Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22 сентября 2015, 15:21
 Ирина Дудка 2265

На чужой игле

«Белгородские известия» выясняют, почему местные ветеринарные препараты мало востребованы в регионе

На чужой игле Фото Вадима Заблоцкого
  • Ирина Дудка
  • Статья

Белгородская область, как самый мясной регион России, является и крупнейшим потребителем продукции ветеринарного назначения. Логично, что вслед за развитием животноводства и птицеводства здесь начало развиваться фармацевтическое направление по части ветеринарии.

Препараты, вакцины, сорбенты, ферменты, кормовые добавки и т. д.  По оценкам департамента экономического развития, в прошлом году их закупили на 15,5 млрд рублей. И только половину (7,7 млрд) составила продукция белгородского производства. Убедительный аргумент для зелёного света производству ветпрепаратов и формирования целостной системы, которая бы отвечала интересам производителей, потребителей и государства.

Упущенные миллиарды

С марта 2014-го в регионе начали формировать биофармацевтический кластер, в который вошли агрохолдинги, фармкомпании, вузы и сервисные компании – всего 20 участников. Их тесное взаимодействие, сдобренное идеей импортозамещения, должно было помочь в создании логистического и испытательного центров, нарастить объёмы производства ветпрепаратов в регионе и продвинуть их среди потребителей. Но пока вместо диалога только громогласный спич местных фармкомпаний: «Нас не видят!» Животноводы и птицеводы прочно подсели на проверенные импортные лекарства и не хотят экспериментов, а регион теряет деньги.

По данным управления ветеринарии, только сегмент антибактериальных препаратов тянет на 1,5 млрд рублей. Местные компании закрывают его на 200–250 млн, но могут поднять планку до 900 млн. Пробиотиков (кормовых добавок) сейчас производят и применяют на 50 млн рублей, а потенциал оценивается в 250–300 млн. Рынок ферментов – непаханое поле на 800 млн рублей. В Белгородскую область их завозит только одна компания со своего завода в другом регионе, но, если агрохолдинги перейдут на отечественное, готова перенести мощности сюда. Полностью завозятся вакцины – самый дорогой товар – на 3,5 млрд рублей. И почти на 100 % импортируются сорбенты, этот сектор оценивается в 850 млн рублей.

«Мы пытаемся продвинуть отечественные сорбенты, – рассказывает главный ветеринарный врач региона Алексей Хмыров. – Их производят пять-шесть компаний на территории области. Сдвинуть ситуацию очень сложно. Компании по выпуску комбикормов привлекают консультантов, которые часто из-за рубежа. Но мы работаем, подвижки есть, один препарат прошёл масштабные испытания, и никаких проблем нет».

Аналогичная ситуация со средствами дезинфекции. Местные фармкомпании кусают локти, считая упущенную прибыль.

«По сравнению с другими регионами мы отстаём, по программе импортозамещения должны были по 20 % замещать каждый год, но за два года на 40 % мы не продвинулись, – констатирует гендиректор «Белзооветснаба» Александр Демченко. – А причина в нас самих. Заводы построили, специалисты наши не хуже западных, а менталитет у нас остался таким же: импортное всё равно лучше. В Белгородской области такое количество птицы и свиней, казалось бы, тут должен всплеск пойти, но у меня в других регионах импортозамещение выросло процентов на 30, а здесь всего на 10».

По его словам, проще заходить в Башкирию, Краснодарский и Красноярский края, чем убедить белгородских специалистов на местах проэкспериментировать с отечественной продукцией. Он уверен, что это говорит об откровенном нежелании переходить на российские аналоги.

«Если у врача есть хоть малейшая возможность протащить своё, он будет чем угодно мотивировать, но тащить своё», – говорит Александр Демченко о приглашённых специалистах.

Хорошие, но не такие

Сами потребители не согласны с такой позицией.

«Из 23 компаний, с которыми мы заключили соглашения о проведении экспериментов, реально в производство пошло только семь препаратов, – рассказывает главный ветеринарный врач «Капитал-Агро» Александр Терешин. – Препараты хорошие, но конкретно в наших условиях они не работают. Своя микрофлора, технология, условия, и нам они не подходят. У меня животрепещущая тема по вакцинам – это большая проблема. Отечественные биофабрики выпускают и вакцины, и биопрепараты, но сегодня то, что мы испытывали, – проблематично».

По его словам, компания совсем не против перейти на отечественное, особенно по части вакцин, на которые приходится 65 % расходов на ветеринарную продукцию.

Представители фармкомпаний аргументам в пользу импорта не очень доверяют, ведь до середины 1990-х почти 70 % рынка было занято отечественными лекарствами, и как-то выращивали свиней и кур. Ситуация переломилась в середине 2000-х, когда в России начался бум регистрации импортных лекарств. По словам Демченко, с 2009 по 2012 год было зарегистрировано столько импортных препаратов, сколько не было за 15 лет. Потерянные тогда позиции российские и конкретно белгородские компании не вернули до сих пор. Мешает разобщённость как производителей, так и потребителей.

Взять, к примеру, вакцины. Региональный рынок оценивается в 3,5 млрд рублей в год, а производства в области нет.

«Чтобы из Армавира, Ставрополя, Покрова или Владимира довезли препарат до Белгорода, нужен спецтранспорт, который доставит препарат при определённой температуре, влажности и освещённости. Не каждый агрохолдинг имеет такой транспорт, поэтому в области только одна компания, которая занимается поставками вакцин и биопрепаратов», – продолжает Алексей Хмыров.

Он отмечает, что сейчас каждый агрохолдинг работает сам по себе, заказывая необходимые объёмы. Управление же ветеринарии ставит задачу наладить централизованные поставки вакцин, а для этого необходим единый логистический центр.

«Конкуренция, нежелание сотрудничать с коллегами, порой личная заинтересованность менеджеров выше интересов компании», – говорит Хмыров о причинах разрозненности в отрасли и медлительности всей работы по созданию центра.  

Сейчас процесс на стадии обсуждения: создавать его силами всех заинтересованных потребителей или использовать наработанный опыт компании-поставщика. По словам главного ветврача, до середины 2016 года центр в регионе должен быть.

Санкционный кнут

Конкуренцию привозной вакцине готовы создать два белгородских производителя. В начале года они афишировали строительство производственных линий общей стоимостью 720 млн рублей. Но курс доллара внёс свои коррективы, и сейчас проекты на стадии обсуждения и поиска партнёров. При удачном стечении обстоятельств к 2017 году эти производственные мощности смогут заместить треть привозных вакцин.

Но мало сделать вакцины и таблетки, нужно ещё доказать их эффективность. «Капитал-Агро» – скорее, исключение из правила, поскольку предоставить полигон для испытаний соглашается далеко не каждый агрохолдинг. Ветеринары предпочитают также хранить в тайне и результаты исследований.

«В области не совсем здоровая, на мой взгляд, тенденция, когда каждая компания создаёт
свою площадку, на которой проводятся масштабные производственные опыты, – отмечает Алексей Хмыров. – С одной стороны, каждая компания собирает информацию, аккумулирует её, но я сторонник того, чтобы объединить усилия, и не важно, будет ли это аграрный университет или новая структура, которая соберёт весь опыт для обмена. Идея не в том, чтобы показать, насколько препарат хороший или плохой, а проверить, насколько он эффективен в экономическом смысле».

Года три назад в области уже активно обсуждали идею создания единого испытательного полигона, сейчас к этой мысли вернулись.

Для продвижения местного продукта фармацевты предлагают жёсткие меры, вплоть до составления списка тех, кто отказался проводить опыты. Константин Толстов из компании «ФАРМ-СТЕРХ-Белгород» считает, что департамент АПК при рассмотрении заявок агрохолдингов на получение господдержки обязательно должны запрашивать информацию о закупаемых ими местных препаратах. А управление ветеринарии могло бы взять на себя роль информационного посредника.

«Производителям препаратов ежемесячно предоставлять в управление ветеринарии данные о компании и краткую справку о продукции. И на основании этой информации управление ветеринарии делает обобщённую справку в виде рекомендательного письма производителям мяса, – говорит он. – И то же самое необходимо от производителей мяса: пусть они ежемесячно сообщают о потребности в препаратах – эту информацию следует доводить в первую очередь до белгородских фармкомпаний».

Вряд ли стоит рассчитывать на результат от уговоров и запугиваний. Особые условия по ветпрепаратам при распределении господдержки не пропустит антимонопольное законодательство. А управление ветеринарии, как госорган, станет ли брать на себя посредничество в рыночных отношениях? Переломить ситуацию по импортозамещению, возможно, смогут такие рыночные механизмы, как санкции и курс доллара.

«Нужно обратить внимание собственников и ветврачей на рентабельность: зачем покупать импортные аналоги, которые в 2–3 раза дороже? – задаётся вопросом Алексей Хмыров. – Каждая копеечка на учёте должна быть. Мы должны экономить на том, что мы можем производить на территории области».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×