хозяйства и строительства. Менее востребованы, как и по всей России, юристы, экономисты, менеджеры.

– Кстати, в последние годы фраза о том, что юристов хватит и они в таком количестве уже не нужны, звучит практически как заклинание. Сказалось ли это на предпочтениях абитуриентов?

– Прежде всего, это сказывается на психологии ректоров. Каждый год вузы области уменьшают число контрольных цифр приёма на внебюджетной основе по этим специальностям. Министерство образования и науки по ходатайству региона также ежегодно сокращает число бюджетных мест данной направленности. При этом в СПО уже несколько лет не ведётся приём по юридическим и экономическим специальностям. Таким образом, как говорится: не мытьём, так катаньем пытаемся переломить ситуацию как воздействуя на мировоззрение, так и активно действуя.

Работодатели, мягко говоря, неохотно берут выпускников юридических и экономических факультетов. Однако если взять базу вакансий, то возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, потребность в юристах и экономистах есть, с другой – выпускников вузов на имеющиеся вакансии не приглашают. Хочу подчеркнуть, дело не в том, что эти специальности не нужны, здесь дело в другом: на фоне некоторого перевоспроизводства в этой сфере работодатель имеет возможность выбирать, поэтому и планка его высока. Сегодня востребованы опытные специалисты-практики, состоявшиеся в профессии. В этой связи необходим перерыв в подготовке примерно лет на пять, чтобы ушли те, кто получил юридическое и экономическое образование ещё в советское время, полноценно социализировался, имеет практический опыт и ещё относительно молод. А вузам необходимо работать над качеством подготовки, прежде всего в практической её части.

В одной связке

– Назовите связки «предприятие – учреждение СПО», которые сформировались и заработали реально.

– Конечно, это агрохолдинг БЭЗРК и Ракитянский техникум. Лебединский ГОК и Губкинский горно-политехнический техникум. Необходимо отметить и пионеров в данном деле – Группу компаний «Агро-Белогорье» и Дмитриевский сельхозтехникум. Серьёзные подвижки есть в организации взаимодействия
ГК «Зелёная Долина» и Корочанского сельскохозяйственного техникума. Это те, кто уже состоялся. Неплохо налаживают сотрудничество Белгородский строительный колледж и некоммерческое партнёрство «СРО «Строители Белгородской области».

Работодатели видят, что подготовленные по дуальной модели обучения выпускники учреждений среднего профобразования выходят ещё и с двумя рабочими профессиями, иным уровнем технической культуры и культуры производства тоже. Кстати, с 1 января 2017 года студенты СПО в армию в 18 лет уже уходить не будут. В соответствии с вступившим в силу федеральным законом, студенты ссузов получают отсрочку, как и студенты вузов. Это несомненный плюс, ведь раньше было обычной практикой, что парень отучился два-три года, осталось три-четыре месяца до диплома, а его призывают в армию. Вернувшись, кто-то доучивается, а кто-то нет. Поэтому это очень хорошее решение, которое, я уверена, тоже сыграет свою роль для белгородских старшеклассников при выборе уровня образования.

– Сегодня системы ВПО и СПО в регионе существуют отдельно, конкурируют или дополняют друг друга?

– Конечно дополняют. Хороший пример плодотворного сотрудничества – Белгородский строительный колледж и технологический университет имени Шухова. У нас выстроена программа, по которой ребята из «технолога» получают рабочую профессию на базе БСК. Бесплатно, за счёт бюджетных средств. За два года подготовили более 200 человек. Безусловно, они будут более востребованы на производстве. С другой стороны, сегодня вузы активно включились в лицензирование профессий среднего профобразования. У нас в аграрном университете больше 20 специальностей СПО – агрономия, механизация. НИУ «БелГУ» – восемь специальностей медицинского спектра. По такому же направлению институт искусств и культуры, университет потребкооперации и МИСиС. Лучшие ребята, получив практические навыки, могут идти дальше.

Нам понадобилось три года, чтобы выстроить единые сопряжённые программы, которые позволяли бы выпускнику СПО сразу переходить на второй курс вуза. Была проведена колоссальная работа по синхронизации учебных программ, устранению дублирования дисциплин и их взаимозачёту. Да, каждый должен заниматься своим делом. Высшая школа – это всё-таки наука, а СПО – это в первую очередь практико-ориентированный подход. Но на данном этапе такое сотрудничество целесообразно и выгодно: вузам, ссузам, и, конечно, самим студентам.

– Какие профессии являются наиболее перспективными в будущем?

– По поручению президента Министерство образования определило Топ-50 востребованных и перспективных профессий. Надо понимать, что востребованные и перспективные профессии – это разные вещи. Востребованные – популярные сейчас. Перспективные профессии – это будущее, причём уже недалёкое, буквально несколько лет. Мы уже определили перечень профессий, пока нет никаких стандартов подготовки по ним, но мы понимаем, что нам нужно ориентироваться на эти направления уже сегодня. Дизайнер интерфейсов, архитектор энергоэффективных домов, проектировщик умного инфраструктурного дома. Проектировщик 3D-печати в сфере строительства – это практически рядом. В ближайшие 10 лет 3D-технологии, биотехнологии и технологии в информационной сфере станут главными составляющими будущего и нашей страны, и мира. В этих направлениях будут развиваться и наука, и техника. Естественно, и профобразование так или иначе пойдёт в этом направлении. Появляется потребность, появляется специалист, который должен будет эту потребность закрыть.

– Что бы вы сказали в напутствие нынешним выпускникам – завтрашним абитуриентам?

– Сегодня образовательный потенциал нашего региона соответствует запросам времени. Возможности наших вузов и ссузов позволяют получить престижную профессию, стать квалифицированным специалистом и достойным, счастливым, состоявшимся в жизни человеком.

Наверняка кто-то из выпускников 2016 года решит продолжить образование за пределами области. Но независимо от того, какое решение вы примете: учиться ли в лучших европейских вузах, ведущих вузах Москвы и Санкт-Петербурга, либо получить образование здесь, в нашей области, самое главное, чтобы потом вы вернулись на родную землю и трудились на ней и ради неё. Поэтому я хочу призвать: какой бы выбор вы ни сделали, пусть его итоговый результат будет в пользу Белгородчины.


 

Наиболее востребованные на рынке труда Белгородской области профессии и специальности, требующие среднего профессионального образования:

автомеханик; мехатроник; техник по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта; наладчик-
ремонтник промышленного оборудования; плиточник-облицовщик; повар-кондитер; технолог; специалист
в области контрольно-измерительных приборов и автоматики; специалист по аддитивным технологиям;
специалист по технологии машиностроения; техник-механик в сельском хозяйстве; токарь-универсал;
электромонтажник; агроном; ветеринар; ветеринарный фельдшер; тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; электромонтёр; техник по ремонту и обслуживанию электрооборудования; крановщик; воспитатель.

Знаете ли вы, что…

  • система профессионального образования области представлена 35 профессиональными образовательными организациями и 18 организациями высшего образования;
  • в Белгородской области обучаются 1,2 тысячи студентов из Индии, Анголы, Китая, Сирии, Ирака и других стран дальнего зарубежья;
  • на базе вузов Белгородской области действуют 145 малых инновационных предприятий;
  • за время реализации программы дуального обучения якорные предприятия инвестировали в систему СПО 159 миллионов рублей;
  • все педагоги профессионального образования проходят ежегодную стажировку на предприятиях региона;
  • по результатам социологического опроса в декабре 2014 года подавляющее большинство предприятий области считает систему дуального обучения полезной и эффективной;
  • в 2015 году ежегодную ярмарку-выставку «Парад профессий» в Белгороде посетили более пяти тысяч человек, из них три тысячи – школьники;
  • за последние три года доля девятиклассников, выбравших среднее профобразование, выросла на 27% (2012 год – 20%, 2015 – 47%).
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×