«Ему было всего шесть лет, когда он попал на фронт. Мальчика подобрала воинская часть осенью 1942 года. Под Сталинградом Серёжа спас своего командира, за что и был награждён медалью «За боевые заслуги», – рассказал руководитель киностудии Вадим Бойко.
Был именно таким
В кадре – маленький белобрысый пацанёнок играет с божьей коровкой, и тут начинается артобстрел. Блиндаж разбомбили, Серёжа выбирается из-под обломков брёвен и пытается вытащить командира. Силёнок не хватает, он под пулями ползёт к своим и приводит на помощь солдат.
За этот фильм на Всероссийском фестивале детского творчества «Весенняя капель», который в конце марта прошёл в Липецке, «Золотой кадр» получил Гран-при.
«Правда, – вспомнила Ольга Бойко, второй руководитель студии, – потом один из членов жюри подошёл ко мне и говорит, всё, мол, хорошо, только уж очень сын полка у вас упитанный, в войну таких детей не было. А Серёжа был именно такой, кругленький и симпатичный. Мы разыскали его фото и постарались найти похожего мальчика».
Маленького сына полка сыграл шестилетний Артём Попов, его Вадим Николаевич привёл из секции карате, которую он ведёт в спортивной школе «Лидер».
В фильмотеке «Золотого кадра», насчитывающей несколько десятков работ, много документальных лент о войне, одна из известных, снятая в 2014 году, «Санинструктор Зина» – о Зинаиде Туснолобовой, которая принимала участие в боях за Старый Оскол.
Мысль рассказать о маленьких героях Великой Отечественной войны пришла на худсовете, когда обсуждали идею очередного фильма.
«О сынах полка долгое время умалчивали, и до сих пор неизвестно, сколько было юных солдат. По некоторым данным, около четырёх тысяч. Во время Нюрнбергского процесса со стороны Запада звучали косвенные обвинения, что мы в войне использовали даже детей, и в угоду политике их просто вычеркнули из истории. Маленьких солдат в основном не заносили в списки воинских частей, они не стояли на довольствии, но все тяготы войны переносили наравне со взрослыми и воевали бесстрашно. Они боялись темноты, но не боялись погибнуть, – рассказала Ольга Анатольевна. – Отсюда и название «В списках не значатся».
Над 14-минутным фильмом работали почти год. Два месяца ушло на подготовительную работу. Ребятам пришлось изучить много материалов, они связывались с архивами и музеями.
«Хотели сделать фильм о сынах полка из Белгородской области. Но благодаря помощи прохоровского музея «Третье ратное поле России» отыскали только Лёню Джуса», – рассказал Вадим Бойко.
Ребята со своими руководителями несколько раз ездили в Прохоровку, в село Малояблоново, на его родину.
«Оно совсем маленькое, там живут только старики. Возле заброшенной и разрушенной школы стоит бюст 16-летнего Лёни Джуса. Когда мы работали, к нам подходила бабушка, которая ещё помнит его. «Про Лёньку кино делаете? – спросила. – Хороший парень был, боевой». И действительно, не побоялся во время боёв на Курской дуге перейти линию фронта и выйти к своим, – рассказал восьмиклассник Данила Чирков, журналист «Золотого кадра».
Данилу пригласили на роль настоящего артиста. Нужен был парень, объяснил Бойко, с хорошей дикцией и приятным голосом. Данила, по мнению руководителя, замечательно справился со своей ролью, рассказы о сынах полка, а их в ленте несколько, озвучены им.
«Лёня не дожил до победы, он погиб в 44-м в Румынии, закрыл своим телом командира. Был посмертно награждён орденом Отечественной войны II степени. А вот Георгий Артёменков дошёл до Берлина, брал Рейхстаг, – словно продолжая озвучивать фильм, говорит Данила. – Последние кадры мы снимали в Санкт-Петербурге около трёхмерной панорамы «Битва за Берлин». Вадим Николаевич смог договориться – и нам для съёмок дали целых полчаса».
Детское кино
«Все фильмы выносим на суд школьников. В актовом зале устраиваем презентацию, и если нравится, он получает право на жизнь, – сказала Ольга Бойко. – Работы студии показывают по всей стране. Мы участвуем во многих кинофестивалях и этим даём согласие на демонстрацию наших картин. Естественно, это всё бесплатно».
Хотя, по словам Вадима Бойко, все кадры документальной хроники, которые они вставляют в киноленты, приходится покупать. Для последней работы на фестивале в Минске предложили одну минуту за 50 евро, потом как школьникам сделали скидку до 20.
«Конечно, дело это затратное, нужны средства на камеры, компьютеры, поездки на фестивали. Где-то нам помогает школа, городская администрация. Хотелось бы новые камеры, ведь киноиндустрия движется вперёд семимильными шагами», – сказал Вадим Николаевич.
Ученики студии и сам Вадим Бойко несколько раз становились лауреатами премии президента по поддержке талантливой молодёжи в рамках национального проекта «Образование», все гранты шли на оборудование и материалы.
«Мы снимаем кино для детей. Поэтому стараемся разговаривать с ними на их языке. И в этом полагаемся на наших ребят. А мы так, потихоньку руководим в сторонке. Я отвечаю в основном за литературную часть, а Вадим Николаевич занимается аппаратурой и монтажом», – рассказала Ольга Бойко о распределении ролей.
В «Золотом кадре» около 60 человек – от первоклашек до старшеклассников. Программа занятий рассчитана на три года.
«Первогодки учатся держать камеру, – говорит Вадим Бойко. – Потом идём дальше, пишем сценарии, участвуем в съёмках, осваиваем секреты монтажа. Главное, чтобы ребятам было интересно. Как-то привела мама своего сына и говорит: «Возьмите его, весь дом в пластилине, всё время лепит и лепит». Теперь он у нас лепит фигурки для анимационных фильмов, не выпроводишь».
Прозвенел звонок – и в небольшую комнату киностудии влетело несколько человек.
«Вадим Николаевич, мы на минутку, только посмотреть, как вы здесь без нас, – закричали ребята. – Вот так всегда, собираемся вместе после уроков, чай пьём, обсуждаем, спорим», – улыбнулась Ольга Бойко.
Будут новые фильмы
История «Золотого кадра» началась в 2003 году. В этот год открылась 40-я школа, а вместе с ней и киностудия. На её счету многочисленные победы на фестивалях.
Владимир Пархоменко, один из первых кружковцев, как сказала Ольга Бойко, отучился в колледже при ВГИКе, сейчас там же на первом курсе. Окончил Ярославский театральный институт Владимир Дровников.
Состав «Золотого кадра» постоянно меняется. Сейчас основную работу по подготовке сценариев выполняют 11-классница Дарья Шишкина и 9-классница Елизавета Петренко. На монтаже сидят Надежда Сажина (8-й класс) и Дмитрий Тюменцев (9-й класс), оператор – Милана Пчелинская (7-й класс).
Надя Сажина недавно переехала из Череповца. Там, говорит, не было такой школьной киностудии. Себя в будущем она видит режиссёром.
А любителя лепки Диму Тюменцева мама не хочет пускать учиться на аниматора. Так он говорит, окончу школу, потом институт, который мама выберет, и всё равно пойду, куда решил.
Данила Чирков хоть и считает свой дебют состоявшимся, пока ещё не видит себя в киношной сфере.
«Кем буду, пока не решил, но определённо моя профессия не будет связана с точными науками, займусь «говорильней», – сообщил Данила.
«Мы не ставим целью обратить всех в режиссёров, актёров, операторов. Играя в кино, ребята расширяют свой кругозор, глубже знакомятся с родной историей, я бы сказала, учатся патриотизму, обретают новые навыки. Как-то они предложили, давайте делать анимацию на компьютере. Я говорю нет, только ручками и только на столе, где каждый слой мы сделаем и переложим сами», – сказала Ольга Бойко.
В планах «Золотого кадра» съёмки документальной картины о 17 героях-бронебойщиках, которые освобождали Старый Оскол зимой 43-го года.
«Мы идём к этому фильму три года. Думаем снять реконструкцию последнего боя у разъезда Набокино. Нужны противотанковые ружья, пока нашли всего три. Можно, конечно, сделать их из дерева. Но ребята хотят, чтобы всё было по-настоящему. По сценарию необходимо отснять серию взрывов, будем приглашать взрывотехников из Москвы, надеемся, что наш клуб «Поиск» нам поможет в этом. Ждём зимы», – сказал Вадим Бойко.