Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22 марта 2024,  10:00

Сообщи, когда придёшь. Как подготовить ребёнка к самостоятельному походу в школу

С «Белгородскими известиями» о приёмах приучения детей к самостоятельности поделились опытные родители: психолог Татьяна Синельникова и учитель начальных классов белгородской школы № 50 Лариса Ткачёва

Сообщи, когда придёшь. Как подготовить ребёнка к самостоятельному походу в школуЧтобы не изводить себя беспочвенными волнениями, родители должны заранее обговорить с первоклассником безопасный маршрут до школы, а лучше несколько раз пройти по нему вместеФото: Екатерина Алавердян
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

У многих родителей, которые осенью отдадут ребёнка в школу, к привычным заботам о форме, канцелярских принадлежностях и сменной обуви, появляются и вопросы самостоятельности будущего первоклассника. Как понять, что ребёнок готов ходить один в школу? Как он будет возвращаться? Сможет ли справиться со стрессом и новыми правилами?

Взрастить самостоятельность

Нередко можно встретить картинку – ранним утром мама за руку ведёт к первому уроку заспанного мальчугана. Женщина несёт его портфель, сумку со сменной обувью и поделку на урок технологии. А потом помогает чаду переобуться, снимает с него верхнюю одежду, а через несколько минут заплаканный ребёнок звонит с упрёками – мама собрала книжки не по расписанию: вместе среды она сложила тетрадки на четверг.

«К сожалению, такую картину мы, учителя, наблюдаем всё чаще и чаще. Первоклассники не могут подготовиться к урокам, теряются в коридорах, не помнят, как зовут учителя и в каком классе учатся. Поэтому на первом собрании, которое проводит руководство школы для родителей будущих учеников, психолог и учителя просят уделить внимание самостоятельности за оставшееся время», – говорит Лариса Николаевна.

Готовить учебники, тетради, собирать портфель в школу должен сам ребёнок, а не мама Готовить учебники, тетради, собирать портфель в школу должен сам ребёнок, а не мама / Фото: Вадим Заблоцкий

 

Родители подготовительной группы детского сада, кажется, понимают, что этой осенью их чадо пойдёт в школу. Но, к сожалению, мамы и папы бывают не готовы к этому.

«На консультацию приходят родители, которые паникуют перед школой и просят поработать с их детьми, чтобы понять, насколько будущий первоклассник готов к обучению. Но чаще всего такие встречи с психологом заканчиваются тем, что готовить к школе нужно не ребёнка, а его нервничающих родителей. Как он дойдёт? А как будет кушать? А вдруг подерётся? – самые разные, порой противоречивые вопросы беспокоят мам», – рассказывает Татьяна Николаевна.

Поэтому прежде всего нужно подготовить самих родителей. Мамы и папы, бабушки и дедушки должны ответить для себя на вопрос: «почему мне кажется, что ребёнок не справится?» – и уже после перечисления пробелов в самостоятельности дошкольника стоит начать постепенно работать.

«Нужно расширять обязанности ребёнка, в том числе в быту. Необходимо отпускать ребёнка в магазин за покупкой желанного мороженого или хлеба к ужину. Само собой, что и дорога, и сотрудники в магазине, сам товар должен быть хорошо знаком юному покупателю, – советует психолог. – А затем необходимо расширять список дел, которые находятся в зоне ответственности. Самостоятельность ребёнка – это, как ни странно, зрелость его родителей. Мамы и папы должны «отпустить» малыша, подготовив его к взрослой школьной жизни».

Психологический настрой

И психологи, и педагоги начальных классов говорят о том, что пугать ребёнка не стоит. Обучение должно быть в радость. Именно поэтому специалисты советуют отдавать будущих первоклассников на занятия по подготовке к школе. Но эти уроки должны проходить именно там, где он будет учиться.

«Так он узнает расположение кабинетов, запомнит дорогу к учебному учреждению, привыкнет к тому, что на уроках нужно вести себя тихо и слушать учителя, познакомится с будущими предметами, которые будет изучать с сентября, а также поймёт, что не всё получается с первого раза», – говорит Лариса Николаевна.

Поговорить о безопасности

Для того чтобы с детьми ничего не случилось по дороге в школу, а родители не изводили себя и ребёнка беспочвенными волнениями и телефонными звонками, с будущими школьниками необходимо обговаривать вопросы безопасности.

Если ребёнку предстоит ехать в лифте, то в кабинке он должен находиться один – ехать с незнакомцами категорически запрещено. По дороге домой важно не отвлекаться и о любом отклонении от безопасного маршрута необходимо спросить у родителей – погулять с новыми друзьями, проводить девочек, зайти в магазин и купить воды.

При этом взрослые должны установить правила, которые дети обязаны соблюдать неукоснительно: зашёл в школу – позвони, вышел, чтобы ехать домой на автобусе, – сообщи, зашёл домой – поставь в известность.

«Правила могут быть у семьи свои, более или менее жёсткие, но обязательные к исполнению. Тогда и родители, и дети будут спокойны», – уверена Татьяна Николаевна.

Благодаря доступности мобильных телефонов ребёнок может сообщать в течение дня о своих передвижениях из дома в школу и обратно Благодаря доступности мобильных телефонов ребёнок может сообщать в течение дня о своих передвижениях из дома в школу и обратно / Фото: freepik.com

Генеральная репетиция

«Мне, как маме двоих детей, сейчас уже заканчивающих второй и пятый класс, есть чем поделиться с родителями будущих первоклассников. Перед тем как отпустить дочь в «свободное плавание», мы несколько раз прошли и проехали маршрут в школу. Обсудили, где переходить проезжую часть, как ориентироваться на светофорах и что делать, если заблудилась», – рассказывает мама школьников Светлана Нерубенко.

Специалисты утверждают, что дети будут более уверены в своих силах, если путь в школу и назад они вместе с родителями обсудят и «проиграют» несколько раз.

«По пути можно зайти в магазин, познакомиться с сотрудниками, купить воду или мороженое. Так ребёнок приобщится к «взрослой жизни», а в случае непредвиденной ситуации будет знать, к кому обратиться за помощью, – ведь в торговой точке он знает всех «тёть» и не постесняется рассказать о том, что с ним случилось», – подсказывает психолог.

Знать наизусть

И в школе на первом весеннем собрании психолог и учителя не устают напоминать родителям о том, что должен знать ребёнок к шести-семи годам. Это не только его имя, фамилия и адрес проживания. Но и телефон, место работы и имена родителей.

«Однажды на прогулке с детьми нам встретилась плачущая девочка. Она сидела у подъезда и не могла попасть домой – забыла ключи, а телефон разрядился. Я, конечно, предложила свой мобильник, но малышка не знала мамин номер наизусть. Но, как ни странно, она смогла назвать телефон классного руководителя – там простые повторяющиеся цифры, которые легко запоминаются, – делится историей Светлана. – Учитель позвонила родителям, а потом сообщила нам, что мама уже едет».

Женщина говорит, что после этой истории сразу стало понятно, что не только умение читать и писать важны в школе, но и нужны такие знания, которые обеспечат безопасность маленькому «взрослому».

«Первоклассник должен знать, к кому он может обратиться за помощью. Продавец в магазине, водитель автобуса или охранник в торговом центре – это люди «на службе», а также мамочки с детьми на детской площадке – к этой категории граждан можно подойти с просьбой», – советует Татьяна Николаевна.

В сентябре, на самых первых уроках, учителя обязательно повторяют с детьми правила поведения, обсуждают безопасный маршрут в школу и обратно, дети рисуют свою семью и подписывают имена родителей. Лариса Ткачёва говорит, что первое время классные руководители встречают учащихся на входе в школу:

«Мы приучаем детей к самостоятельности постепенно – удаляемся от входа вглубь школы: ребята сами доходят до гардероба, потом ждут учителя в дальнем коридоре, а позже и сами приходят в класс. Здесь всё индивидуально. Бывают дети, которые с первого раза запоминают путь к кабинету, а бывают, которые долго теряются в коридорах и нуждаются в сопровождении специалиста или помощи одноклассников».

Доверять и не переборщить с опекой

Татьяна Синельникова уверена, что стоит родителям поговорить с ребёнком, рассказав ему, что мама очень волнуется – ведь она впервые стала «родителем школьника», – как их будущий ученик сразу взрослеет на глазах.

«Семь лет – это уже тот возраст, когда дети готовы нести ответственность за свои поступки. Им нравится ходить в школу «как на работу» – подобно взрослым. Родителям лишь стоит доверять своему ребёнку, хотя осознать, что малыш вырос, некоторым мамам и папам бывает непросто», – говорит психолог.

О сепарации родителей от детей, а не наоборот, говорит и Лариса Николаевна. Зачастую в школу приходят дети, которые в бытовом вопросе напоминают младенцев – не умеют завязывать шнурки или не знают, как переодеться на урок физкультуры:

«Именно бытовая несамостоятельность школьника приводит к тому, что ребёнок плохо усваивает школьную программу. Опоздал на урок, потерялся в коридоре, запутался в тетрадках и учебниках – а в итоге испорченное настроение и неуверенность в своих силах. А школа – это не детский сад, где есть нянечка, которая всегда приходит на помощь воспитаннику».

Школа – это первый этап взросления ребёнка, к которому стоит подойти подготовленным как родителям, так и будущим ученикам. И задуматься о том, чтобы проговорить и отрепетировать ряд вопросов, стоит заранее – так будет время на отработку серьёзных тем, которые усваиваются не с первого раза.

Екатерина Алавердян

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×