Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 сентября 2022,  16:57

Народный кутюр. Как в шебекинском Доме ремёсел хранят и множат творческие традиции

Народный кутюр. Как в шебекинском Доме ремёсел хранят и множат творческие традицииФото: Ольга Бондарева
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Почему мы погружаемся в почти медитативное состояние, рассматривая переплетения домотканых ковриков, резных наличников, старинных кружев или лоскутных бабушкиных покрывал? Видимо, есть в рукоделии наших предков какая‑то магия, непечатные послания, которые сознание пытается воскресить и разгадать.

По счастью, встречаются среди нас люди, которым подвластен древний язык русского ремесленничества. Они же способны не только сохранить его, но и создать собственные рукотворные послания будущим поколениям. Среди них – мастера шебекинского Дома ремёсел, признанного в прошлом году одним из лидеров области среди учреждений своего типа.

Родом из детства

У каждой из пяти шебекинских мастериц, четыре из которых носят звание народного мастера Белгородской области, свой путь в профессию. А общее в их биографиях то, что рукоделием или рисованием занимались они с детства, и даже работая в других сферах, не оставляли увлечения народной культурой. Вполне закономерно, что в нужный час судьба каждую буквально за руку привела в Дом ремёсел.

Так, сёстры Елена Хаценович и Наталья Медведева окончили школу искусств, долгое время работали в сувенирном цехе Шебекинского лесхоза. К слову, это ремесленное подразделение с 1974 года выпускало расписные ложки, миски, подносы и сыграло существенную роль в воспитании целого поколения местных художников. А они уже внесли в технику классической хохломской росписи свои, шебекинские, мотивы и новые цвета. Это была хорошая школа, где мастерицы набили руку и отточили чёткость.

«А вот педагогику пришлось осваивать с чистого листа, уже придя на работу в Дом ремёсел, – делится Елена Хаценович. – Ведь помимо самого творчества, росписи, мы занимаемся с ребятами в возрастных группах 7–9 лет и 10–14 лет. И к каждому ребёнку ищем индивидуальный подход, стараясь влюбить его в творческий процесс».

Народные мастерицы создают рукотворные послания будущим поколениям Народные мастерицы создают рукотворные послания будущим поколениям / Фото: Ольга Бондарева

Сегодня в Доме ремёсел войлоковалянию, изготовлению народной игрушки, рисунку, живописи, лоскутному шитью, декупажу и другим направлениям обучаются около 150 ребят. И мастера-педагоги стараются, чтобы на занятиях каждому из них было интересно. Например, один из воспитанников Елены Николаевны, младший школьник, в студию пришёл по настоянию мамы, но обожал рисовать только динозавров и ничего больше не хотел. Мастер не стала ломать ребёнка «через колено» и подбирала для него такие проекты, где он своё умение только совершенствовал.

«Чтобы дети не уставали от монотонности, мы чередуем рисование орнаментов с тестопластикой, пластилиновой лепкой, аппликацией. Полученные навыки, мастерство наших учеников обязательно демонстрируем на выставках, участвуем в разных конкурсах», – отмечает Наталья Медведева.

Она сама как мастер сегодня больше склоняется уже не к хохломской, а к городецкой росписи, создаёт авторские, совершенно оригинальные работы.

Долго шла к официальному статусу в любимом деле Татьяна Бутакова – народный мастер по лоскутному шитью.
 

Татьяна Бутакова занимается шитьём с раннего детства Татьяна Бутакова занимается шитьём с раннего детства / Фото: Ольга Бондарева

«Шью с раннего детства, после школы вы­училась на технолога швейного производства, всю жизнь обшиваю семью, подруг. Своё первое лоскутное одеяло смастерила в 1993 году, будучи в декретном отпуске. Так и рукодельничала для себя, пока на работу в Дом ремёсел меня не пригласила его бывшая заведующая – Ирина Петровна Герусова, сумевшая аккуратно подвести меня к мысли о важности и необходимости моего опыта», – рассказывает Татьяна Викторовна.

Мастер уже в третий раз подтвердила звание народного, а в арсенале её работ – внушительного размера покрывала, небольшие предметы ин­терьера, одежда. В последнее время Татьяна Бутакова много работает в технике под названием «блочный орнамент», когда кусок одной ткани режется на части, которые сшиваются в определённой последовательности. Заготовки создают из тканей разных расцветок, которые в конце соединяются в единый «ребус». И результат, и процесс, по признанию мастерицы, завораживают.

Высший пилотаж

Безусловным показателем высочайшего мастерства сотрудников Дома мастеров являются народные костюмы, которые зачастую – продукт коллективного творчества.

«В этом году мы подготовили уже третью коллекцию по мотивам шебекинского женского народного костюма, в которую вошло шесть нарядов. Сохранив традиционные красный, черный и белый цвета, наши мастера привнесли авторское видение в силуэты, декоративные элементы, украшения», – делится заведующая Домом ремёсел Маргарита Зеликова.

Заведующая Домом ремёсел Маргарита Зеликова Заведующая Домом ремёсел Маргарита Зеликова / Фото: Ольга Бондарева

Комплекты из рубашки, юбки, жилетки, сороки, каматейки (расклешенной кофты из черной шерсти или сатина на подкладке, характерные для данной местности), шейного украшения герданы выглядят стильно, благодаря красивому сочетанию фактур, качественных материалов, крою и высочайшему уровню швейной работы. Глядя на эти идеальные наряды, понимаешь, что если и есть высокая мода в народном костюме, то это тот самый случай.

Блочное лоскутное шитье – особый вид мастерства Блочное лоскутное шитье – особый вид мастерства / Фото: Ольга Бондарева

Хорошо, но мало

«Я пришла в Дом ремёсел два года назад, и эта работа – соприкосновение с красотой народного творчества – в корне перевернула моё сознание. Нет дня, чтобы я не восхищалась талантами наших мастеров, которые невольно и меня мотивируют пробовать себя в разного рода рукоделии», – рассказывает заведующая Маргарита Зеликова, демонстрируя сделанную своими руками из войлока царевну-лягушку.

В целом же Дом ремёсел – большая, постоянная выставка, своего рода музей, позволяющий отслеживать рост мастерства учеников, новые тенденции в самых разных ремёслах, демонстрировать работы прежних и новых мастеров. Коллекция его столь велика, что сотрудники давно мечтают о более просторном помещении. Сегодня же учебные классы и экспозиции совмещены в двух залах Центра культурного развития. Надеемся, новые возможности однажды у коллектива появятся, и не только шебекинцы, но и гости нашей области, смогут познакомиться с уникальным творчеством народных мастеров в достойных условиях.
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×