Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09 июля 2022,  10:00

«Другого такого нет». В Белгородской области завершается реконструкция древнего монастыря

9 июля Русская православная церковь отмечает праздник Тихвинской иконы Божией Матери

«Другого такого нет». В Белгородской области завершается реконструкция древнего монастыряФото: Олег Гончаренко
  • Статья
  • Статья

Борисовский Богородицко-Тихвинский женский монастырь восстанавливают уже 8 лет. Последние три года идёт масштабная реконструкция. Построен и готовится к освящению главный храм монастыря. О прошлом этой обители «БелПрессе» рассказал историк, начальник управления по делам архивов Белгородской области Павел Субботин.

Святое место

— Павел Юрьевич, Борисовский монастырь регулярно появляется на страницах газет, о нём снимают фильмы, выходят теле- и радиопередачи, много сил было вложено в его восстановление. С чем связан такой интерес?

— Это один из самых древних монастырей в Белгородской области, его история насчитывает три столетия. К середине XIX века он был уже широко известен за пределами нашего края и бурно развивался. Вся Монастырская гора в Борисовке была усыпана белоснежными церквями, домиками с кельями. Здесь были свои школа для детей, бесплатная гостиница для паломников, больница, богадельня, скотный двор и трапезная. В начале ХХ века здесь подвизалось свыше 1 500 монахинь и послушниц, пришедших со всей России. Отсюда вышло несколько игумений для монастырей в Белгороде, Казани, Курске, Твери. Здесь же подвизалась родная дочь выдающегося русского миссионера, митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) – матушка Поликсения.

 

 

— Что привлекало их сюда?

— В первую очередь, высота духовной жизни, репутация святого места. Борисовские монахини состояли в духовной переписке с преподобными Оптинскими и Глинскими старцами, с монашеством святой горы Афон. Много подвижников лично посещали это место: старцы Василий Площанский, Филарет Глинский, Макарий и Иосиф Оптинские, священномученик Никодим (Кононов). Личное участие в жизни обители принимал святитель Иоасаф Белгородский.

Это место было ознаменовано явлениями Пресвятой Божией Матери, исцелениями парализованных людей и другими чудесными событиями. Так, преподобный Макарий Оптинский во время своего посещения обители исцелил больную лихорадкой пятилетнюю девочку, что было засвидетельствовано окружающими.

Благочестивый основатель

— Как появился этот монастырь?

— Он был основан в 1713–1714 годах выдающимся сподвижником Петра I – Борисом Шереметевым. Это поразительная личность – представитель древнего боярского рода, первый граф в истории страны, разносторонне образованный и талантливый фельдмаршал, которого любили солдаты и уважали противники.

В 1690-е годы он был воеводой Белгорода и провёл ремонт городских укреплений, тогда же возглавил огромный военно-административный округ – Белгородский разряд. Под его командованием состоялись походы в Крым и под Азов, а во время Северной войны он стал одним из главных военачальников империи.

Англичанин Уитворт писал: «Шереметев самый вежливый человек в стране и наиболее культурный… несомненно обладающий личной храбростью… чрезвычайно любимый в своих поместьях и простыми солдатами». Граф был настолько популярен в солдатской и народной среде, что о нём слагали песни и рассказы. К сожалению, Борис Петрович во многом незаслуженно забыт в наше время и мало известен большинству белгородцев.

— Зачем ему потребовалось основать монастырь?

— Борис Петрович всю жизнь провёл на службе царю и Отечеству, постоянно находился в военных походах и дипломатических поездках. При этом он был настоящий семьянин, тосковал по близким и это чувство родственной любви привил всем своим детям. Кроме того – он был очень религиозен, с юности любил монастыри и храмы, а под конец жизни думал принять монашество, но царь не отпустил его со службы. Поэтому граф основал в своём имении в Борисовке небольшую женскую обитель, насельницам которой завещал молиться за его родителей, детей и близких, за него самого и всех православных христиан. Этому перечню имён уже 300 лет и он до сих пор звучит на службе. Для меня это история личной веры и любви, которые скрывались за регалиями и службой государству.

 

Самодостаточный мир

‒ Что вас больше всего поразило при работе над историей обители?

— Поразило два обстоятельства. Первое – монастырский мир дореволюционной России был абсолютно самодостаточен, насыщен жизнью и богат на события. Монахини дружили и общались с другими монастырями, помогали друг другу материально, отправляли посылочки со своим рукоделием, давали советы и делились полезными контактами, принимали в монастырской гостинице на временное проживание чьих‑то близких, сами ездили друг к другу в гости. При этом они посылались в командировки по делам обители, могли выехать на лечение или съездить уладить семейные дела. Это несмотря на ежедневную не менее насыщенную богослужебную жизнь. Многие среди насельниц были образованные и начитанные, писали духовную прозу и стихи. Это был огромный, интересный мир, о котором большинство из нас не подозревают.

— А второе?

— Это было… молодёжное движение! Разумеется, в монахини посвящали женщин в возрасте, а большинству послушниц предоставляли право и свободу переменить свой выбор. Но если посмотреть на время их прихода в монастырь, то видно – большинство пришло довольно юными. Истории поступления в монастырь были историями осуществления мечты, порой наперекор родным. Сохранились поимённые списки монахинь и послушниц и согласно этим документам, большинство из них приходили в монастырь в возрасте 20‒30 лет. И часто оставались навсегда, потому что это было их заветное желание. Это было самое настоящее молодёжное движение, о котором нам мало кто когда‑либо рассказывал. Современному светскому человеку здесь есть над чем задуматься.

 

 

— Чем они все занимались, на что жили?

— Самых первых монахинь продуктами и средствами по завету основателя содержала семья Шереметевых. Но постепенно число насельниц росло и уже в первой половине XIX века их стало далеко за сотню. Каких‑либо значительных владений монастырь не имел, а монахини и послушницы подрабатывали рукоделием и освоили иконообдельческий промысел. Украшаемые ими борисовские иконы приобрели свой особый художественный стиль, заполонили весь юг Российской империи и попадали даже в другие страны. За этим стоял тяжёлый кропотливый труд, который занимал у борисовских сестер всё свободное время. Работали с утра до ночи. Это были труженицы, которые в большинстве своём содержали себя самостоятельно.

Богатейшая история

— Вот уже 8 лет, как монастырь возрождается. Завершается его многолетняя реконструкция, а вы готовите к изданию книгу по истории обители. Чем обещаете порадовать читателей?

— Думаю, мы все ранее недооценивали важность этого места, глубину его истории, переплетение судеб насельниц с историей нашей страны. Документы монастыря хранятся в крупнейших архивах и музеях России – в Государственном Эрмитаже, Российском государственном историческом архиве, Российской государственной библиотеке, музеях Троице-Сергиевой лавры и усадьбы Кусково, в архивах и музеях Белгорода, Курска, Москвы, Санкт-Петербурга и самой Борисовки. Это письма графа Бориса Петровича и святителя Иоасафа, указ императрицы Екатерины II, старинные гравюры, чертежи, рисунки и цветные карты, дореволюционные фотоснимки, переписка монахинь с разными людьми, их воспоминания и легенды. История монастыря – богатейшая. Другого такого места в нашем крае нет.

— В эти дни состоится освящение нового главного храма Борисовского монастыря и, тем самым, завершение его восстановления. Что для вас в этом событии?

— Изучение истории, погружение в неё не оставляет равнодушным к вере, часто укрепляет в ней. Так и с историей Борисовской обители – уверен, что Пресвятая Богородица имеет особое попечение об этом месте. Возрождение монастыря спустя десятилетия забвения стало настоящим чудом, за которым стоят молитвы и личное участие множества людей. А удивительные вещи здесь происходят постоянно. Например, обнаружение старинного надгробия. Борисовку нужно посетить, чтобы лично всё увидеть, убедиться, всё почувствовать. Мы все живём недалеко от места, где есть возможность прикоснуться к чуду и к истории страны.

Беседовал Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×