Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 сентября 2022,  23:22

Дух времени в кадрах таланта. Как вейделевский фотограф создал летопись своего района

Дух времени в кадрах таланта. Как вейделевский фотограф создал летопись своего районаФотоснимки Григория Коншина вызывают у зрителей душевный отклик. Они полны настроением и духом времениФото: Вадим Заблоцкий
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

В этом огромном альбоме вместилась история Вейделевского района и конкретно села Долгое за последние 40 лет.

Комбайнёры, обедающие на корточках в поле, испещрённые морщинками старики, помнящие Первую мировую войну, проводы в армию парней с причёсками в стиле хиппи, сельские застолья вскладчину, школьные уроки, больницы, раритетные теперь уже машины и мотоциклы, ценник с ярмарки, когда котлеты были по 5 руб­лей, а беляши по 7… Более 14 тысяч снимков, запечатлевших жизнь вейделевцев, фотограф Григорий Коншин выложил в соцсети «Одноклассники». Любой человек, мало-мальски интересующийся историей, оценит этот щедрый дар. Да и вейделевцы, узнающие на фото своих родных и друзей, безмерно благодарны мастеру за памятные живые и эмоциональные снимки, поскольку Григорий Михайлович никогда не был механическим «фиксатором» событий. В его работах есть всё, что вызывает у зрителя душевный отклик – настроение, атмосфера, дух времени. Неудивительно, что в июле этого года бывший фотограф районной газеты «Пламя», а ныне пенсионер Григорий Коншин, стал победителем Всероссийского конкурса «Мой регион в объективе», организованного Союзом пенсионеров.

Метод тыка

Как многих творческих людей, судьба привела его в профессиональную среду не сразу. Есть, видимо, в этом мудрый умысел высших сил: обкатать человека, наполнить знаниями, опытом, пониманием жизни, а уж потом как бы случайно вручить приз в виде любимого дела. Так вышло и с Григорием Михайловичем.

Первый фотоаппарат у него появился в пятом классе

«Отец сказал: «Выписывай». Тогда по Посылторгу можно заказать всё, чего в магазинах не было. Фотоаппарат тот – «Смена 9» – был уникальный, дефицитный, потому что вышел малым тиражом, сейчас его никто и не знает, стоил 7 руб­лей, когда у отца зарплата была 120», – вспоминает Григорий Михайлович.

Учился снимать и сам печатать фотоснимки (в 1960–80-е годы – обычная практика), что называется методом тыка.

«Что‑то учитель физики Виктор Макарович Голосов подсказал – он фотокружок вёл, а в основном с одноклассником Мишкой Шумским экспериментировали. Наберём прямо под колонкой воды в бутылку, проявитель-порошок туда высыплем, раз получится, раз не получится. Научились заряжать плёнку в фотобачок, чтоб не засветить: под одеялом, в темноте, наощупь. Лет через пять приятель подсказал эмульсией наружу это делать, легче стало», – с улыбкой вспоминает первые фотоопыты Григорий Коншин.

Неудачи его, правда, никогда не останавливали, плёнки истратил немало, но вскоре ни одно торжество в селе без него не обходилось: человек с фотоаппаратом был первым парнем, как и гармонист.

«Снимал всех подряд: друзей, дедов и бабушек, животных, пейзажи. Когда на свадьбы стали звать, понял, что уже нормально снимаю, – шутит Григорий Михайлович. – Но я никогда на этом деле зарабатывал: не моё».

Интересно, что супруга фотографа Людмила Валентиновна с каждой свадьбы оставляла фотографию в своём архиве. Так собралась целая фотоэнциклопедия, которую сегодня с удовольствием рассматривают должанцы, вспоминая, какими счастливыми и дружными были в прежние времена люди, как умели радоваться простым вещам.

К слову, Людмила Коншина всегда поддерживала мужа в его увлечении, хотя, шутливо припоминает, как снял он её на паспорт: никто не узнавал, и никуда по нему не пускали. Но когда Григорию Михайловичу выпал шанс стать фотографом уже по долгу службы, развеяла его сомнения: «Иди, ты справишься».

Кто тут Коншин?

«Дело было в 1982 году. Я работал электриком в совхозе, а по общественной линии – освобождённым секретарём комсомольской организации и спортивным организатором. Летом случились какие‑то очередные выборы, и меня назначили в избирательную комиссию. Председатель говорит: «Ты же фотографируешь, вот и оформи у нас тут выставку». Я выбрал фото природы, развесил всё, подписал: «Выставка Григория Коншина». Приезжает за неделю до выборов представитель от райкома – проверить работу комиссии. Ходит, смотрит: урны стоят, кабины есть, походит к выставке моей, долго так приглядывается к каждому фото, а потом спрашивает: «Как мне этого фотографа Коншина найти?». Отвечаю: «Так это я». Он и представляется: «А я Манохин, редактор газеты. Слушай, как выборы закончатся, приходи к нам работать». Отвёз я фото­графии свои для проформы в редакцию, подсказали мне, какие размеры снимков для газеты нужны, и приняли. Волновался, конечно, пока вникал в фотожурналистику. В результате 38 лет отработал в районке».

Кого только не снимал фотокор. Звезду мировой оперы Ирину Архипову, что приезжала к дяде и тёте в соседнюю Николаевку. Много раз сенатора от Белгородской области Николая Рыжкова (вот он в сельском клубе сидит в зале в одном ряду с трактористами и доярками). Отдельный эксклюзив – эмоциональные «агиттуры» Владимира Жириновского. Разумеется, много снимков руководителя должанского совхоза, лауреата премии им. В. Я. Горина Владимира Грязнова, других видных людей времени.

Но гораздо больше – простых тружеников, имена которых теперь вписывают под фото их родственники, производственные моменты, фермы, предприятия, техника. А уж сколько кадров с совещаний, планёрок, комиссий – не счесть. Интересно, что раньше они казались скучными, казёнными, из разряда обязаловки, а вот прошло 30–40 лет, и впечатление совсем иное: силён в них дух времени, что передаётся через целеустремлённые и правильные лица людей, портреты вождей на стенах, идеологические лозунги, которые теперь оцениваешь и воспринимаешь по‑иному. Например, «трудом славен человек» – разве не лучший ориентир для жизни? Жаль, что похожие установки после развала СССР упорно выкорчёвывали из сознания советских людей, создавая поколение халявщиков-тунеядцев.

Но всё‑таки больше всего Григорий Михайлович любит снимать вейделевскую природу, что когда‑то сразу почувствовал редактор Манохин. Даже на чёрно-белых фотографиях она у него говорящая, пронзительная, трогающая до слёз, как всегда бывает, если видишь перед собой что‑то искреннее и высокое.

Родные души

Современные веяния по упрощению фотодела Григорий Михайлович не принимает. Снимает только на фотоаппарат, телефонную камеру не признаёт: что можно изобразить этой штукой, где матрица со спичечную головку?

Когда учил съёмке теперь уже взрослого сына, и свои секреты передал, и убеждение, что нужно не только правильный ракурс выбрать, но и уметь работать со сложной фототехникой, использовать все её возможности. А вот любимые модели для него сейчас – внучки. Им он посвящает большую часть своего пенсионерского времени. Нет-нет, да и пройдётся с ними на край села, полюбоваться, как должанские поля сходятся с небом. И нет ничего прекраснее кадров, в которых и его продолжение, и красота родной земли.
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×