Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 февраля 2022,  11:46

Соломенный Гагарин. Почему аппликация дарит Ларисе Урясовой ощущение домашнего уюта

Соломенный Гагарин. Почему аппликация дарит Ларисе Урясовой ощущение домашнего уютаФото: Вадим Заблоцкий
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Краски, кисти, ленты и солома – в руках мастера Ездоченского дома ремёсел Чернянского района Ларисы Урясовой может преобразиться буквально всё. А ведь когда‑то Лариса Борисовна даже не предполагала, что её жизнь окажется тесно связанной с творчеством.

От математики к искусству

Она с детства увлекалась физикой и математикой, окончила Алматинский университет энергетики и связи. Потом вместе с семьёй пришлось переехать в Россию.

«Девяностые годы, безработица, – вспоминает Лариса Урясова. – И я взялась за карандаши, краски, начала потихоньку заниматься. Сначала для себя всё делала, расписывала вырезанные досточки, рисовала на шкатулочках. А потом их увидел наш начальник управления культуры и предложил мне попробовать себя в преподавании».

Лариса Борисовна не отказалась. Сейчас она руководит студией «Весёлые матрёшки», где учит ездоченских детей рисунку. Кроме занятий с малышами, мастерица расписывает сувенирную продукцию, посвящённую расположенному рядом Холковскому монастырю. В качестве примера она достаёт с полки остроносые деревянные птички-свистульки на зелёных подставках, несколько бочонков, расписанных крупными цветами, перечисляет виды росписи.

Но кисти и краски – не единственный материал, который она активно использует. Другое любимое направление – солома, работать с которой Лариса Урясова научилась у бывшей коллеги Надежды Долговой.

«Если честно, я никогда не думала, что мне это понравится, – признаётся Лариса Борисовна. – Но однажды попробовала… Наверное, чтобы понять, лежит ли душа к чему‑то, нужно ощутить это всё, посмотреть, насколько у тебя получается».

И уже около семи лет Урясова занимается аппликацией из соломы. В прошлом году это умение принесло ей звание народного мастера.

«Мне хочется, чтобы человек смотрел на мои работы и ему становилось тепло и хорошо, появлялось ощущение чего‑то домашнего и уютного. Не люблю холодные картины, не люблю правильные, выверенные, идеально построенные. Мне всегда хочется что‑нибудь перевернуть! Чтобы картина была живая, приятная, мягкая и нежная», – делится мастерица.

Пучки соломы одинаковые только на первый взгляд Пучки соломы одинаковые только на первый взгляд / Фото: Вадим Заблоцкий

Всё пучком

Она достаёт из‑под стола большую коробку, раздвигает картонные края – за ними прячутся десятки пучков соломы, схваченных канцелярскими резинками. На первый, обывательский взгляд они кажутся совершенно одинаковыми, но Лариса Борисовна выкладывает их на стол один за другим, попутно поясняя:

«Вот солома сероватая, вот золотистая. Вот эта – беленькая, мы её обесцвечиваем перекисью водорода по специальной технологии. А эта – затемнённая, подожжённая. Чтобы добиться такого цвета, поджигаем солому утюгом».

Для неё все пучки друг на друга ни капли не похожи. Прислушаешься к её описаниям, приглядишься – и тоже увидишь отличия. Сочетание разных цветов – розоватых, сероватых, жёлтых – даёт разная солома разной степени спелости. В запасах Дома ремёсел есть и овсяная, и пшеничная, и ячменная.

Отличается солома и по мягкости: с той, что мягче, податливее, работать проще. А солому жёсткую нужно намочить, прежде чем с ней заниматься, иначе она может рассыпаться.

«Меняется солома ещё и из года в год, – добавляет Лариса Урясова. – К сожалению, с каждым сезоном всё сложнее с материалом: в последнее время солома в основном невысокая. Но мы всё равно находим подходящие сорта и культуры, договариваемся с фермерами».

Набрали солому – можно начинать работу. Первый шаг – придумать сюжет и разработать композицию. Это, по словам мастерицы, для неё самое сложное: даже осуществить замысел намного проще, чем его сформулировать.

«Всё дело в том, что в соломе очень трудно создать второй план. Например, когда мы рисуем, берём более мягкие краски, делаем второй план более затуманенным. А здесь разве получится приглушить цвет соломы? Она всё равно остаётся яркой, – рассуждает Лариса Урясова. – Поэтому порой даже сделаешь рисунок, а в соломе он не идёт».

Она указывает на одну из висящих на стене картин, на которой девушка сидит под яблоней. Объясняет: здесь второй план напрашивался, но, несмотря на все старания и попытки, так и не получился, никакой цвет не смотрелся. Такое бывает часто, и это тоже нужно учитывать, прежде чем начинать работу.

В процессе работы замысел может меняться В процессе работы замысел может меняться / Фото: Вадим Заблоцкий

И не выгорает

Девушка под яблоней, девушка с вёдрами, семья в избе, беседующие мальчик и дедушка – на своих картинах Лариса Борисовна особенно любит изображать людей. Они, по её мнению, помогают лучше передать какую‑либо историю, эмоции, впечатления.

«Первым человеком, которого я «нарисовала» соломой, был Гагарин. Нужно было понять, как сконструировать лицо с учётом особенностей материала, где какие разрезы сделать, как выделить нос, как подрезать, чтобы пошла губа или щека».

Другая задача, которая стоит перед мастером аппликации, – правильно подобрать материал для работы. И здесь на помощь приходит как раз то самое чувство цвета и понимание всех соломенных отличий.

«Как подбирать солому по цвету? Так же, как если бы рисовал красками. Где‑то взял потемнее, где‑то посветлее. Я все цвета чувствую, переношу их на солому. Когда делаю картину, соотношу каждый оттенок: что‑то вижу красным, что‑то зелёным, что‑то золотистым. И моё понимание люди потом обычно угадывают», – говорит Лариса Урясова.

Использует она только натуральные цвета, признаётся: они ей ближе. Кроме того, в отличие от окрашенной соломы, природный материал не выгорает, сохраняет изначальную желтизну.

Меняется всё, кроме любви

«В процессе работы замысел может полностью поменяться. Не очень часто, но такое случается. Иногда начинаешь делать одно, а заканчиваешь – картина совсем другая, – отмечает Лариса Борисовна. – На рисунке смотрится так, а в соломе иначе».

На столе лежит работа, над которой Урясова трудится сейчас: вид на Холковский монастырь. Как раз наглядное подтверждение её словам.

«Вот, допустим, колокола: я рассчитывала, что они будут меньше размером, – поправляет мастерица один из соломенных колоколов. – Но когда переносишь рисунок на солому, всё выглядит объёмнее, получается больше. Вот и начинаешь 
мудрить, переставлять, искать варианты».

Одно из творческих направлений – роспись сувениров Одно из творческих направлений – роспись сувениров / Фото: Вадим Заблоцкий

Одна работа может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев. И даже уже законченная, улыбается Лариса Борисовна, картина какое‑то время продолжает тревожить мысли: думаешь, так ли всё получилось, не стоило ли что‑то сделать иначе. Но при этом последние работы всегда нравятся больше остальных – потому что новые, свежие, ещё совсем родные. А со временем приглядываешься, замечаешь какие‑то недостатки, уже относишься иначе. Значит, пора начинать работу новую.

«Мне очень нравится то, чем я занимаюсь. И даже страшно подумать, что когда‑то это придётся оставить. Если позволит здоровье, я буду работать долго и даже потом продолжу заниматься этим дома. Потому что люблю, – заканчивает свой рассказ Лариса Урясова».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×