Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
07 июля 2014, 12:51
 Екатерина Шаронова 3029

Шесть сущностей «Белого города»

В Белгородской области завершился IX фестиваль военно-исторической реконструкции. Экскурсию в прошлое на этот раз совершили более двух тысяч туристов

  • Екатерина Шаронова
  • Статья

Крепостные стены со сторожевой башней и разбитый за ними уподобленный средневековому военный лагерь «Белого города» затерялись где-то на Заячьем лугу близ Шебекино. Здесь на протяжении трёх дней – с 3 по 6 июля – белгородский клуб исторической реконструкции «Дружина» и их единомышленники из многих городов России при поддержке шебекинской администрации восстанавливали связь времён – между веками XIII, XIV и современностью. Туристическим днём определили 5 июля. Вереницы машин, велосипедов и просто пеших начали прибывать сюда задолго до назначенных трёх часов и тянулись до глубокой ночи. Когда контролёры продали двухтысячный билет, их счёт перестал иметь смысл…

Камень

Не в пример тому, как мы плутали в прошлом году в поисках средневекового «Белого города» и готовы уже были поверить, что земля обетованная – лишь фантом, в этот раз разыскали его без проволочек. Правда, всё равно до последнего сомневались – как-то неожиданно открываются взору его очертания. Но вот доказательство того, что мы не ошиблись: гордо реет на ветру стяг «Дружины». На бордовом фоне изображён чёрный так называемый процветший крест – заимствованный у Византии, он символизирует надежду на всеобщее воскресение во Христе, единство и гармонию человека и природы.

Музыка камня, по-другому и не скажешь, – то первое, что мы услышали, подъезжая к крепостным воротам. Нефольклорная, с тяжёлым роковым звучанием – это разыгрывались музыканты московской фолк-группы MystTerra. Несколько часов спустя прогремит их электрический концерт, в котором блокфлейта, диковинные волынка и шалмей будут гармонично существовать с электрогитарой, ударной установкой и низким рычащим, походящим на гроулинг вокалом.

Фото Наталии Козловой

Обновлёнными, совсем иными в интерпретации MystTerra покажутся народные композиции, в своё время ставшие популярными благодаря Горану Бреговичу или In Extremo (Herr Mannelig). Заставит улыбнуться их остроумная переделка Rosenrot Rammstein – «Красная роза» немцев о том, что в тихом омуте черти водятся, превратилась в сказ про аленький цветочек с тем же мотивом. Речь не о дословном переводе и даже не о поэтическом – это свои мысли по поводу образов песни, баллады, которые претворяются в текст. И под эту музыку камня на поляне перед сценой в танце сойдутся древнерусская красавица, хипстер в кедах, неформалка с пирсингом, уважаемая матрона и девчушка в розовом костюме Hello Kitty – где бы ещё они встретились, какие бы ещё обстоятельства их сблизили!.. А после их место спонтанно займут девушки из студии ирландского танца Iry и воссоздадут причудливые узоры прекрасных средневековых танцев.

Железо

Тем временем на ристалище уже бряцали холодным оружием и доспехами воины. Интересно, сколько же железа понадобилось, чтобы всё это воплотить? На золотом фоне чернеет орёл – высоко поднят геральдический щит воронежского клуба военно-исторической реконструкции «Нюрнберг». Призванные своим предводителем (Денис Пылёв), немецкие пехотинцы сгрудились недалеко от поля битвы. Через несколько минут им предстоит схватиться с русскими бойцами «Дружины».

Фото Наталии Козловой

Как и в прошлые годы, бугурт стал одним из самых зрелищных событий фестиваля. Жёстко бились воины, даже жестоко – топор то и дело опускался на железный шлем противника, секира свистела в воздухе, всей своей мощью обрушиваясь на вражеский щит и угрожая расколоть его на части. В воздухе пахло свиной палёной шкурой. Кто-то в толпе неподалёку от меня рассуждал о достоверности, вспоминая факты времён Людвига Баварского и Карла IV Красивого. Но в основном люди, не отрываясь, следили за бугуртом, разделившись, точно футбольные болельщики, в своих предпочтениях сторон. Потом восхищённые мальчишки бросились уговаривать своих пап и мам купить им «вот такую дубинку». Смешно сказать, эти же добрые малыши потом увидят приготовленное для прощального вечернего костра сено и захотят сжечь «вон ту тётю ведьму».

Огонь

Между тем мы отыскали, где это железо обретает форму. Вместе с реконструкторами брянского клуба «Святогор» на фест прибыл кузнец Александр. От его импровизированной кузни валил пар, высоко к небу поднимался дым, сыпались искры… Его помощник раздувал двухкамерные меха, а он бил молотом по наковальне, изготавливая наконечник копья и рассказывая любопытным про процесс рождения оружия из огня.

Кузнец Александр.
Кузнец Александр.
Фото Наталии Козловой

Без огня не было бы и румяных пирожков. Через дорогу от кузницы девица, облачённая в древнерусские одежды, выпекала их в старинной походной печке. Ловко замешивала она тесто, раскатывала круги и, щедро снабдив его абрикосовой начинкой, формировала пирожки, а затем с помощью лопаты отправляла их прямо в печь. Несмотря на жару, за лакомством выстроилась очередь.

Влага

И совсем неудивительно, что в возведённых на фестивале «Белый город» тавернах яблоку негде было упасть. Здесь рекой лились холодные квас, пиво, эль, медовуха… А какой потрясающий вишнёвый компот мы попробовали! И всё, как уверяют создатели чудесных напитков, по старинным рецептам.

«Угощайтесь нашей медовухой – вкуснююючая. Сами варим. На работе? Так есть безалкогольная», – зазывает нас Надежда Абакумова.

Надежда Абакумова.
Надежда Абакумова.
Фото Наталии Козловой

Земля

И пока мы беседуем с Надеждой про рецепт, рассматриваю её костюм. Простое платье из льна, тюрбан на голове, никаких украшений. Так одевались европейские крестьянки в Средние века, пояснит Надежда. Рядом с ней – её подруга Анастасия Гололобова. Её образ заметно отличается – лавандовое льняное платье (кирлт) приталенного кроя и со шнуровкой, надетое на рубаху, на её поясе висит кожаный мешочек для денег (омоньер). Перед нами – зажиточная горожанка. Девушки, как и все участники феста, шьют одежду сами и вручную, ориентируясь на свидетельства эпохи – изображения в книгах, на фресках, скульптуры. Они представители курского клуба «Авалон». Получивший своё название от мифического острова из Артурского цикла, он между тем в большей мере ориентирован на французскую культуру XIV–XV веков.

Оборачиваюсь и вижу красивую девушку в костюме немецкой горожанки средней руки XIV–XV столетий. На ней три платья: два льняных и верхнее – суконное, из чистой шерсти. На поясе – чётки из хрустальных бусин и изящный нож с рукоятью из морёного дуба. Её голову украшает фетровая тиролька со страусиным пером, волосы убраны в косы.

– Как называется ваш клуб? – спрашиваю её.

– «Шлезвиг-Гольштейн». Мы из Воронежа, – отвечает Лолита Гамзатова.

Лолита Гамзатова.
Лолита Гамзатова.
Фото Наталии Козловой

Вспоминаю герб этой немецкой земли и ищу на палатках двух синих львов и серебристый крапивный лист.

– Мы пока не определились с гербом, – заметив это, улыбается Лолита, – а саксонка наша вон.

Смотрю туда, куда указывает девушка, и вижу палатку с графичной чёрно-жёлтой расцветкой. А рядом… колоколообразный древнерусский шатёр. Недоумеваю. В прошлые годы здесь чётко разграничивали: по правую сторону – русичи, по левую – европейцы. Оказалось, тогда к нам приезжало очень много украинских реконструкторов. В этот раз посетить белгородский фест отважились только двое.

Воздух

Несколько за пределами крепости с раннего утра и до вечера тренировались лучники. В яблочко попадали опытные стрелки военно-исторического клуба «Белый город». И мазали новички. Но своему поражению не огорчались, а только заразились происходящим. И, возможно, ряды лучников ждёт свежая кровь.

Наблюдать за состязаниями лучников, безусловно, невероятно увлекательно. Но когда они участвуют в защите крепостных стен – дело принимает более серьёзный оборот. В этом году, опираясь на материалы древнерусской археологии, «Дружина» реконструировала ещё один участок своего полевого укрепления – сторожевую башню.

Фото Наталии Козловой

Её-то и штурмовали западноевропейские наёмники. Тысячи гостей поспешили поглазеть на главное фестивальное действо. А неприятель уже осаждает ворота. В воздухе свистят стрелы. Сонмами их выпускают лучники на башне, разя врага. Но вот немецкие воины прорывают оборону и вторгаются в город. В клубах поднятой пыли они сходятся с русичами в ближнем бое. Лязг топоров, секир, мечей, поломанные древки копий, прорубленные щиты… – крепость всё же падёт. Но мы-то знаем, что пройдёт пару минут – и воины подадут друг другу руки и пойдут в таверну распить кружечку-другую за здоровье друг друга и фестиваль.

А мы будем возвращаться в век XXI, оставляя за собой средневековый «Белый город» и его прекрасных в своём романтизме и эскапизме обитателей и наблюдая, как его всё больше и больше поглощает закатное солнце.


Штурм крепости. Видео Наталии Козловой

 Фоторепортаж Наталии Козловой об одном дне из жизни фестиваля «Белый город» смотрите здесь.

 


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×