Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 июля 2016, 18:34
 Люба Шаталова 3020

Это что за хакатон?

Как прошёл первый в Белгороде марафон по разработке интернет-сервисов

Это что за хакатон? Фото Игоря Гончарова
  • Люба Шаталова
  • Статья

Возьмите молодых программистов, маркетологов и управленцев. Основательно промаринуйте в лекциях. Выберите тех, кто готов поработать. Разделите на команды и оставьте до глубокого вечера в коворкинге. Наутро соберите то, что получилось, и приправьте советами от экспертов. Получившуюся массу идей представьте всем остальным. Думаете, хакатон готов? Пфф.

Всех их вместе соберём

Сначала надо решить, зачем это вообще нужно.

«Мы хотим делать хакатоны четыре раза в год, а на их базе создать белгородское стартап-сообщество, – делится планами пиар-специалист Марина Романова, одна из организаторов события. – Мы будем сводить людей, которые хотят разрабатывать социально ориентированные сервисы. Бывает, что идея у кого‑то есть, а для воплощения нет программиста. Или продукт создан, но без маркетолога не удаётся его монетизировать. А благодаря нам они познакомятся и будут работать уже вместе».

Потом нужно выбрать, кто это устроит.

«У нас команда энтузиастов. Лично я работаю не за деньги, а ради идеи. Есть ещё дизайнер Женя, менеджер Дима, разработчик Женя… Нам интересно было попробовать. На удивление, в Белгороде нашлось много партнёров и спонсоров – около 30. Особенно помогла «Фабрика информационных технологий»: их директор Фёдор Жерновой нашёл нас и предложил помощь раньше, чем мы успели его пригласить в качестве спикера. Он посоветовал некоторых экспертов и учредил спецприз от сайта 2do2go».

Чтобы всё было серьёзно, придётся поискать экспертов, которые прочитают лекции и оценят готовые проекты. Оказывается, даже в небольшом городе их наберётся достаточно.

«Самый главный принцип: все эксперты – практики. У них есть много примеров из личного опыта. Мы приглашали людей из смежных областей, которые дополняли бы друг друга, чтобы после курса можно было понять, как можно создать проект в минимальные сроки. К нам приехали Александр Сапрыкин из Фонда развития интернет-инициатив и Вячеслав Федосеев, который работает со Сколково. Выступила эксперт по маркетингу Наталья Романина. В жюри была Марина Лебедева – ведущий программист и руководитель дизайн-студии Devdigital, а также генеральный и технический директоры компании «Эксцентрикс» – Артём Яровой и Сергей Романов».

С такой компанией остаётся только решиться всё сделать, не делая скидку на летние каникулы, маленькое количество стартаперов в городе и желание просто не ввязываться.

Проблем хотите? Вдвойне получите!

Во всём мире понятие «хакатон» предполагает вот что. Участникам дают задание: например, белгородцам предложили создавать социально ориентированный интернет-сервис. На решение задачи есть определённое время, допустим, выходные: около 48 часов непрерывной работы. Затем всех вместе впускают на оборудованную площадку. Это должен быть просторный зал с вайфаем, розетками, а в идеале – ещё и с кофе и пиццей.

«У нас получилось немного не так, – Марина соглашается, что белгородский хакатон пока не эталон. – Для начала мы решили собрать и тех, у кого уже есть идеи и наработки, и тех, кто хочет впервые попробовать что‑то подобное. В итоге новички пошли слушать лекции, а старички – сразу программировать в коворкинге. Лекций получилось много, народ немного устал к вечеру. Потом оказалось, что нам не готовы отдать площадку на всю ночь. Поэтому до десяти вечера ребята программировали тут, потом разъехались по домам, а утром снова собрались. Но, думаю, на результатах это особо не сказалось».

На хакатоне участники делятся на команды сами или распределяются по жребию. В каждой рабочей группе должны оказаться разные специалисты. Социологи изучат аудиторию и разберутся, на что есть запрос. Программисты создадут сам продукт. Дизайнеры сделают программу удобной и красивой. Маркетологи и рекламщики придумают, как сделать продукт популярным и прибыльным. А ещё понадобятся менеджеры: кто‑то же должен расставить приоритеты и пинать тех, кто задремал. Тут тоже поджидают риски.

«В этом году в Белгороде прошло два мероприятия для разработчиков: в апреле был Digital April в БГТУ, в июне – MeetUp в студии К34. Там мы познакомились с некоторыми спикерами, посмотрели на слушателей и поняли, что время для хакатона в Белгороде пришло. Когда раскидали объявление по СМИ и соцсетям – именно разработчики откликнулись первыми. А вот до социологов, рекламщиков и менеджеров, видимо, объявление не дошло. Университеты, в которые мы обращались, мало чем могли помочь: ни учёбы, ни сессии, ни практики у ребят уже нет – сложно было достучаться. В следующий раз больше поработаем над этим».

Идеи для будущих сервисов можно приносить заранее или выдумывать прямо на площадке. Разобраться с потоком мыслей помогают эксперты. Они читают лекции и оценивают готовые проекты, делая ценные замечания и решая, кого наградить в той или иной номинации. Организаторам тоже дают рекомендации.

«Нам посоветовали наладить механизм формирования команд, может, даже привлекать психолога в следующий раз, делать командные игры. В целом всем понравилось, негатива нет, у всех впечатления хорошие, нас поддерживают».

По‑хорошему результатом хакатона становятся MVP (minimal viable product) – упрощённые версии продуктов, содержащие самые важные функции и демонстрирующие, как эти штуки работают. Их представляют на презентации, рассказывая о преимуществах и подчёркивая, как выйти на самоокупаемость. Впоследствии рабочие группы могут допилить приложение до запуска в продажу.

«Чоподарить», я выбираю тебя!

Поработав два дня, 10 июля команды вышли на сцену бизнес-пространства «Контакт», чтобы рассказать о том, что получилось.

Пара разработчиков из команды E-brains предложила жюри сервис для ведения личного бюджета. Преимущество перед массой подобных в том, что ребята хотят сделать полноценную версию для компьютера (десктопную), а не только приложение в смартфон, а также снабдить систему подсказками. «Если не покупать шаурму два дня, ты сможешь оплатить взнос по кредиту в этом месяце», – должна напоминать программа, оценивая расходы. Работая над сервисом, команда совсем не подумала о том, как будет продавать эту вещь. Силы вложены (и не малые: система же интеллектуальная!), а прибыли ноль.

«Напоминание всем хакатонщикам на будущее: продумывайте монетизацию! Иначе зачем все эти стартапы нужны?» – подчеркнул Фёдор Жерновой, вручая команде главный приз – сертификат на обучение java script.

Он также обратил внимание на сервис Lumity, созданный на хакатоне, который позволяет оперативно собрать людей на какое‑то событие:

«Приходите к нам в 2do2go (редакцию интерактивной афиши, которую сейчас можно считать главным конкурентом этой затеи – прим. ред.), покажем, как нас правильно убивать. Ну, или увидите, какие проблемы у вас могут быть».

Реальным бизнесом судьи называли сервис Chopodarit: кликаешь кнопку на сайте, а она формирует пакет с подарочными услугами и товарами. Высокотехнологичным проектом назвали «Тех. Радар»: ресурс, который будет отслеживать ленту «Твиттера» и выискивать в ней только новости из области IT-технологий. Платформе «АртоГрад» для общения и взаимного обучения фотографов, дизайнеров и художников дали приз в номинации «Командный дух» (эта группа оказалась самой большой и многофункциональной). Лучшим социальным проектом признали Work&Study – сервис, который поможет работодателям и студентам-стажёрам найти друг друга. А «заявкой на стартап» назвали FoodTime.

«Это сервис для быстрого поиска того места, где можно быстро заказать еду. У ребят изначально была идея только с заказом кофе, но после беседы с экспертами они полностью переделали всё. Теперь их проект выглядит более убедительно».

Впечатление от этого набора, конечно, двоякое. С одной стороны, людей нельзя упрекнуть в безделье. Но с другой – кому это всё может понадобиться? Что из этого реально захочется скачать в телефон, не выбрав при этом более популярное приложение? Возможно, вторичность связана как раз с отсутствием социологов, которые проверили бы, нужны городу те или иные продукты. Впрочем, время покажет: вдруг уже завтра эти сервисы взорвут AppStore и GooglePlay?

Если бы кто‑то из команд придумал, как запустить игру c дополненной реальностью Pokemon Go на моём телефоне трёхлетней давности, возможно, скепсиса бы было поменьше. А пока с нетерпением подожду осени и второго хакатона.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×