Всех их вместе соберём
Сначала надо решить, зачем это вообще нужно.
«Мы хотим делать хакатоны четыре раза в год, а на их базе создать белгородское стартап-сообщество, – делится планами пиар-специалист Марина Романова, одна из организаторов события. – Мы будем сводить людей, которые хотят разрабатывать социально ориентированные сервисы. Бывает, что идея у кого‑то есть, а для воплощения нет программиста. Или продукт создан, но без маркетолога не удаётся его монетизировать. А благодаря нам они познакомятся и будут работать уже вместе».
Потом нужно выбрать, кто это устроит.
«У нас команда энтузиастов. Лично я работаю не за деньги, а ради идеи. Есть ещё дизайнер Женя, менеджер Дима, разработчик Женя… Нам интересно было попробовать. На удивление, в Белгороде нашлось много партнёров и спонсоров – около 30. Особенно помогла «Фабрика информационных технологий»: их директор Фёдор Жерновой нашёл нас и предложил помощь раньше, чем мы успели его пригласить в качестве спикера. Он посоветовал некоторых экспертов и учредил спецприз от сайта 2do2go».
Чтобы всё было серьёзно, придётся поискать экспертов, которые прочитают лекции и оценят готовые проекты. Оказывается, даже в небольшом городе их наберётся достаточно.
«Самый главный принцип: все эксперты – практики. У них есть много примеров из личного опыта. Мы приглашали людей из смежных областей, которые дополняли бы друг друга, чтобы после курса можно было понять, как можно создать проект в минимальные сроки. К нам приехали Александр Сапрыкин из Фонда развития интернет-инициатив и Вячеслав Федосеев, который работает со Сколково. Выступила эксперт по маркетингу Наталья Романина. В жюри была Марина Лебедева – ведущий программист и руководитель дизайн-студии Devdigital, а также генеральный и технический директоры компании «Эксцентрикс» – Артём Яровой и Сергей Романов».
С такой компанией остаётся только решиться всё сделать, не делая скидку на летние каникулы, маленькое количество стартаперов в городе и желание просто не ввязываться.
Проблем хотите? Вдвойне получите!
Во всём мире понятие «хакатон» предполагает вот что. Участникам дают задание: например, белгородцам предложили создавать социально ориентированный интернет-сервис. На решение задачи есть определённое время, допустим, выходные: около 48 часов непрерывной работы. Затем всех вместе впускают на оборудованную площадку. Это должен быть просторный зал с вайфаем, розетками, а в идеале – ещё и с кофе и пиццей.
«У нас получилось немного не так, – Марина соглашается, что белгородский хакатон пока не эталон. – Для начала мы решили собрать и тех, у кого уже есть идеи и наработки, и тех, кто хочет впервые попробовать что‑то подобное. В итоге новички пошли слушать лекции, а старички – сразу программировать в коворкинге. Лекций получилось много, народ немного устал к вечеру. Потом оказалось, что нам не готовы отдать площадку на всю ночь. Поэтому до десяти вечера ребята программировали тут, потом разъехались по домам, а утром снова собрались. Но, думаю, на результатах это особо не сказалось».
На хакатоне участники делятся на команды сами или распределяются по жребию. В каждой рабочей группе должны оказаться разные специалисты. Социологи изучат аудиторию и разберутся, на что есть запрос. Программисты создадут сам продукт. Дизайнеры сделают программу удобной и красивой. Маркетологи и рекламщики придумают, как сделать продукт популярным и прибыльным. А ещё понадобятся менеджеры: кто‑то же должен расставить приоритеты и пинать тех, кто задремал. Тут тоже поджидают риски.
«В этом году в Белгороде прошло два мероприятия для разработчиков: в апреле был Digital April в БГТУ, в июне – MeetUp в студии К34. Там мы познакомились с некоторыми спикерами, посмотрели на слушателей и поняли, что время для хакатона в Белгороде пришло. Когда раскидали объявление по СМИ и соцсетям – именно разработчики откликнулись первыми. А вот до социологов, рекламщиков и менеджеров, видимо, объявление не дошло. Университеты, в которые мы обращались, мало чем могли помочь: ни учёбы, ни сессии, ни практики у ребят уже нет – сложно было достучаться. В следующий раз больше поработаем над этим».
Идеи для будущих сервисов можно приносить заранее или выдумывать прямо на площадке. Разобраться с потоком мыслей помогают эксперты. Они читают лекции и оценивают готовые проекты, делая ценные замечания и решая, кого наградить в той или иной номинации. Организаторам тоже дают рекомендации.
«Нам посоветовали наладить механизм формирования команд, может, даже привлекать психолога в следующий раз, делать командные игры. В целом всем понравилось, негатива нет, у всех впечатления хорошие, нас поддерживают».
По‑хорошему результатом хакатона становятся MVP (minimal viable product) – упрощённые версии продуктов, содержащие самые важные функции и демонстрирующие, как эти штуки работают. Их представляют на презентации, рассказывая о преимуществах и подчёркивая, как выйти на самоокупаемость. Впоследствии рабочие группы могут допилить приложение до запуска в продажу.
«Чоподарить», я выбираю тебя!
Поработав два дня, 10 июля команды вышли на сцену бизнес-пространства «Контакт», чтобы рассказать о том, что получилось.
Пара разработчиков из команды E-brains предложила жюри сервис для ведения личного бюджета. Преимущество перед массой подобных в том, что ребята хотят сделать полноценную версию для компьютера (десктопную), а не только приложение в смартфон, а также снабдить систему подсказками. «Если не покупать шаурму два дня, ты сможешь оплатить взнос по кредиту в этом месяце», – должна напоминать программа, оценивая расходы. Работая над сервисом, команда совсем не подумала о том, как будет продавать эту вещь. Силы вложены (и не малые: система же интеллектуальная!), а прибыли ноль.
«Напоминание всем хакатонщикам на будущее: продумывайте монетизацию! Иначе зачем все эти стартапы нужны?» – подчеркнул Фёдор Жерновой, вручая команде главный приз – сертификат на обучение java script.
Он также обратил внимание на сервис Lumity, созданный на хакатоне, который позволяет оперативно собрать людей на какое‑то событие:
«Приходите к нам в 2do2go (редакцию интерактивной афиши, которую сейчас можно считать главным конкурентом этой затеи – прим. ред.), покажем, как нас правильно убивать. Ну, или увидите, какие проблемы у вас могут быть».
Реальным бизнесом судьи называли сервис Chopodarit: кликаешь кнопку на сайте, а она формирует пакет с подарочными услугами и товарами. Высокотехнологичным проектом назвали «Тех. Радар»: ресурс, который будет отслеживать ленту «Твиттера» и выискивать в ней только новости из области IT-технологий. Платформе «АртоГрад» для общения и взаимного обучения фотографов, дизайнеров и художников дали приз в номинации «Командный дух» (эта группа оказалась самой большой и многофункциональной). Лучшим социальным проектом признали Work&Study – сервис, который поможет работодателям и студентам-стажёрам найти друг друга. А «заявкой на стартап» назвали FoodTime.
«Это сервис для быстрого поиска того места, где можно быстро заказать еду. У ребят изначально была идея только с заказом кофе, но после беседы с экспертами они полностью переделали всё. Теперь их проект выглядит более убедительно».
Впечатление от этого набора, конечно, двоякое. С одной стороны, людей нельзя упрекнуть в безделье. Но с другой – кому это всё может понадобиться? Что из этого реально захочется скачать в телефон, не выбрав при этом более популярное приложение? Возможно, вторичность связана как раз с отсутствием социологов, которые проверили бы, нужны городу те или иные продукты. Впрочем, время покажет: вдруг уже завтра эти сервисы взорвут AppStore и GooglePlay?
Если бы кто‑то из команд придумал, как запустить игру c дополненной реальностью Pokemon Go на моём телефоне трёхлетней давности, возможно, скепсиса бы было поменьше. А пока с нетерпением подожду осени и второго хакатона.