Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 декабря 2014, 10:45
 Оксана Полякова 3092

Творцы архитектуры будущего

Белгородские школьники постигают будущую профессию в архитектурных классах

Творцы архитектуры будущего Воспитанники архитектурного класса белгородской школы № 49. Фото Олеси Ключевской
  • Оксана Полякова

У воспитанников архитектурного класса школы № 49 города Белгорода один из любимых уроков – академический рисунок.

В центре просторной светлой комнаты предметы деревенского быта – пузатый чугунок, глиняный кувшин и увесистый бабушкин утюг, работающий на углях. Задача перед ребятами стоит непростая: нарисовать два натюрморта – классический и декоративный. 

Чувство композиции

Архитектурные классы в Белгороде создали по инициативе Центра довузовской подготовки БГТУ им. В.Г. Шухова более 15 лет назад, но на базе 49-й школы они начали свою работу с этого года. Новое место для обучения юных дарований было выбрано не случайно. По словам заместителя директора по учебно-воспитательной работе Елены Карташовой, школа входит в пятёрку лучших школ города Белгорода, здесь на профильном уровне изучаются математика и физика.

«Нашему директору Ирине Николаевне Ламановой как учителю изобразительного искусства близка творческая направленность архитектурных классов, идею их создания она восприняла с большим воодушевлением», – отметила Елена Сергеевна.

Помимо общеобразовательных дисциплин воспитанники архитектурных классов под руководством преподавателей вуза в 10-11-х классах изучают проектирование и композицию, академический рисунок и архитектурное черчение. Занятия по спецпредметам проходят три раза в неделю. Но дополнительная нагрузка никого не пугает, наоборот, желающих здесь учиться - хоть отбавляй. Попасть в архитектурный класс можно только после успешно пройденного собеседования по математике и физике (а в аттестате по этим дисциплинам оценки должны быть не ниже «4») и сдачи небольшого экзамена по рисунку.

Первый экспериментальный

10 «г» – первый архитектурный класс в 49-й школе и уже показывает неплохие результаты. Например, Евгения Белянская недавно заняла первое место в региональном конкурсе детского рисунка «Мир науки глазами детей», а работу Марии Бабаевой «Осень» преподаватель «технолога» по академическому рисунку Владимир Храбатин взял в методическую копилку вуза как образец для первокурсников.

«Здесь очень интересно, правда, иногда бывает тяжело, но мы постепенно справляемся со всеми трудностями. Преподаватели «технолога» готовят для нас необычные задания. Например, недавно мы должны были изобразить перевёрнутую вазу, а потом вписать в неё портрет какого-нибудь человека или фантазийного героя. У всего класса получились абсолютно разные и замечательные работы», – поделилась впечатлениями Мария Бабаева.

Классный руководитель 10 «г», учитель русского языка и литературы Марина Выскребенцева своими подопечными очень гордится и удивляется, как быстро им удалось поладить друг с другом.

«Они хорошо мыслят, нестандартно высказывают собственное мнение. Очень позитивные дети, стараются во всём видеть плюсы и проявляют огромную тягу к знаниям. Я даже не ожидала, что у детей может быть такая мотивация к учёбе», – с улыбкой рассказывает Марина Павловна.

«Эти дети – чистое золото!»

Большинство учеников архитектурного класса – выпускники художественной школы. Виктория Педенко – одна из них. Правда, о творческой профессии девушка не мечтала, в её планах на будущее было поступление в медицинский вуз.

«Однажды утром маме на телефон пришло сообщение о наборе учеников в архитектурный класс, которое, можно сказать, изменило нашу жизнь. Мы узнали подробности и решили – нужно действовать. Школа мне понравилась сразу, и я не жалею, что перевелась сюда», – поведала свою историю Вика.

Столь полюбившийся 10 «г» классу академический рисунок ведёт старший преподаватель архитектурно-строительного института БГТУ им. В.Г. Шухова Владимир Храбатин. Его основная задача – подготовка детей к вузовскому вступительному экзамену, который, кстати, очень серьёзный – рисунок гипсовой головы. Поэтому занятия в последнем, выпускном классе целиком посвящены рисованию этой головы до мельчайших деталей лица. А в 10-м классе занятия начинаются с основ – рисование простых геометрических фигур, понятие о перспективе, с постепенным усложнением заданий. Ещё у Владимира Михайловича есть своё нововведение, он чередует классический академический рисунок с творческими работами.

«Даже если у ребёнка что-то не получается при рисовании с натуры, в творческой работе он, при желании и определённой усидчивости, может получить оценку «отлично». Вообще всё зависит от желания ребёнка, насильно не втолкнёшь ни знания, ни умения. Мы стараемся привить им любовь к прекрасному, умение творить», – отмечает Храбатин.

Непрерывное образование

Большинство выпускников архитектурных классов без особых трудностей поступают в БГТУ им. В.Г. Шухова. Так произошло и с братьями Анатолием и Юрием Зеленскими. Сейчас ребята учатся на 4-м курсе архитектурно-строительного института и в их копилке уже много профессиональных творческих работ. Художники более четырёх лет занимаются граффити. По заказу администрации Белгорода братья Зеленские украсили проспект Ватутина, музей-диораму «Курская дуга» и памятник князю Владимиру (совместно с Пашей Kes). Им принадлежат патриотическое граффити «Белгород – город воинской славы» на улице Калинина и эффектная стилизация остановки «Монастырский лес», рисунки певчих птиц на мосту через Везёлку.

«Архитектурные классы стали для нас прекрасной базой для поступления и дальнейшего обучения в вузе. На вступительном экзамене не было никакой паники, что ты умел – то и показал. А благодаря черчению все выпускники архитектурного класса уже на первом курсе «технолога» делали макеты на достаточно хорошем уровне», – рассказал Анатолий Зеленский.

Архитектурные классы входят в непрерывную систему архитектурно-дизайнерского образования БГТУ. Первый этап – детская студия архитектурно-художественного творчества и дизайна «ИМП-АРТ». Здесь ребята 10-12 лет оттачивают художественные способности и им гораздо проще перейти на следующую ступень обучения – в архитектурные классы. А заключительный - архитектурно-строительный институт. В целом получается 13 лет профильной учёбы – это уникально.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×