За разъяснениями редакция обратилась к первому замначальника департамента жилищно-коммунального хозяйства области – начальнику управления ЖКХ Сергею Некипелову.
— Сергей Сергеевич, в последние дни читатели сообщают, что районные полигоны ТБО перестали принимать отходы от населения. Так ли это?
— Это не совсем верно. В связи с изменением законодательства (ФЗ № 458 «Об отходах производства и потребления») c 1 июля 2016 года запрещается транспортировка, размещение и утилизация отходов без соответствующей лицензии.
Из этого следует, что на каждый вид услуги должна быть лицензия. Росприроднадзор разослал всем владельцам полигонов запрет о приёме отходов у тех организаций или индивидуальных предпринимателей, которые не имеют лицензии на их транспортировку.
— И всё же люди оказались не готовы к этому?
— Практически все компании, которые решили продолжить заниматься этой деятельностью, получили лицензии. Есть организации, их около 15 по всей области, которые подали документы в Росприроднадзор и проходят процедуры согласования. Скоро они получат лицензии и продолжат работу.
Департамент ЖКХ со своей стороны и Росприроднадзор неоднократно информировали о новых требованиях законодательства компании, которые занимаются вывозом отходов. Также мы направляли рекомендации главам муниципальных образований для проведения разъяснительной работы.
Несмотря на это, всё же остались организации, которые не исполнили требования.
— Получается, что людям теперь нельзя самостоятельно вывозить мусор на полигоны?
— Действительно, основная проблема возникает с жителями, которые раньше сами вывозили мусор. Им важно понимать, что теперь это лицензируемый вид деятельности. Как человек без лицензии не может продавать крепкие алкогольные напитки, так и человек самостоятельно не должен вывозить отходы с 1-го по 4-й класс опасности. К примеру, зелёные ветки – это пятый класс опасности. Для их вывоза не требуется лицензия – такой вид мусора может вывезти каждый, и на полигоне мусор примут. Но, чтобы вывезти, например, старый диван, нужно заключить договор с компанией, у которой есть соответствующий вид лицензии. Таких компаний на сегодняшний день достаточно в каждом муниципальном образовании.
— Какие ещё нововведения, связанные с утилизацией твёрдых коммунальных отходов, ожидают жителей региона?
— На уровне руководства страны поднят вопрос об урегулировании сферы деятельности обращения с отходами. До недавнего времени эта сфера плохо контролировалась: перевозчики мусор везли куда и как захотят, сами выбирали, что вывезут, а от чего откажутся. Нередко мусор выбрасывали просто в посадки, овраги.
Главное нововведение заключается в том, что вывоз мусора станет коммунальной услугой. Не позднее 1 января 2017 года на территории каждого региона РФ должен быть выбран региональный оператор или несколько таких операторов по обращению с отходами, и он должен начать работу.
— В каждом муниципалитете будет свой оператор?
— Нет. У нас в области планируется организация работы три-четыре региональных оператора. Это оптимальное количество. Зона деятельности одного оператора – пять-шесть районов.
— Какую функцию он будет выполнять?
— Региональный оператор – это юридическое лицо, которое организует сбор и вывоз отходов на полигоны. Он выбирается на конкурсной основе уполномоченным органом в субъекте РФ. В Белгородской области это областной департамент ЖКХ. Мы уже разрабатываем территориальную схему, уже есть проект, и скоро мы будем согласовывать его с Росприроднадзором. В соответствии с этой схемой определяются зоны деятельности региональных операторов.
Это очень удобно для жителей отдалённых сельских поселений. Если раньше перевозчики отказывались работать с ними, поскольку им было это невыгодно, то с организацией новой системы работы региональный оператор не сможет отказаться. Он будет обязан вывозить отходы со всей территории, которая находится в его ведении, даже из самого удалённого хутора.
— Чем ещё будет выгоден новый подход обычным белгородцам?
— Сейчас перевозчики получают деньги за тот мусор, который они забрали. К примеру, возьмём многоквартирный дом. Перевозчик забрал оттуда 10 кг мусора, а на полигон привёз 5 кг и заплатил за них. Получается, что ещё 5 кг мусора пропали по дороге от многоквартирного дома до полигона. Их, скорее всего, выбрасывали в овраг.
Благодаря новому закону эта проблема исчезнет. Перевозчик будет получать деньги по факту сдачи мусора на полигон. Ему станет невыгодно сдавать мусор в меньшем объёме, чем он забрал.
В результате у нас не будет мусора в оврагах. А если всё‑таки подобная ситуация возникнет, то мы будем иметь законные основания и рычаги для принудительного воздействия на нерадивого регионального оператора, а в крайнем случае – выбора новой организации, готовой работать в соответствии с законом.