Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 февраля 2022,  15:41

Полотно судьбы

Как в жизни Ольги Копиной переплелись учительство, психология и краеведение

Полотно судьбыФото: Вадим Заблоцкий
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

«Оленька, вы хоть когда‑нибудь спите? Как ни посмотрю в ваше окошко, всё свет горит, будь то поздний вечер или раннее утро», – полюбопытствовала как‑то соседка. «Конечно же сплю! Как иначе?!» – отшутилась в ответ.

А сама прокрутила в голове свой по минутам расписанный день: семья, работа, раньше 20–21 часа не всегда успеваешь прийти, а в пять утра подъём – надо торопиться на автобус. Не много ли на одни женские плечи? Возможно. Но, кто знает, переплелись бы тогда в её жизни удивительнейшим образом живопись, русский язык и литература, психология и краеведение, притормози она, испугавшись выбранного ритма жизни. Сейчас Ольга Стефановна отошла от учительских дел. Шутит: «У меня теперь цветочки и сад!» А мы невольно бросаем взгляд на табличку её дома – «Улица Пушкина». Символично…

Жду тебя на историю искусств 

Родилась Ольга Копина на легендарной Прохоровской земле, в селе Гусёк-Погореловка. Родители – фронтовики. Приехали в Прохоровку в 1955 году. Домов тогда было не так много. Отстроена лишь центральная улица. Обосновалось семейство в купеческом доме 1905 года постройки. Росла Оля в особой творческой атмосфере. В окружении книг. К слову, к ним во всей семье было особое отношение – в доме даже были этажерки для них. В окружении музыки. И пусть Ольга Стефановна убеждена: музыкального слуха у неё не было – родители отдали дочурку в музыкальную школу учиться игре на фортепиано. Помнит, как спустя некоторое время туда привезли… рояль. Настоящий, концертный! По часам тогда расписали, кто и когда на нём будет играть. И, конечно же, росла она в окружении манящего детское воображение искусства. Вспоминает, когда райком партии отдавал списанные подшивки «Огонька», она старательно вырезала репродукции картин, публикуемых в издании, читала о художниках.

Как‑то в маленький провинциальный посёлок приехали с лекциями преподаватели МГУ. Гостиниц в Прохоровке тогда не было. Одного из лекторов, Любовь Даниловну, пригласили ночевать к ним. Оля разговорилась с гостьей и решила поделиться своей маленькой «сокровищницей»: принесла и аккуратно разложила перед московским профессором накопленные картинки, взахлёб рассказывала обо всех художниках, с которыми виртуально успела познакомиться. А Любовь Даниловна возьми да скажи: «Ты ж моя девочка, тебе прямая дорога к нам, в МГУ, на историю искусств. Я тебя буду ждать!».

И Оля жила этой мечтой. Аккурат до 10-го класса, пока не услышала родительское: «Оленька, какой МГУ? Тебя кто там ждёт?». Отправили поступать в Курский пединститут на биофак. Судьба распорядилась по‑своему: недобрала всего полбалла. И вот 17-летняя Оля возвращается домой. Расстроенная, обиженная на жизнь. «Как так: примерная девочка, почти отличница (лишь одна четвёрка прокралась в аттестат), а тут: «Вам полбалла не хватает», – недоумевала тогда. Как нельзя кстати к родителям обратились из районного отдела образования. Мол, есть неподалёку деревня Новосёловка. Преподавать некому. Может, ваша Оля пойдёт учителем? Так и пришла в Новосёловскую школу. Маленькую. Деревенскую. Всё в новинку. Да что там, даже как‑то дико: незнакомая квартира, где по соседству стоят вёдра с водой и помоями, дедушка храпит. Разве что бабушка по‑матерински приняла квартирантку: то и дело как бы невзначай напечёт блинчиков. Не скрывает Ольга Стефановна: даже плакала поначалу. Но вскоре молодого педагога русского, немецкого языков и литературы поселили в учительскую квартиру.

Сельские джентльмены

Отработала ровно год. Подготовка к урокам дала свои плоды – читала, училась. Немудрено, что отлично сдала вступительные экзамены и поступила на этот раз уже в Белгородский пединститут им. М.С. Ольминского. После – 
распределение. Признаётся, звали преподавать в институт. Но выбрала семью и Беленихинскую сельскую школу. А там… жизнь заиграла новыми красками. Туристические слёты – палатки, песни у костра… Мобильная, подвижная Ольга просто не могла усидеть на месте. Надо выйти пробежать кросс – хорошо, пройти на лыжах – легко, смастерить поделку на конкурс – ещё раз «да».

«Мы не признавали тогда вторых мест. Установка была такой – на любом конкурсе беленихинцы должны быть первыми в районе», – отмечает Ольга Копина.

Каждый день преподносил молодому педагогу новый жизненный урок. Вспомнить хотя бы производственную бригаду. Шесть гектаров свёклы, и всю нужно собрать. Ольга Стефановна со всей ответственностью подошла к делу – принялась сама чистить. Как вдруг директор невзначай:

«Ваша задача – присматривать за каждым ребёнком и делать так, чтобы они работали с увлечением». Сказано – услышано – сделано. Через многие годы одна из учениц при встрече скажет: «Ольга 
Стефановна, а я до сих пор помню, как мы дискутировали про инопланетян. А вы помните?. Что же, удалось тогда заинтересовать детей!»

На вырученные от работы деньги покупали гитары, барабаны, шили костюмы, устраивали концерты и проводили творческие вечера. Ольге Копиной всегда хотелось, чтобы каждый день чем‑то запомнился ребятам, стал новым открытием для них.

«Даже когда МХК вела у детей, старалась не идти по пути «открыли книги – почитали». Рассказывала и учила. И вовсе не важно, что дети сельские. Убеждена была: они должны разбираться в искусстве, ребёнок должен прийти в музей, увидеть и понять, что это за сюжет и даже по краске и мазкам определить, какой художник написал картину», – вспоминает педагог.

Обычные ребята из глубинки неизменно вызывали у неё чувство гордости. Как‑то раз повезла призначенских школьников в белгородский драмтеатр. Первый раз. Волнительно. Сели. Заворожённо смотрят. Антракт. Время буфета.

«Надо, наверное, проконтролировать ребят. Мало ли, растеряются», – невольно поймала себя на мысли Ольга Стефановна.

Не тут‑то было. Тихо спускается в буфет. А там… мальчишки отодвигают стульчики, усаживают девочек поудобнее, а сами идут занимать очередь, пока их «дамы» за беседой ожидают возвращения заботливых «кавалеров». Джентльмены. Что сказать? Этих детей контролировать не надо. Тихо развернулась и ушла.

 

2016 год. Ольга Копина со своими учениками на классном часе 2016 год. Ольга Копина со своими учениками на классном часе / Фото: Вадим Заблоцкий

Школа выдержки

А после был декрет и… семь лет работы в райкоме. Потом ушла в Прохоровскую среднюю школу учителем истории. Даже поступила на истфак, но после первой зимней сессии поняла: заочное обучение с двумя крошечными детьми на руках – не для неё. А тут как раз в районо предложили поучиться на педагога-психолога.

«Я согласилась. Во‑первых, интересно. Во‑вторых, я не переставала думать о том, что в профессиональном плане за семь лет предыдущей работы я многое растеряла. Райком – это один язык, дети – совершенно другой. Мне нужно было заново вернуться в эту сферу», – вспоминает Ольга Копина.

И вернулась, чтобы пройти новую школу жизни. Школу жизни психолога. А это – постоянные комиссии, диагностические карты, открытие первых в области классов коррекции, вспомогательного класса (в Радьковке, куда собрали детей кровно-родственных браков и ребят из неблагополучных семей), разработка программ по работе с одарёнными детьми, со школьниками из группы риска… И сотни детских проблем, которые никак нельзя было обойти стороной. А ситуации, что скрывать, были из ряда вон выходящие. Казалось ей порой: «Я не могу браться за такую проблему!» Но тут же говорила себе: «Кто, если не я, поможет ребёнку?»

«Изредка, включая телевизор, «попадаю» на шоу и слышу обвинения: «Вот социальные педагоги, вот они такие-сякие. Куда они смотрели? Не заметили. Упустили». Легче всего рассуждать со стороны. Надо самим видеть этих детей, быть погружённым в ситуацию. Когда, бывало, заходишь в дом, а там щенки бегают, грязь, земляной пол… И во всём этом живёт ребёнок. Не учится. Не говорит. Спрашиваешь: «Ты сегодня кушал?», а он молчит в ответ. И изъять его нельзя. Вот же они, родные мать и отец. Но как оставлять в таких условиях?» – вспоминает Ольга Копина.

Подождите! Вытянем его

Признаётся: многие события уже не помнит. Но судьбы детей не стёрлись из памяти. Будто вчера было, стоит картина перед глазами: кабинет, заходят папа и бабушка, а следом ребёнок, одетый с иголочки – в чёрном костюмчике, белоснежной рубашке и галстуке. Глаза – одно загляденье, а какие чёрные ресницы. Буквально за пару секунд до их прихода коллега уточнила: «Ребёнок с умственной отсталостью». Побеседовали. Ольга Стефановна вынесла свой вердикт: «Давайте подождём ещё немного. Посмотрите, какие бабушка с папой! Вытянем его!». Вытянули – 
в пятый класс пошёл учиться с обычными детьми. А спустя многие годы в Прохоровке окликнул её молодой высокий паренёк:

— Ольга Стефановна, помните меня?

— Ну как же забыть твои глаза и ресницы! Ты где сейчас?

— Отслужил в десанте и меня оставили на службе! – бодро ответил возмужавший парень.

— Вот сколько будешь жить – столько благодари своего отца и бабушку. Не забывай, если бы не они, неизвестно, как бы сложилась твоя жизнь!

Вот она, детская судьба. Такая хрупкая и непредсказуемая. И от настойчивости психолога, от сделанного им шага и выбранного пути зависит чья‑то жизнь. Настояла: «Подождите!» – одна жизнь, дала бы слабину – кто знает, где бы сейчас оказался большеглазый мальчишка.

След на земле

Педагогический стаж – 42 года, из них по специальности учителя русского языка и литературы – 30 лет. Ветеран труда. Почётный работник общего образования Российской Федерации. Награждена грамотой губернатора Белгородской области «За профессионализм, достигнутые успехи в обучении и воспитании учащихся». В 2011 году заняла третье место в областном конкурсе «За нравственный подвиг учителя»… Но Ольга Стефановна скромничает: «Не надо про меня… Вы лучше про ребят расскажите!» А что ребята? Ребята – молодцы! Победителей и призёров всероссийских олимпиад, конкурсов (в числе которых «Открытие», «Меня оценят в XXI веке», «Герои Великой Победы» и других) уже и не счесть. Результатами сдачи ГИА могут похвалиться. Так, в 2015 году выпустила два 11-х класса и один 9-й. Из 42 одиннадцатиклассников один сдал ЕГЭ на 100 баллов, три – на 90 и выше баллов, более 70 баллов получили десять ребят. А из 24 девятиклассников восемь получили на ОГЭ более 36 баллов – (отметка «5»).

А сколько с прохоровскими ребятами объездили мест, сколько тропинок исходили! Собранной по крупицам информации хватит на целую книгу. Уже даже название придумали: «Были, легенды и предания Прохоровской земли». Белгородский краевед и писатель Анатолий Кряженков её отредактировал. Осталось только издать. С этим уже посложнее будет. Но Ольга Стефановна надеется, что когда‑нибудь издание выйдет в свет и его читатели узнают, что Прохоровская земля – это не только танковое поле, это увлекательнейшая история, уходящая своими корнями к императорскому двору.

К слову, это не первая проба пера для Ольги Копиной. Пусть и небольшим тиражом, но вышла в свет её книга «Полотно судьбы», посвящённая её матери Клавдии Даниловне Кравченко – журналисту редакции газеты «Коммунист» (ныне «Истоки»). Её авторству принадлежит «Жизнь ради людей» – книга о председателе колхоза «12 лет Октября» Краснояружского района Степане Семёновиче Савченко; «Тропинка к золоту земли», посвящённая лауреату премии В.Я. Горина, учёному-селекционеру Надежде Сергеевне Шевченко. А также книга «След на земле», повествующая о выдающемся агрономе, почётном гражданине Белгородской области Николае Асыке.

Но вначале было… «Прошлого забытые черты» – литературно-краеведческие очерки по истории родного края. Небольшой сборник, подготовленный для конкурса «Духовный и нравственный подвиг учителя». Ещё тогда, в 2011 году, в предисловии она определила для себя и всех, для кого пишет свои книги: «Для детей и их родителей, для тех, кто любит свою землю, кому небезразлично её прошлое, настоящее и будущее. Нельзя жить, не зная истории своего края. Нельзя воспитать подлинного патриота своего Отечества без любви к своей малой родине. Река начинается с малого ключа, бьющего из‑под земли, а человек – с постижения красоты и величия тех мест, где волею судьбы довелось ему родиться!»

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×