Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 декабря 2014, 10:17
 Евгений Филиппов 1420

С любовью и верой

С любовью и верой Школьники подружились с отцом Даниилом и стали чаще ходить в церковь. Фото Е.Филиппова
  • Евгений Филиппов

В Красненском районе молодой настоятель храма разучивает с детьми христославные песни.

– Я хочу создать общину, чтобы люди помогали друг другу, а не просто ходили в храм на службу, - сказал мне отец Даниил.

Голубые купола старинного каменного храма Рождества Христова в селе Лесное Уколово, что в Красненском районе, сливались с чистым, морозным, зимним небом. А редкие деревца вокруг него, избавившись от прошлогодней листвы, оделись в белую фату декабрьской изморози. Было красиво и очень тихо. Лишь вдалеке неохотно побрёхивал цепной пёс, да пара сельских кошек оставляла свои неглубокие следы на ещё мягких молодых сугробах.

Настоятелю храма отцу Даниилу 23 года. Не больше и его матушке Екатерине. Живут они в просторном доме недалеко от храма.

Ещё будучи второкурсником Белгородской семинарии, Даниил побывал на Тикси в миссионерской командировке – это южный берег арктического моря Лаптевых. Он 8 месяцев жил в местном военном гарнизоне и служил в стане Спасский. А на четвёртом курсе – переехал в Губкин, где иподьяконствовал у владыки Софрония, потом – в Шебекино. И вот, после рукоположения, служит в Лесном Уколово.

Символов не понимают

Новый батюшка настоятельствует в храме Рождества Христова лишь два месяца. До этого церковь некоторое время была без священника, и, по словам отца Даниила, люди очень ждали нового батюшку.

В Лесном Уколово 600 жителей, но на службу приходят не больше 60 человек.

– Маловато, – посетовал я.

– Я так не считаю, – парировал отец Даниил. – Когда я приехал и заглянул в приходскую тетрадку, то на службу, оказывается, приходили не больше 40 селян. А уж причастников из них было всего два. Вообще-то на службу ходят, чтобы причаститься. К сожалению, за годы безверия у людей отложилось, что причащаться нужно 4 раза в год. Это неправильно. Причащаться нужно каждую неделю, а если нет, то либо у человека есть грехи, за которые отлучают от причастия, либо он приходит в церковь, не понимая, зачем это делает.

Отец Даниил на колокольне храма Рождества Христова
Отец Даниил на колокольне храма Рождества Христова
Фото Евгения Филиппова

Как объяснил священник, по апостольским правилам, если человек не причащается в течение трёх недель, то сам себя отлучает от церкви. Не знаю, объяснение ли батюшки повлияло на селян, а может, апостольские правила, но прихожан, как и причастников, в храме стало больше.

Не обошлось, правда, и без неприятия некоторых батюшкиных начинаний.

– Важно, чтобы люди понимали, во что они верят, – говорит отец Даниил. – В православии очень сильны обрядовость и символизм. Если раньше люди понимали символы, то сейчас, к сожалению, форма преобладает над содержанием. Это беда многих прихожан, а особенно пожилых людей.

– А в чём это выражается?

– Пожилые прихожане порой неплохо знают форму обряда, а вот зачем и что это такое, не помнят, либо неправильно толкуют. Из-за этого, кстати, молодёжь побаивается приходить в храм. Кому хочется быть отчитанным бабушками-прихожанками за якобы неправильную одежду, неправильное изображение на себе крестного знамения или за «не туда стали»... За формой следят, а символов не понимают.

Запретил выкупать платки

Отцу Даниилу пришлось корректировать укоренившиеся в Лесном Уколово традиции, граничащие, по его словам, с язычеством.

– Ставили на панихиду икону на стул, а перед нею свечу в стакане с крупой. Потом брали в храме крест и повязывали на него платки. После похорон возвращали всё это в церковь и через год платки выкупали обратно, – рассказывает отец Даниил. – Это язычество какое-то. Во-первых, икону надо не на стул ставить, а на аналой. Во-вторых, получается, что молятся люди не тому, кто изображён на иконе, а самой иконе. Дошло до того, что прихожане не смогли мне объяснить, кто же изображён на иконе. Это уже идолопоклонство. Да и вообще, иконе можно в любое время поклониться, а не обязательно только на панихиду переносить её из другого места в храме.

Платки настоятель тоже запретил выкупать.

– Хотите пожертвовать на храм – приходите, жертвуйте, – говорит священник. – Без всяких там платков.

Украинские христославы

Отец Даниил сотрудничает с местным клубом и школой.

– Каждую первую пятницу месяца я встречаюсь с жителями. Недавно, к примеру, читал лекцию: «Веруют ли священники в Бога?». Человек тридцать пришли, а в это время из райцентра приехала какая-то проверяющая комиссия. Так они подумали, что у нас в клубе сектанты собрались. Сказали, что столько народу они даже на концерты не могли набрать.

Следующую лекцию отец Даниил решил посвятить теме символов в православии, быту и культуре.

Детишки тоже с интересом относятся к новому священнику. Даже в церковь стали ходить чаще.

– Как только принял приход, – вспоминает отец Даниил, – из школы позвонили и попросили, чтобы дети в начале учебной недели приходили в храм за благословением. Добрая традиция, но, к сожалению, редка нынче. Я с удовольствием рассказал детям о церкви, об обрядах, о вере. Объяснил, что мне на службе нужны помощники… После этого ребята стали приходить в храм, помогают.

А чтобы больше заинтересовать подрастающее поколение, отец Даниил начал разучивать с местной ребятнёй колядки. То есть колядки эти детишки и до него знали, а вот как правильно их петь, да и как на самом деле песни эти называются, сельским мальчишкам и девчонкам было невдомёк.

– Колядки, – говорит отец Даниил, – это неуместный термин для православия. Сама традиция восходит к языческому богу веселья и празднеств Коляде. Правильно же называть – христославные песни. Ведь мы прославляем родившегося Бога – младенца Иисуса Христа.

Нот ребята не знают, поэтому поют по листочкам, где гласные звуки написаны столько раз, сколько их надо петь. Да и христославные песни-то батюшка разучивает на украинском языке.

– Это потому, что русские христославные песни для разучивания с детьми пока сложны. В основном они минорные и петь их нужно тихо и очень чисто. Без знания нот это невозможно, – уточняет отец Даниил. – У украинских же мотив мажорный. Их можно кричать от души, не особо обращая внимание на размер.

От души

– У меня с детства было очень много грехов, – говорит мне десятилетний Жора, – поэтому и стал ходить в церковь.

С Дмитрием, Андреем, Владиком, Никитой и Жорой я встретился на переменке в сельской школе. Все они разучивают с батюшкой христославы.

– Нам очень интересно общаться с отцом Даниилом, – наперебой рассказывают мальчишки. – Нравятся колядки... Ой, христославы! – тут же поправляются они.

– А чем ещё увлекаетесь? – поинтересовался я.

– Футбол, хоккей, – также дружно отвечали они.

– А компьютеры? – не унимался я.

– Нет. Не нужны нам они, – услышал в ответ.

Школьная переменка подходила к концу, а в большом холле на первом этаже школы звучали христославы. Мальчишки сбивались, но пели громко и от души.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×