Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 января 2014, 15:41
 Екатерина Шаронова 3075

Редкие изображения Петра Великого смогут оценить белгородцы

Редкие изображения Петра Великого смогут оценить белгородцы Фото Михаила Малыхина
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

2014-й, объявленный Годом культуры, Пушкинская библиотека-музей начала с нового выставочного проекта со сложным названием «Могущ и радостен, как бой…» Пётр Первый: личность, город, флот».

Страсть Беликова

«Могущ и радостен, как бой…» – так характеризовал Петра Великого Пушкин. Метко подобранное сравнение мы встречаем в его поэме «Полтава», написанной под впечатлением от масштаба личности государя и крупнейшего сражения Северной войны, в котором он разгромил шведов. Со дня первой её публикации в грядущем марте исполнится уже 185 лет. В году же минувшем Россия отмечала два значимых юбилея: 400-летие дома Романовых и 310 лет со дня основания Санкт-Петербурга. Обращение к фигуре первого российского императора, отца Северной столицы, вполне закономерно. И именно его феномен объединил 33 графических произведения. Их создавали известные отечественные и зарубежные мастера с XVIII столетия по наши дни.

Линогравюры, офорты, ксилографии… – всё, что вы здесь увидите, для выставки предоставил московский коллекционер Владимир Беликов. Профессор, доктор технических наук, академик российской Академии проблем качества, член Президиума IAP (USA) – это о его профессии. Коллекционирование станковой и книжной графики – одно из его самых страстных увлечений. Любопытный факт: только в своей квартире Владимир Гурьевич хранит более 10 000 графических образцов. Самые ранние из них датируются XV веком. Что-то из своей огромной коллекции он передал в дар российским музеям и галереям. Его экспонаты разошлись по всему миру – состоялось 283 выставки. Только в Белгороде – десять.

Такой разный Пётр

Благодаря Беликову в экспозиции, посвящённой Петру Первому, собрали действительно необычные образы монарха.

Вот молодой Пётр: в латах и с мечом, в императорской парчовой порфире, подбитой горностаем, а за его спиной – дым сражений. По всей видимости, штурмуют крепость Азов. Готфрид Кнеллер – немецкий портретист, придворный живописец правителя Нидерландов, короля Англии и Шотландии Вильгельма III – создал несколько портретов государя, когда тот в первый раз прибыл за границу. То, что видим мы, – копия с его работы Petrus Alexeowitz (1697), сделанная неизвестным автором.

Фото Екатерины Шароновой

Вот Пётр в своей чёрной суконной треуголке. За ним ветер надувает белый парус корабля (автолитография Петра Алякринского, 1950-е).

Фото Михаила Малыхина

А вот на алом фоне он изображён на вздыбленном вороном коне – автолитография Никиты Родионова (1993) отсылает к образцу Георгия Победоносца.

Чересчур европеизированным император выглядит в интерпретации француза Анри Море по рисунку Шарля Вернье (гравюра на стали, XIX век).

Монументальный образ Петра представляет ксилография русского графика из Таллина Владислава Станишевского (1987). Голова монарха, увенчанная лавровым венком, её разворот – автор соотносит его с Цезарем.

От личности российского государя к двум памятникам его величию – Санкт-Петербургу и Российскому военному флоту. Фрагменты уникального памятника Петру Великому на Сенатской площади Санкт-Петербурга – на ксилографиях, условно объединённых в триптих «А. Пушкин, «Медный всадник» Фёдора Константинова (1982–1984).


 И тот же самый и одновременно совершенно иной монумент, одиноко чернеющий сквозь снежный плен, – на цветной автолитографии Марии Щукиной (2001).

В дар от художника Александра Максимова Беликову досталась серия автолитографий, стилизованных под лубочные картинки. «Строительство русского флота Петром Первым в Воронеже» – вот что живописуют 12 графических листов. И описывают: «В короткий срок со всех концов Руси пришли строители…» (начало), «Проект «Предистинации» был сочинён Петром» (окончание). Видимо, речь о судне «Гото Предестинация» («Божье Предопределение») – первом российском линейном корабле и первом корабле IV ранга по европейской классификации начала XVII века, созданного без участия иностранных специалистов, в истории нашей страны. Напомним, что, готовясь к военным действиям против Османской империи, Пётр Первый осознал необходимость регулярного военно-морского флота. И в 1696-м он был создан.
 
Выставка продлится до конца февраля.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×