Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 декабря 2023,  18:10

Под псевдонимом Ярема. Как Николай Глущенко воевал за Деникина и служил в разведке

«Белгородская правда» рассказывает о воине, разведчике и художнике, выросшем в Борисовке

Под псевдонимом Ярема. Как Николай Глущенко воевал за Деникина и служил в разведкеНиколай ГлущенкоФото: Олег Гончаренко
  • Статья
  • Статья

В художественном музее Белгорода среди 6 000 произведений хранится одно – «Украинские цветы» народного художника СССР Николая Глущенко. С первого взгляда кажется – обычный, хотя весьма добротный натюрморт в экспрессионистской манере. Но если поинтересоваться личностью его создателя, окажется, что это человек удивительной судьбы, достойной увековечения в книгах и киносценариях.

Неслучайный интерес

Жизнь нашего земляка изобилует необыкновенными приключениями. Он воевал в составе деникинских войск, был в эмиграции во Франции, стал там весьма популярным художником, дружил с великими коллегами по творчеству. Причём являлся при этом весьма эффективным агентом советской разведки, добывшим и сообщившим в Москву немало ценных сведений.

Покинул он этот мир 31 октября 1977 года на родине, окружённый почётом и славой. А началась его история 17 сентября 1901 года. Коля родился в скромной семье бухгалтера в городе Новомосковске Екатеринославской губернии (будущей Днепропетровской области). Папа рано умер, и осиротевшая семья под гнётом обстоятельств переехала в Курскую губернию – в Борисовку к родственникам, потомкам старинного рода Глушковых-Глущенко.

 

натюрморт «Украинские цветы» (1970) в художественном музее Белгорода натюрморт «Украинские цветы» (1970) в художественном музее Белгорода / Фото: Олег Гончаренко

 

Борисовка славилась мастерством своих многочисленных иконописцев. Она стоит в одном ряду с такими знаменитыми русскими дореволюционными центрами иконописного промысла, как Палех, Мстёра или Холуй. Художниками также были дед и прадед Коли. Так что у мальчика неслучайно возник интерес к рисованию.

Когда пришла пора учиться ради будущей профессии, девятилетний Николай Глущенко поступил в коммерческое училище города Юзовка – это нынешний Донецк. Здесь он набрасывал свои первые творения – пейзажи индустриального города. Окончив полный восьмилетний курс, по настоянию матери Николай отправился в высшую техническую школу в Харькове.

Но начавшаяся Гражданская война спутала все планы. Глущенко мобилизовали в Добровольческую армию под командованием генерала Антона Деникина. Он участвовал в боевых действиях, оказался в плену. Попав в лагерь для интернированных лиц в Польше, сумел оттуда сбежать и перебраться в Германию. Причём ни на одном из этих жизненных этапов, перебиваясь случайными заработками в непростых условиях, не оставлял любимого занятия – рисования.

В высшем обществе

В Берлине Глущенко стал всерьёз учиться живописному мастерству. Вначале в частной студии Ганса Балушека, потом – у профессора Артура Кампфа, который в то время возглавлял Высшую школу изящных искусств, был членом Прусской академии искусств.

Профессиональное обучение Глущенко завершил в мастерской ещё одного известного немецкого художника – Эриха Вольфсфельда. Там он, к слову, познакомился с будущей женой, Марией.

Первая персональная выставка Николая Глущенко в Берлине имела немалый успех. Талантливого юношу охотно поддерживали деятели украинской эмиграции, вплоть до гетмана Павла Скоропадского. В дальнейшем Глущенко немало выставлялся, его картины охотно покупали.

«Судьба его складывалась как нельзя лучше, – говорит учёный секретарь художественного музея Алла Селютина. – Представьте сами: модно одетый, очень симпатичный молодой человек (это видно по фотографиям). Вдобавок известно, что он вёл спортивный образ жизни, и даже сегодня могут быть живы очевидцы того, как он в 70 лет переплывал Днепр. Успешный в профессии, вхожий в солидные круги. Можно догадываться, что он имел успех у прекрасного пола. Но существенно для нас сегодня то, что в начале 1920-х годов Глущенко заинтересовал органы советской разведки».

В 1923 году он познакомился с Александром Довженко. Тогда будущий великий советский кинорежиссёр работал в консульском отделе представительства УССР в Германии. Наверное, он был отличным дипломатом, потому что, пообщавшись с ним, в том же году Глущенко принял советское гражданство.

Доступ к тайнам

1925 год – Николай Глущенко переезжает в Париж, ещё один крупнейший центр российской эмиграции. Его художественное ателье стало своеобразным клубом интеллектуалов и творческих гениев. Туда захаживали Иван Бунин и Владимир Маяковский, Пабло Пикассо и Анри Матисс.

Тем временем переговоры с советской военной разведкой вступили в окончательную фазу. В 1926 году Глущенко предложили сотрудничество на условиях будущего возвращения в Советскую Россию. Ведь прежние огрехи в биографии были для этого слишком серьёзными препятствиями.

Николай Петрович принял предложение и стал сотрудником иностранного отдела ОГПУ. С честью выполняя свой долг, он 10 лет под псевдонимом Ярема обеспечивал Центр информацией о настроениях в украинской и белой эмиграции. Собирал сведения от вип-клиентов в ходе сеансов портретирования – обстановки, располагающей к диалогам, доверительным беседам.

Близко познакомившись с бельгийским промышленником Андре Мирабо, он получил доступ к военным научно-техническим данным.

«Для украинской национальной эмиграции Гитлером создан режим наибольшего благоприятствования», – сообщал художник в докладных записках, поступавших на имя Сталина и Молотова.

В его служебной характеристике отмечается:

«Во время обитания во Франции и Германии выполнил ряд сложных заданий из добывания научно-технической информации оборонного характера. В результате советская разведка получила полностью секретные чертежи на 205 видов военной техники, в частности авиационные моторы для истребителей. С помощью Яремы иностранный отдел ГУГБ вовлёк в разведывательную работу нескольких влиятельных чиновников из заграничных антисоветских националистических организаций, что позволило в значительной мере локализовать их враждебную деятельность против СССР…»

Правительство СССР тоже выполнило обещание: летом 1936 года живописец с супругой Марией и сыном Александром уже были в Москве.

Шедевр за день

«Говорят, что Адольф Гитлер считал его лучшим пейзажистом Европы, – отмечает Алла Селютина. – Если это так, то знал бы он, что именно Глущенко одним из первых (а то и вовсе первым, раньше Рихарда Зорге) сообщил советской разведке о подготовке Германии к войне с Советским Союзом с участием украинских националистов-эмигрантов. Эту информацию он получил в 1940 году во время выставки «Народное творчество СССР» в Берлине, в организации которой участвовал».

Переехав в 1937 году с семьёй в Киев, Глущенко стал преподавать в художественной школе, позже получил звание профессора. В творчестве он вынужден был перейти от экспрессионизма к соцреализму, но в этом оказался плюс.

 

«Воскресный вечер на Днепре» (1948) «Воскресный вечер на Днепре» (1948) / Фото: Олег Гончаренко

 

Следование общепринятым канонам давало художнику массу возможностей, в том числе много путешествовать. Из каждой поездки он привозил десятки новых произведений. Будучи чрезвычайно плодовитым и работоспособным, он мог написать картину за один день. Причём весьма искусно, как и в парижские годы, когда его полотна активно раскупали. В 1963 году Николай Глущенко стал народным художником УССР, в 1975-м – народным художником СССР.

«В свои последние годы Глущенко снова получил возможность вернуться к ярким краскам и свободным широким мазкам, характерным для его раннего периода, – подытоживает Селютина. – Именно таково произведение Николая Петровича, которое хранится в нашей коллекции, выполненное в 1970 году. Белгородский государственный художественный музей известен как отличное собрание искусства разных периодов советской эпохи, и работа Николая Глущенко – одна из его жемчужин».

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×