Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 февраля 2021,  11:11

О буквах, шнурках и застёжках. Что должен уметь будущий первоклассник

О буквах, шнурках и застёжках. Что должен уметь будущий первоклассникФото: Елена Коржова
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Онлайн-кружки по математике и науке для детей от четырёх лет, всевозможные школы скорочтения, развивающие курсы с двух лет и даже от года.

Просторы Интернета пестрят яркими картинками и заманчивыми обещаниями сделать из ребёнка гения. Развивающие центры (а таковых только в Белгороде около сотни) предлагают современные и авторские методики, но что это за методики – конкретно уточняют далеко не все. Впрочем, не всем родителям это и важно. Главное, что «ребёнок ходит на развивашки, как все». «Белгородские известия» разбирались, так ли нужны дополнительные курсы дошкольникам и что вообще должен уметь будущий первоклассник.

По закону и здравому смыслу

В законе нашей страны «Об образовании» сказано, что приём в первый класс в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях запрещено проводить на конкурс­ной основе. Как только ребёнку исполнилось шесть с половиной лет, он имеет право на зачисление в школу. Дополнительные тестирования или собеседования разрешено проводить только школам, имеющим особый статус (в Белгороде это лицей № 38).

И тем не менее большинство родителей спешат усадить детей за парты чуть ли не в пятилетнем возрасте, требуют от них усидчивости (которой на данном этапе развития попросту не может быть) и почти что каллиграфического письма. Добавим сюда же стремление выучить пару-тройку языков, ещё толком не зная свой собственный, и получим безрадостную картину: школьная жизнь ещё не началась, а ребёнок уже ненавидит всё, что с этим связано. И вместо радости от познания мира на него наваливается скука и нежелание учиться.

Исключить такой сценарий не только можно, но и нужно.

Есть другой вариант – не столь затратный и в финансовом, и в эмоциональном плане. При этом простой и проверенный временем. Его рекомендуют педагоги начальной школы.

«Нельзя готовить ребёнка к школе прямо вот так: посадить его и сказать, что сейчас мы начинаем готовиться к школе. Это должно происходить постепенно. Все знания об окружающем мире, о себе он должен получать ненавязчиво, из живого общения. Например, выходя на прогулку с ребёнком, мы можем посчитать деревья, проезжающие машины, сравнить размеры предметов. Для этого не нужно заставлять считать или писать», – говорит учитель начальных классов Беломестненской средней школы Татьяна Масалова.

Повальное увлечение родителей развивающими центрами она называет модной тенденцией. При этом подчёркивает, что в дошкольном возрасте у ребёнка преобладает игровая деятельность и нагрузки, не связанные с ней, сможет выдержать далеко не каждый.

Татьяна Масалова Татьяна Масалова / Фото: Елена Коржова

Не время для прописей

«Я категорически против того, чтобы учить ребёнка писать прописные буквы. Обучение письму – это определённые правила и требования, каждая буква состоит из отдельных элементов, есть определённый алгоритм соединения их между собой. Все эти нюансы знает только учитель», – поясняет педагог с 25-летним стажем.

Педагог подчёркивает: если научить ребёнка писать заранее, ему будет неинтересно на уроках.

«Но если уж родителям так хочется, можно научить писать только печатные буквы. Взять тетрадь в клетку и писать там буквы, слоги, слова».

Перед школой важно подготовить руку, развить мелкую моторику. В этом помогут рисование, лепка, конструкторы, мозаика.

По словам педагогов начальной школы, первоклашки, как правило, овладевают письмом довольно быстро и уже к концу второй четверти могут списывать текст в тетрадь.

Как хорошо уметь читать

Бессмертные строки Валентина Берестова адресованы как раз дошкольникам и младшим школьникам. Педагоги подтверждают: чтению нужно уделить внимание. Но это тоже из разряда рекомендаций, а не требований. Дело в том, что, зная азы чтения, ребёнок будет быстрее ориентироваться в учёбе.

«Тут важно помнить один нюанс: дети очень быстро запоминают буквы, но сложить их в слова получается не у всех. Дело в том, что часто детей учат именно названиям букв, в результате ребёнок складывает их в непонятный набор. Родители часто обращаются с таким вопросом. Надо учить именно звукам. А потом уже соотносить их с названиями букв», – подсказывает моя собеседница.

Если ребёнок выучил буквы, но читать категорически отказывается, не надо его подгонять. Лучше дать время на осознание. Бывает такое, что дети начинают читать буквально за неделю до школы, уверяют педагоги.

Воспитатель детского сада при Беломестненской школе Анна Булмага в прошлом году отдала дочь Полину в первый класс:

«Хочу подчеркнуть, что подготовкой к школе нужно заниматься в игровой форме. Ребёнок должен знать элементарные вещи: буквы, цифры, быть готовым к смене обстановки. Остальное придёт во время учёбы».

О пользе общения и желании учиться

Одна из главных проблем современных детей, да и многих взрослых тоже, – неумение общаться. Принимая первоклашек, педагоги тратят много сил и времени на построение коммуникации внутри коллектива.

«Сейчас дети ориентированы на то, что каждый из них индивидуален. Никто с этим не спорит, но при этом ребёнок должен понимать, что, приходя в класс, он становится частью коллектива. А значит, должен уметь говорить, договариваться, уступать, пытаться разобраться», – объясняет Масалова.

Вывод прост: научить всему этому будущего первоклассника должны родители. Но это при условии, что они сами владеют навыками коллективной коммуникации.

Ещё один важный момент: у ребёнка должно быть желание учиться. Сформировать его и грамотно поддерживать – тоже задача мамы и папы. Стоит ли говорить, что если день шестилетки расписан по минутам и он мечется между детсадом, спортсекцией и парой языковых курсов, вряд ли школа станет пределом его мечтаний.

«Во время учёбы важно выслушивать впечатления ребёнка, радоваться его успехам, но не сравнивать с другими детьми. Лучше заострять внимание на том, чего ребёнок успел добиться за какой‑то период времени», – советует Татьяна Масалова.

Навыки самообслуживания

Вот этому стоит уделить особое внимание. И не нужно искать оправданий в постоянной нехватке времени. Ребёнок сам захочет одеться, обуться, застегнуть куртку или завязать шнурки. Остаётся только дать такую возможность и запастись терпением. В противном случае подобные мелочи могут обернуться серьёзными трудностями.

«Когда дети приходят в школу, то элементарные, казалось бы, вещи (например, переодеться на физкультуру) превращаются в непреодолимые сложности. Если ребёнок надел задом наперёд футболку или криво застегнул рубашку, никто особо не обратит внимания. А вот то, что кого‑то будет одевать мама, дети заметят очень быстро и не поленятся на это указать», – подчёркивает Татьяна Масалова.

Если вы не приучали ребёнка к навыкам самообслуживания постепенно, то стоит взять вопрос под контроль хотя бы за год до школы. Это поможет избежать обидных дразнилок и неприятных казусов.


Справка

Приём документов на зачисление в первый класс стартует в этом году 1 апреля. Сама кампания, как и было раньше, пройдёт в два этапа. Первый – для тех, кто собирается в школу по прописке, и для льготников – продлится с 1 апреля по 30 июня. Вторая волна зачисления – с 6 июля по 5 сентября. В это время можно подать заявление в учебное заведение, к которому ребёнок по месту жительства не относится. Вопрос решат положительно при наличии свободных мест.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×