Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 декабря 2013, 18:45
 Мария Литвинова 4881

Незапрещённые барабанщики

Музыканты белгородской группы Drumania учат ощущению времени

Незапрещённые барабанщики группы Drumania
  • Мария Литвинова
  • Статья

Когда-то человек был голоден и зол. Когда он убил мамонта и наелся, то, лёжа в хорошем расположении духа, начал хлопать себя по пузу, отбивать какой-то ритм. Поэтому именно барабан – самый древний инструмент. Так фронтмен группы барабанщиков Drumania и преподаватель Белгородского государственного института искусств и культуры Олег Иванов шуточно объясняет причины появления музыкального искусства.

Объединяющий ритм

В тесной репетиционной каморке, стены которой заклеены белыми шумопоглощающими панелями, стоят три полноценные ударные установки. Олег Иванов по очереди ударяет по барабанам палочкой: каждый звучит по-своему. Это – большой барабан. Это – средний том-том. А это – малый. Вот этот – напольный, бас. Тарелки – хай-хэт. А вон тот – каубелл (cowbell), коровий колокольчик. Когда-то внутри был язычок, который создавал звон. Теперь по каубеллу бьют палочкой. Динннь!

Олег Иванов и Ринат Жураев, встретившие меня в музыкальном кабинете, рассказывают о своей музыке. Drumania невероятно востребована публикой. Как говорят сами музыканты, ритм объединяет всех людей. В том числе и своей медитативностью.

Shabashow must go on

В апреле 2014 года группе Drumania исполнится 10 лет. Она началась с простого любопытства: студенты факультета музыкального творчества, барабанщики института культуры собрались поиграть вместе.

«В Воронежской академии искусств два раза в год проводились Shabashow – экзамены для барабанщиков, – рассказывает Олег. – То есть процесс инициации барабанщики проходили на большом совместном концерте».

Такую необычную форму экзамена придумал преподаватель кафедры духовых инструментов академии Владимир Шабашов. Я тоже сдавал тот экзамен, и мне эта идея очень понравилась. Было в этом что-то магическое – когда много людей одновременно играет на разных ударных инструментах.

Правда, белгородские студенты стали играть не в академической манере, как было принято на «шабашоу». Они взялись за барабанный джаз и рок. С тех пор Drumania даёт концерты, которые каждый раз приводят публику в восторг. Играют рок, джаз, баллады, самбу, этнические мотивы, выстраивают совершенно разные ритмические фигуры. Гастролируют по области и России, выступали в Ялте на джазовом фестивале, планируют и до коктебельского джаз-феста добраться.

Сейчас в группе постоянно играют несколько барабанщиков, трое из них: Олег Иванов, Дмитрий Меженин, Ринат Жураев – преподают в БГИИК ударные инструменты. Дмитрий Черных, Андрей Кормишин, Руслан Галяутдинов и другие музыканты, среди которых немало сессионных (приходящих), – это студенты и выпускники вуза.

Metallica как предчувствие

«У меня всё началось с увлечения группой Metallica, которая и побудила заняться музыкой, – говорит Олег Иванов. – Моим кумиром был Ларс Ульрих, я мечтал стать барабанщиком. С 13 лет что-то уже настукивал».

По словам барабанщика, у каждого музыканта всегда есть кумир, гений своего инструмента, который повлиял на выбор, вдохновил, заразил своим примером. Как многих саксофонистов, к примеру, Чарли Паркер.

А теперь и Олег Иванов, которого в музыкальной среде Белгорода считают одним из лучших барабанщиков, вдохновляет многих молодых людей своим примером. Однажды мне довелось увидеть их совместное выступление со знаменитым фри-джазовым саксофонистом Сергеем Летовым. Это был фееричный концерт!

Танец барабанщика

Прежде чем сесть за ударную установку, ученики барабанщиков начинают занятия с постижения основ ритмики. По сути – танца.

«Да, можно сказать и так, – объясняет Олег. – Человек встаёт и начинает переступать с ноги на ногу: первая доля, вторая доля. Ноги – это фундамент. И в это время нахлопывает в ладоши мелодию. Получается, что танцует. Я вас сейчас научу понимать ритм. Вам знакома мелодия «В траве сидел кузнечик»?

Мы разбиваем мелодию «Кузнечика» на ритм и делим её на троих. Я, Олег и Ринат хлопаем по очереди в ладоши, по кругу, в такт мелодии. И я умудряюсь прозевать свою очередь: вроде просто, а сразу не получается.

– Тело надо научить реагировать, – рассказывают барабанщики. – Ритм, барабаны очень близки танцу. Барабанщик будет зажатым, если не почувствует своё тело. И ничего у него не выйдет. Именно поэтому, кстати, каждый барабанщик умеет танцевать. Это факт!

– Можно ли чувство ритма развить?

– Думаю, что да. Не бывает человека без чувства ритма и слуха. Просто у одних они находятся на поверхности, а у других глубоко спрятаны. Хоп! Слышала это?

– Слышала…

– Вот видишь, всё в порядке: слух есть.

Ощущение времени

Сейчас в Белгородском государственном институте искусств и культуры на барабанщиков учатся 12 человек. Среди них, кстати, три девушки. Олег и Ринат с удовольствием перечисляют их имена: найдут свои имена в журнале – приятно будет. Светлана Комарова, Анна Глуховцова, Анна Лушникова. Отличные барабанщицы! Как и выпускницы Виктория Шабанова и Ирина Костина.

– А что? Есть очень именитые западные барабанщицы – Изольда Лазоэ, Шейла И, Синди Блэкман. Они играют в самых крутых группах.

Музыканты не устают повторять: барабанный ритм объединяет людей всего мира, любой культуры. Поэтому многие люди мечтают играть на барабанах. Есть в этом что-то особенное – тактильное взаимодействие с кожей, мембраной барабана. А ещё предмет «ритмика» учит ощущению времени. Барабанщик может, например, без часов определить, что прошло ровно две минуты. Есть два мира, два времени: музыкальное и реальное. И они неочевидно связаны.

– Где рамок больше: в музыкальном мире или реальном? – спрашиваю напоследок.

– Думаю, что в реальном, – отвечает Ринат. – Музыка более свободна.
 


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×