Всё у нас получится. Как внедряют цифровое образование в младших классах школ региона
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Зачем нужно изучать основы информатики в начальной школе, как проходят уроки, есть ли трудности и главное – каковы первые результаты? «Белгородские известия» побывали на занятиях в Засосенской средней школе Красногвардейского района и попытались найти ответы на эти вопросы.
Папки, файлы и пароли
Вместо ручек и карандашей – компьютерные мыши, вместо учебников – ноутбуки, а доску заменяет большой монитор, подключённый к компьютеру учителя. У второклашек Засосенской средней школы идёт урок информатики.
— Ребята, берём в правую руку мышку и находим на рабочем столе папку «Мои документы». Два раза кликаем по ней и открываем. Там наводим мышку на папку под цифрой 1, кликаем правой кнопкой, появляется окошко, нажимаете «Удалить», – не спеша объясняет учитель информатики Людмила Крупенко и попутно контролирует, насколько успешно выполняют дети каждое действие.
К тем, у кого не получается, она подходит и показывает снова и снова, не забывая подбадривать:
— Всё хорошо, не переживай!
Как только справились с удалением папки, все вместе вспоминают, как выглядит значок интернет-браузера, и приступают к выполнению заданий онлайн.
— Нажимаем на картинку, там вопрос и варианты ответов, выбираем один из них. Так, правильно, молодец! – комментирует педагог и предлагает вспомнить, чем отличается папка от файла и какие виды файлов бывают.
— Текстовые, графические, аудио- и видеофайлы, – хором отвечают дети.
Учитель поясняет, что файлы разного типа можно сложить в одну папку, но никак не наоборот. Научить детей их различать – задача сегодняшнего урока.
«Азы нужны»
Я интересуюсь у детей, что интересного они узнали, изучая новый предмет.
«Я разобрался, сколько разных элементов содержит папка «Рабочий стол». Сначала думал, что пять, но теперь понимаю: их может быть много. Ещё я научился создавать папки и пароли», – уверенно рассказывает ученик второго класса Всеволод Федяев.
Людмила Крупенко добавляет, что необходимость изучения информатики в начальной школе назрела давно:
«Вначале, когда только объявили о появлении этого предмета, многие встали на дыбы: дети и писать толком не умеют, а тут компьютеры. Но на самом деле хорошо, что информатика появилась в начальной школе, потому что азы нужны. Детям новый материал даётся по‑разному, но им интересно. Они уже могут включить компьютер, ввести пароль, изменить раскладку клавиатуры, зайти в Интернет, найти нужную ссылку, а значит – дальше им будет легче».
В соседнем кабинете занимается вторая подгруппа этого же класса. Тут урок ведёт учитель начальной школы Валентина Литвинова.
«Дети справляются с работой даже порой быстрее и смелее, чем мы, взрослые. Мне, например, вначале было страшно, смогут ли они вводить свои логин и пароль, а они сумели это запомнить быстро и хорошо. Конечно, для нас это новое, но мы стараемся всё изучить, после уроков иногда остаёмся. Предмет очень интересный. Подчеркну, если есть у детей возможность работать с информацией, то пора учиться её получать, сохранять и использовать», – говорит педагог.
А сами школьники наперебой рассказывают о пользе курса информатики:
«Теперь мы можем на компьютере делать проекты, набирать тексты, а не писать их от руки. Мы сохраняем фотографии в папки, оформляем поздравительные открытки. А ещё на дни рождения мы теперь делаем презентации с фотографиями и видео».
Процесс пошёл
В начальной школе села Засосна 12 класс-комплектов: по три в каждой параллели, в них учатся 228 человек. А всего в учебном заведении 526 учеников, это дети из самой Засосны, а также Бирюча, сёл Горовое, Хуторцы.
Благодаря региональной программе развития IT-образования возможность изучать основы информатики в начальной школе получили дети из всех районов и округов Белгородской области. Необходимое оборудование закупили на средства областного бюджета.
«В этом году мы получили два комплекта, это 10 планшетов и 10 ноутбуков. Ещё один комплект ноутбуков мы собрали в прошлом году, его используем как резервный. Скажу, что учителя вместе с детьми осваивают новый для начальной школы предмет информатика и в каких‑то моментах дети иногда опережают взрослых», – рассказывает директор Засосенской школы Александр Соколов.
Он подчёркивает, что нацеливает педагогов не только на обучение детей основам работы с гаджетами, но и на воспитание культуры поведения на всевозможных онлайн-площадках:
«Мы стараемся объяснять, что снимать кого‑то на видео и выкладывать в Интернет – это бескультурье. Ещё обязательно говорим о мошенничествах, учим, как распознать обманщиков. Кроме того, мы не хотим, чтобы наши дети с головой погрузились в виртуальную реальность: доказываем им, что живого общения не заменить, гаджеты – это вспомогательное, а не основное средство общения».
Соколов уверен, что младшие школьники без труда освоят новый предмет и каждому новому поколению первоклашек он будет даваться всё легче.
«Процесс пошёл, и всё у нас получится», – резюмирует директор.