Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 декабря 2014, 09:46
 Владимир Бабич 1534

Энтузиасты скоростей

Старооскольские картингисты верят, что их победы нужны городу и области

Энтузиасты скоростей Фото Виталия Гаркуши
  • Владимир Бабич

Картинг – это не только бешеные скорости, крутые виражи, адреналин, но и кропотливая настройка машины и… деньги. Последние сегодня часто решают всё.

Это и классная техника, запчасти, ремонт, и выезд на соревнования. Ты можешь быть трижды супергонщиком, но если у тебя нет средств на поездку, на оплату стартового взноса, специальных топлива и шин, то никто в мире тебя так и не увидит. Об этом и не только мы говорили с руководителем кружка картингистов старооскольского Центра детского (юношеского) технического творчества № 2 Владиславом Корсуном.

С чего всё начиналось

Карт появился в Старом Осколе в конце 1970-х годов. Владислава затянул в кружок картинга где-то в 1984 году старший брат. Новое дело так его увлекло, что он ходил заниматься сразу в два места – Станцию юных техников (нынешний ЦДЮТТ-2) и спортивно-технический клуб ОЭМК. Картинг в городе только становился на ноги. Верхом мечтаний было попасть на областные соревнования…

После армии Корсун вернулся в родной Центр уже наставником, обучение мальчишек всем премудростям гонок стало делом его жизни. Сегодня у него 4 группы, 45 детей разного возраста и уровня подготовки. Вообще, программа занятий рассчитана на 6 лет обучения. Специального отбора в группы не существует. Ребята, которые любят технику и скорость, приходят сами. Некоторые, когда «раскусят», что в кружке картинга не только «гоняют» на прикольных машинках, а ещё и часами возятся с железяками, уходят. Но большинство пацанов остаётся.

Вот один из новобранцев – Кирилл Панченко, он из последнего «призыва». Пришёл как-то раз в кружок с друзьями посмотреть, чем они тут занимаются, понравилось, да так и остался. Сейчас изучает устройство карта и мечтает, когда первый раз на нём прокатится по снегу. Дело в том, что в городе своего картодрома нет и, как объяснил Владислав Антонович, возможность поездить по дорожкам, проложенным вокруг Центра, появляется, только когда выпадает снег.

Чемпионы есть, тренироваться негде...

Конечно, это нонсенс, что в городе, где есть уже свои чемпионы Черноземья и России среди юношей, нет картодрома. Но это так.

«Вопрос по картодрому поднимался ещё при прежнем главе округа, нас даже в управление архитектуры приглашали, интересовались, какая территория требуется, чтобы спроектировать спортсооружение, – рассказал Корсун. – Но это было давно, а потом нам сказали: ну вот, в Белгороде же построили картодром, и этого, мол, достаточно. Позже и у нас построили закрытый картодром, хотя он к спортивному никакого отношения не имел – так, больше для развлечения, – тем не менее мы туда ходили на занятия, нам город их оплачивал. Только просуществовал он недолго и скоро был закрыт из-за нерентабельности».

Самым пока удачным периодом Владислав Антонович считает 2005-2007 годы, тогда старооскольцы впервые серьёзно заявили о себе на федеральном уровне. Павел Крымов и двоюродные братья Максим и Антон Радченко выигрывали чемпионаты России. И сегодня есть «звёздочки». Неплохо выступают Андрей Семибратченко и Александр Мищаненко, в этом году они на этапах Кубка Черноземья: и в призёрах были, и побеждали. А по итогам шести этапов Семибратченко в Кубке занял третье место в классе «Юниор», Мищаненко – четвёртое.

Всё труднее идти к победе

«Однако с каждым годом к победам идти всё труднее. В первую очередь, – говорит педагог дополнительного образования, – из-за финансовых трудностей. Картинг – технический вид спорта, моторесурс ограниченный, постоянно требуются запчасти, содержание техники в нормальном конкурентоспособном состоянии требует немалых денег».

«За сезон на гонщика уходит в среднем около 100 тысяч рублей. В этом году все затраты легли практически на плечи родителей, – сказал Радченко. – В 2013 году нам хотя бы частично оплачивали расходы – стартовый взнос, питание, частично ГСМ... 50 процентов шло из городского бюджета, остальные 50 – из кармана родителей. В этом году нам средства не выделялись, всё за свой счёт. Так мы прошли четыре этапа Кубка России. Судя по тому, как в последнее время поредели ряды участников соревнований, в подобном положении, чувствуется, находятся и другие».

Есть расходы, о которых люди, далёкие от автоспорта, и не подозревают. Например, приобретение топлива и шин у официального поставщика. Делается это с той целью, чтобы все участники гонок находились в равных условиях. Процедура так и называется – «единое топливо и единые шины». Комплекта шин, по словам Корсуна, хватает на одну гонку: квалификация, официальные заезды и ещё несколько тренировок.

«Выехать на соревнования, может, ты и выехал, но если нет денег на шины, то, считай, «приехал». Комплект шин стоит 9 тысяч рублей. С повышением курса евро они будут ещё дороже», – говорит наставник.

В подготовке старооскольских гонщиков выпадает и такой важный элемент, как полноценный тренировочный процесс. Для этого, как мы понимаем, просто нет условий. Чтобы потренироваться на трассе, приходится выезжать в близлежащие города – Белгород, Воронеж, Курск.

«Получается это не так часто, как хотелось бы, нам ведь и технику надо привезти с собой, и тренировки небесплатные. В Белгороде, например, тренировочный день одного гонщика обходится в 1000 рублей. Стараемся совмещать учебные сборы со стартами. На соревнования выезжаем пораньше – дня за три-четыре. Проводим тренировки на соревновательной трассе, тоже, естественно, за плату», – говорит Владислав Антонович.

Слагаемые успеха

В Центре картингистам отдано помещение из трёх комнат. В первой что-то вроде ангара, где на стендах покоятся карты. Во второй комнате – мастерская с учебными станками, примерно такими же, какие встречаются в обычных школах. Третья – маленькая каморка, в ней кабинет руководителя кружка. 

Фото Виталия Гаркуши

С фотокором мы попали на очередное занятие. Кто-то из ребят мастерил детальки для машин. А небольшая группа во главе Андреем Семибратченко колдовала над картом, перенастраивая его на езду по снегу. Андрей – первый помощник наставника. Он уже опытный спортсмен, из своих 16 лет половину жизни – восемь лет – отдал картингу. В этом году поступил в геологоразведочный техникум. Не так ещё давно карт совмещал с кикбоксингом. Но в какой-то момент пришлось сделать выбор. Однако спортзал не забросил, «качается». Со стороны может показаться, что там сложного: сел в карт, нажал на газ и полетел, а потом успевай только крутить руль, вписываться в повороты. Но всё это приходится делать на скорости под 200 км. Нагрузки порой – запредельные, почти как у космонавтов. У картингистов и кресла в машинах как у космонавтов – анатомические, сделаны под строение конкретного спортсмена. А напряжение на соревнованиях такое, что когда гонщики, которые, по сути, ещё дети, выходят из машины – у них трясутся руки и ноги.

Настраивая карт, Семибратченко, столкнувшись с трудным для себя вопросом, позвал на помощь Владислава Антоновича. Он быстро разрешил проблему, по ходу объяснив Андрею, почему возникла сложность. Вообще, для Корсуна карт – открытая книга, он эту машину, как автомат Калашникова, может разобрать и собрать с закрытыми глазами. Этому же учит и своих ребят. Доскональное знание техники, её поведения в различных ситуациях – одно из слагаемых успеха в гонках воспитанников Корсуна.

«Занятия ребят в Центре, конечно, самоценны сами по себе, но ведь всё это делается ещё и ради того, чтобы добиваться побед на гоночных трассах. Какие планы на пятнадцатый год? Не знаю что и сказать. Очень многое у нас, повторюсь, зависит от денег. Сейчас надеюсь, чтобы было хотя бы как в прошлом году», – говорит Владислав Корсун.

Без особого оптимизма смотрит в ближайшее будущее и директор ЦДЮТТ-2 Владимир Шатохин. Владимир Николаевич надеется на то, что чиновники, от которых зависит финансирование Центра, понимают, что победы гонщиков на региональных и всероссийских соревнованиях – это престиж города и области. И не только престиж.

Об этом хорошо сказал в своём недавнем послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин: «Талантливые дети – это достояние нации, и мы должны предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность к техническому и гуманитарному творчеству, к изобретательству, добился успеха в национальных и международных интеллектуальных и профессиональных состязаниях». В кружке Владислава Корсуна занимаются как минимум увлечённые дети. А это уже немало. И таких детей поддерживать нужно.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×