22 сентября во всём мире отмечается как День без автомобилей. В этот день автомобилистам и мотоциклистам предлагается отказаться от привычных видов транспорта, потребляющих топливо, и выбрать пеший или велосипедный способ передвижения по городу. По одной из версий, история этого дня уходит корнями в 1973 год – год мирового нефтяного кризиса. Тогда подобные акции стали проводить спонтанно в разных городах по всему миру. Первая крупная акция в масштабах целой страны прошла в Великобритании в 1997 году, а уже в 1998-м ко Дню без автомобилей подключилась и Франция. С 2000 года подобные дни стали проводиться ежегодно 22 сентября по всему миру. В конце 2000-х к акции подключилась и Россия – сначала Москва и Санкт-Петербург, а за ними и другие города.
В Белгороде с каждым годом растёт число людей, использующих велосипед как средство транспорта. Корреспондент «БелПрессы» спросил у десяти жителей Белгорода, которые ежедневно ездят на велосипеде на работу и учёбу, почему они выбрали именно этот вид транспорта, как относятся к такому выбору работодатели и коллеги и чего не хватает белгородским велосипедистам.
Денис Попков, консультант по информатизации Белгородского районного суда
«На велосипеде езжу три года. Это помогает оперативно перемещаться по городу и очень экономит денежные средства, да и сам процесс езды на велосипеде приносит мне огромное удовольствие. Начальство к этому относится положительно. Для комфортного перемещения по городу на велосипеде лично мне не хватает качественных пандусов на тротуарах и велопарковок».
Варвара Корсунова, студентка архитектурно-строительного института БГТУ им. В. Г. Шухова
«Два года езжу на учёбу на велосипеде. Потому что он быстрее и удобнее маршруток – не надо идти от остановки, велосипед доставляет тебя к самому пункту назначения. Его не нужно ждать, он экономит кучу денег, а физическая активность поднимает настроение. Я интересуюсь урбанистикой и градостроительством, в свободное от учёбы время предпочитаю активный отдых. Белгороду не хватает сети велодорожек, свободной от пешеходов и автомобилей; считаю, что Харьковская гора вместе с пригородами очень подходит для развития велосипедной инфраструктуры».
Владимир Миров, инженер-конструктор ООО «Белэнергомаш-БЗЭМ»
«Катаюсь на велосипеде с того дня, как научился ходить, как ежедневное транспортное средство использую велик уже семь лет. Это не только значительно экономит время, но и позволяет чувствовать свободу перемещения. Плюс ко всему это ещё и поддержание физической формы и отличное настроение (а мы-то знаем, что все болезни от нервов). Четыре года назад по инициативе работников на обеих площадках «Энергомаша» установили велопарковки, которые активно используются. В городе не хватает места для велосипедистов, будь то выделенная полоса на проезжей части или велодорожка».
Наталья Малахова, студентка
«Велосипед стал моим транспортом, как только появился в моей жизни в мае 2013 года. Плюсы очевидны: никаких пробок и опозданий. Начав передвигаться по городу на велосипеде, я забыла, что такое плохое настроение из-за того, что в маршрутке кто-то наступил на ногу, забыла, что можно уснуть утром в общественном транспорте и проспать свою остановку. Теперь утро рабочего дня меня встречает свежим воздухом, солнцем или шелестом листьев под колесами. Все работодатели с неподдельным интересом относились к тому, что я приезжала на работу на велосипеде. Всегда предлагали парковочное место поближе к офису и даже сам офис, чтобы никто не угнал велосипед. Жаль, что велодорожки в Белгороде существуют только на выездах из города, ведь именно в них нуждаются велосипедисты, когда в час пик пытаются пробраться сквозь поток не всегда вежливых водителей».
Игорь Сидоров, инженер-программист ООО «Софттраст»
«Мой стаж использования велосипеда в роли средства транспорта – три сезона. В первый ездил по тротуарам, потом осмелел, купил шлем и выехал на проезжую часть. Велосипедом стал пользоваться потому, что переехал на постоянное место жительства в микрорайон Улитка в Дубовом. Личного транспорта не имею, а общественный завершает работу в 21:00. Убедился, что велосипед – самое быстрое и дешёвое средство передвижения. Дорога на работу занимает 15 минут, а на машине по утренним пробкам – минимум 20, засекали! На работе по коллективной просьбе сотрудников всех фирм оборудовали велопарковку.
Я могу оставить велосипед, прийти за ним поздно вечером и быть уверенным в его сохранности. Чего не хватает? Пожалуй, культуры вождения. Наверное, каждый велосипедист, выехавший на проезжую часть, сталкивался с ситуацией, когда водитель не замечает вас и подрезает, делая правый поворот».
Алина Малиновская, студентка БГТУ им. В. Г. Шухова
«На велосипеде езжу в университет уже два года, с тех пор как обзавелась собственным. Выбрала велосипед, потому что это удобно, ведь можно без ожидания маршрутки и пробок добраться до университета. Для сравнения путь от подъезда до дверей вуза на маршрутке занимает 25–30 минут, а на велосипеде обычно 20–23. А ещё это всегда бесплатно, зарядка с утра опять же, да и просто приятно проехаться под любимую музыку. Наш ректор доволен тем, что студенты ездят на учёбу на велосипедах. Считаю, что велодорожка в нашем городе не помешала бы».
Денис Лаврентьев, менеджер по продажам ООО «Нэри»
«В конце сентября будет два месяца, как я езжу на работу на велосипеде. Это удобно, весело, полезно и даже иногда быстрее, чем общественный транспорт. В день экономлю около 40 минут на дорогу до работы и обратно. К тому же это не загрязняет окружающую среду. Мой руководитель относится к этому исключительно положительно, правда, сам пересаживаться на велосипед не хочет. В Белгороде мне не хватает велодорожек, как бы это ни банально звучало. А ещё не хватает велопарковок. В районе города, где я живу, есть три крупных супермаркета, а байк оставить негде».
Наталья Гончаренко, директор выставочного зала «Родина»
«Зачастую на велосипеде получается добираться до нужного места быстрее, чем на машине или на общественном транспорте, к тому же можно выбирать более интересные и удобные маршруты. Наконец, просто приятно превратить скучный маршрут дом – работа – дом в велопрогулку. На предыдущем месте работы начальство относилось к такому моему способу перемещения по городу очень и очень положительно. А теперь, работая директором, я не только сама езжу на работу на велосипеде, но и всячески поощряю тех сотрудников, которые поступают так же. Сейчас нас трое, но я надеюсь, что и другие постепенно последуют нашему примеру. Для комфортного перемещения на велосипеде мне не хватает культуры взаимодействия пешеходов, велосипедистов и автомобилистов».
Алексей Серебренников, студент БГТУ им. В. Г. Шухова
«Почему велосипед? Потому что скорость передвижения в полтора-два раза выше, чем на маршрутке. Отсутствует плата за проезд, плюс комфортная температура, весёлое времяпрепровождение и физическое развитие. Работодателя пока нет, а преподаватели – кто знает – те все хором за. Вообще я не имею проблем с перемещением по городу на велосипеде, но велодорожки никогда не будут лишними».
Людмила Зыкова, инженер-эколог ЗАО НПКЦ «Энергия»
«Велосипед использую в качестве средства передвижения второй год. После прошлогоднего велопохода по Крыму уже не могу с ним расстаться. Мне нравится сам процесс катания. Сейчас у меня проблемы со спиной, из-за которых мне больно ходить, поэтому велосипед теперь меня ещё и спасает. Кроме того, езда на велосипеде отлично поднимает настроение: встречный ветер отлично выдувает плохие мысли из головы, вся усталость, накопленная за день, мгновенно улетучивается. Ну и, конечно, нельзя забывать, что езда на велосипеде – это залог крепких и стройных ножек. Мой работодатель относится к моему увлечению очень хорошо. Можно сказать, у моего велосипеда даже свой отдельный кабинет, который по совместительству ещё и комната приёма пищи. Самая главная проблема в нашем городе – отсутствие специально оборудованных велодорожек. Приходится либо ехать по проезжей части, где довольно-таки опасно, либо по тротуарам, где приходится порой выслушивать недовольные высказывания и скакать по огромным бордюрам».
Сегодня, 22 сентября, в Белгороде проходит акция «На работу на велосипеде», участники которой на один день решили отказаться от передвижения по городу на автомобилях, автобусах и мотоциклах и отправились на работу на велосипедах. Вечером всех желающих приглашают на открытую лекцию о безопасном перемещении на велосипеде по городу, которая пройдёт на спортивной площадке в парке Победы. Начало лекции – в 19:30.