Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
02 июля 2014, 11:39
 Вадим Кумейко 2790

На учёбу на велосипеде

Как в белгородских вузах относятся к студентам-велосипедистам

На учёбу на велосипеде Фото Вадима Заблоцкого (архив)
  • Вадим Кумейко
  • Статья

Мода на «два колеса» набирает обороты среди молодёжи в российских городах. С каждым годом всё больше студентов используют велосипед как средство транспорта – демократичное, недорогое, модное, позволяющее поддерживать себя в отличной физической форме. Есть ли в белгородских вузах условия для велосипедистов? Что делается для популяризации экологичного транспорта? Не вставляют ли велосипедистам палки в колёса бюрократы от образования? В этих вопросах разбиралась спортивная газета «Смена».

Перегибы на местах

– Молодой человек, пожалуйста, отойдите с велосипедом от крыльца, – пожилой мужчина в форме охранника, вышедший из дверей Белгородского университета кооперации, экономики и права, предельно корректен, но настойчив.

– А почему? – абсолютно искренне интересуюсь я у него. Со мной такое в Белгороде впервые. В тёплое время года – с марта по октябрь – я почти ежедневно перемещаюсь по городу на велосипеде, экономя время и деньги. И ни разу меня не пытались прогнать. – У меня тут назначена встреча, я жду сотрудника университета.

– Молодой человек, это не моя прихоть. Я просто выполняю распоряжение начальства. Это территория университета, и у меня есть чёткая установка – велосипедистам тут не место, – отрезал охранник.

На счастье, в этот момент появился специалист Центра культурно-массовой работы БУКЭП Константин Шаповалов, который спас меня от дальнейшего общения с суровым секьюрити. Когда Константин узнал о дискуссии, то был искренне удивлён.

«Вообще, у нас в тёплое время года некоторые студенты приезжают на учёбу на велосипеде. У нас даже велопарковка есть возле одного из корпусов университета», – сообщил Шаповалов.

Его слова подтвердила и проректор по социальной и воспитательной работе Наталья Сегедина:

«Мы видим, что у молодёжи к велосипеду есть интерес. Поэтому стараемся содействовать. А почему так охранник поступил, пояснить не могу. Из ректората точно указаний прогонять велосипедистов не поступало».

Получается, что в возникновении подобной ситуации виноваты характерные для нашей страны перегибы на местах. В БУКЭП велопарковка точно есть – я проверил это лично. А вот как обстоит ситуация в других вузах Белгорода?

Добрые традиции и дизайнерские парковки

Если бы передо мной стояла задача составить рейтинг белгородских вузов по уровню дружелюбности к велосипедистам, то первое место, безусловно, занял бы Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова. При составлении такого рейтинга основным критерием стало бы, наверное, наличие мест для парковки велосипедов и отношение к велосипедистам в целом.

В «технологе» велопарковками давно никого не удивить: первые конструкции, позволяющие оставить велосипед, пристегнув его специальным замком, появились в БГТУ им. Шухова ещё в 2005 году.


«Тогда рядом с двумя корпусами «технолога» поставили первые две велопарковки, – рассказывает сотрудник университета Денис Старченко. – Курировал этот процесс заядлый велосипедист Илья Кондрашов, который работал и продолжает работать в вузе. Сегодня он возглавляет белгородский велоклуб «Роквелс».

По словам Дениса, большую помощь и содействие в деле создания парковочных мест для велосипедистов тогда оказал проректор по строительному комплексу и внешним связям Сергей Глаголев, который сейчас занимает должность ректора университета.

Сегодня велопарковки есть возле учебных корпусов и общежитий БГТУ им. Шухова. Неудивительно, что именно здесь, на территории университета, стали задумываться не только о количестве парковочных мест для велосипедистов, но и о дизайне велопарковок. В 2013 году возле университетского общежития № 5 появилась эстетичная и вместе с этим практичная велосипедная парковка в форме пружины, изготовленная белгородской студией дизайна «М207».

Велопарковка возле БГТУ им. В. Г. Шухова.
Велопарковка возле БГТУ им. В. Г. Шухова.
Фото Геннадия Арчибасова

«Мы изучили мировой опыт и остановились именно на такой форме, – написал у себя в блоге руководитель студии «М207» Геннадий Арчибасов. – Такую парковку я живьём видел в Сан-Франциско. Хоть по форме она и простая, но изготовить её оказалось сложно. Несколько месяцев мы искали, кто в Белгороде такое может сделать. Нашлись люди, которым такая задача оказалась интересной».

Новая парковка пользуется популярностью – в тёплое время года здесь редко можно найти свободное место для велосипеда. Да и в целом концентрация велосипедистов и роллеров на территории этого вуза значительно выше, чем в городе. Как рассказали в пресс-службе «технолога», это легко объяснимо – на территории университета нет проезжей части, въезд на автомобилях – только по пропускам. На выходных площади и дорожки перед БГТУ им. Шухова превращаются в сплошные велодорожки.

Всему своё время

В Белгородском государственном университете вопрос о необходимости установки парковок для велосипедов подняли ещё в 2004 году. Тогда группа студентов, ведущих активный и здоровый образ жизни, даже собирала подписи за то, чтобы велопарковки появились возле корпусов университета. Но то ли подписей оказалось недостаточно, то ли тогдашний ректор не воспринял велосипедистов всерьёз – дело не пошло, и о велопарковках на некоторое время забыли.

Первые места для велосипедов появились на территории БелГУ спустя почти десятилетие после первых попыток договориться с администрацией вуза. Причём, по всей видимости, к такому решению ректорат подтолкнуло растущее количество студентов, использующих велосипед как средство передвижения. В 2013 году первая велопарковка появилась возле учебно-спортивного центра Светланы Хоркиной. Позже места для стоянки велосипедов были оборудованы и возле учебных корпусов. В мае 2013 проректор по административно-хозяйственной работе университета Валентин Затенацкий в студенческой газете Nota Bene анонсировал появление велопарковок и у учебных корпусов вуза.

«Размещаться парковки будут в зоне обзора видеокамер службы охраны. Но отдельную охрану мы к каждой парковке, конечно, не приставим. Поэтому владельцам велосипедов надо будет позаботиться о надёжных замках», – предупредил проректор.

Своё обещание руководство БелГУ сдержало. Теперь студенты (и даже преподаватели) могут приезжать в университет на велосипеде и оставлять их на охраняемой велопарковке.

Велопарковка возле БелГУ.
Велопарковка возле БелГУ.
Фото Вадима Кумейко

Культурный подход

«К сожалению, велопарковок у нас пока нет, – рассказал «Смене» руководитель пресс-службы Белгородского государственного института искусств и культуры Михаил Пригара. – Но я точно знаю, что на велосипеде в институт у нас приезжают не только студенты, но и сотрудники вуза. Пока они вынуждены привязывать своих железных коней к колоннам и заборам. Но, уверен, в ближайшее время этот вопрос будет положительно решён для наших велосипедистов».

Заверения Михаила подтвердили в ректорате учебного заведения. Уже в сентябре этого года велопарковки планируется установить возле центрального учебного корпуса (ул. Королёва, 7) и музыкального колледжа им. С. А. Дегтярёва (Гражданский проспект, 55). Таким образом, с нового учебного года студенты и сотрудники БГИИК получат возможность оставлять свои велосипеды в непосредственной близости от вуза.

А как у соседей?

Выходит, что почти у всех белгородских вузов либо уже есть собственные велопарковки рядом с учебными корпусами и общежитиями, либо эти конструкции планируют установить в ближайшее время. Конечно, этот факт не может не радовать, но даже при таком благоприятном раскладе есть к чему стремиться. Например, в американском Портленде велокультуру начинают прививать со школьного возраста. С 2006 года в городе действует программа «На учёбу на велосипеде», которую поддерживает около 80 школ (более 3 500 учеников). По статистике, 10 % школьников добирается на учёбу на велосипеде (против 1 % в среднем по США). Велодорожки занимают такое же важное место в городской инфраструктуре, как и автомобильные дороги, а велосипедные парковки в огромном количестве есть у школ и всех общественных зданий. Хотя зачем далеко ходить за примером – нам есть чему поучиться даже у соседнего Воронежа.

Велосипедизация столицы Черноземья идёт поистине семимильными шагами – администрация Воронежа, в отличие от многих российских городов, не воспринимает велосипедистов как городских сумасшедших, а ведёт с велосообществом конструктивный диалог. Уже сегодня в Воронеже за счёт местных предпринимателей возле торговых центров, общественных зданий установлено 114 велосипедных парковок. Ещё 57 конструкций было смонтировано за счёт вузов у учебных корпусов и общежитий. Когда мы поинтересовались у инициатора установки велопарковок, предпринимателя и лидера организации «ВелоВоронеж» Игоря Титова, не было ли в этом деле противодействия со стороны руководства вузов, он искренне удивился:

«Противодействие? Нет, конечно! Наоборот, ректоры наоборот этот процесс курировали и активно помогали. Ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий даже принимал участие в наших велопробегах».

Пока для того, что посчитать количество велосипедов на парковках белгородских вузов, достаточно пальцев одной руки. В мае и в хорошую погоду – двух. Всё объясняется просто: кроме парковок в городе должны быть велодорожки, по которым студенты и преподаватели с лёгкостью могли бы добираться на учёбу и работу. Но это – уже совсем другая история…


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×