Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 октября 2021,  15:20

В Белгороде открыта выставка корифея советской графики Леонида Сойфертиса

В Белгороде открыта выставка корифея советской графики Леонида Сойфертиса
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

«Народ знает и любит Сойфертиса. Его индивидуальность неповторима. Сойфертиса всегда можно узнать среди десятков других мастеров. Тонкая, гармоничная линия. Скупость, лаконичность и много воздуха. Простая, как бы эскизная и вместе с тем законченная композиция. Острый карандаш. Перо. Лёгкая акварель. Излюбленная форма творчества – жанровые зарисовки. Сойфертис никогда не расстаётся с блокнотом. Он рисует всегда и везде».

Фрагменты жизни юбиляра

Приведённые выше слова написал о Леониде Сойфертисе в своих «Литературных порт­ретах» современник художника, писатель Валентин Катаев. Белгородцы могут убедиться в их справедливости, посетив в художественном музее выставку «Леонид Сойфертис. Фрагменты жизни», привезённую из Москвы и приуроченную к его 110-летнему юбилею.

Нелишне будет сделать это и гостям города: Сойфертис (ударение в фамилии ставится на второй слог) – настоящий корифей советской графики. Увидеть его произведения – всё равно что посетить Государственный Русский музей, Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Там и во многих других городах, включая Белгородский художественный музей, считают за честь иметь в коллекциях его рисунки.

Леонид Сойфертис рисовал в жанре иллюстрации. До и после войны он десятки лет работал в газете «Комсомольская правда», в журналах «Крокодил», «Огонёк», «Прожектор», «Смена» и других всесоюзных изданиях. Это дало основания Катаеву говорить о широкой известности автора. Тем более что Леонид Владимирович проиллюстрировал, в числе прочего, знаменитые «Двенадцать стульев» и «Золотого телёнка» И. Ильфа и Е. Петрова.

На выставке в Белгороде представлено 44 рисунка Сойфертиса, 9 из которых взяты из фондов художественного музея, а большая часть – из собрания его семьи. Дочь Людмила Герасимова, её муж Борис Трофимов и их сын Иван Трофимов привезли также фотографии и документы художника.

«Воинское звание – старший лейтенант. Должность – художник. Участие в Великой Отечественной войне – художник», – лаконично указано в воинских документах.

От Халхин-Гола до Берлина

Сойфертис родился 14 (по новому стилю) ноября 1911 года в городке Ильинцы – сейчас это райцентр украинской Винницкой области. С детства, чётко определившись в стремлении рисовать, в 17 лет поступил в Харьковский художественный институт, учился и публиковался в газете «Комсомолец Украины» до тех пор, пока в 1930 году не переехал в Москву, чтобы продолжать учёбу и заниматься настоящим, большим делом.

Пришла война – и работать художником Лео­нид Сойфертис продолжил в качестве военкора фронтовых изданий. Он побывал во множестве горячих точек того времени – участвовал в обороне Одессы и Севастополя, битвах за Кавказ и на Малой земле. Войну закончил в Берлине.

И неустанно рисовал всё, что видел вокруг, – создал знаменитые в советские годы серии рисунков «Оборона Севастополя», «На Берлин». К теме войны обращался и после неё, выпустив серии «Оборона Кавказа» (1943–1958), «В годы войны» (1980–1885).

«Он прошёл Халхин-Гол, был на Северном флоте, во многих местах, но, несмотря на всё это… Я приведу один пример. Дома у нас есть фотография, где он с ещё одним бойцом кормит птицу, то ли галку, то ли ворону, – рассказал на открытии выставки Борис Трофимов. – Они поят её водой. Представьте эту картину: перерыв в боях, короткое затишье после грохота. Казалось бы, время отдохнуть. Но тут птица. И в этой ситуации весь он – большой лирический художник Леонид Сойфертис».

Темы военных рисунков Сойфертиса, представленных на белгородской выставке, были до боли родными каждому бойцу, каждому жителю обороняемого города.

Толпа военных слушает фронтовые новости из уличного громкоговорителя («Последние известия»). Женщины на улице, задрав головы вверх, переживают за происходящее в небе («Воздушный бой»). Матросы слушают выступление артистов прямо на корме своего корабля («Певица. Севастополь»).

Образы, знакомые каждому

В мирной жизни Леонид Сойфертис создавал в туши и акварели юмористические зарисовки преимущественно на бытовые темы. Это не карикатуры в привычном понимании, даже не сатира. Они ничего не высмеивают, не снабжены поясняющими подписями, диалогами героев.

Эти рисунки характерны именно узнаваемостью изображённых образов. Как сказал один из критиков искусства, метод творчества Сойфертиса «определяется пластической достоверностью жеста, образа, а не литературной интригой».

Ни о чём не говорят даже названия рисунков, самые простые, символические: «Моют полы», «После дождя», «На ферме», «Свидание».

Комичная старушка бурно рассказывает что‑то утомлённому врачу. Рисунок так и назван: «У врача». Возможно, доктор понимает, что пациентка из того разряда, у которых «болит всё» – и ничего конкретно, и на приём они идут от скуки, чтобы пообщаться.

Две домохозяйки, одна из них с детской коляской, беседуют на улице («Разговор»). Их типажи, опять же, каждому знакомы. Без труда можно понять, что разговор идёт о том, как дорожает колбаса, во что оделась Нинка из соседнего подъезда или что учудил во дворе хулиган Вовка.

«Когда смотрят на карикатуры, то хохочут, а эти работы вызывают простую улыбку, – говорит Людмила Герасимова. – Это совершенно другое чувство, потому что там не обличение, не насмешка, а просто очаровательные, трогательные моменты нашей жизни».

Творя на этом поприще, Леонид Сойфертис обрёл непререкаемый авторитет в своей сфере. В 1966 году стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР. А в Союз художников вступил ещё задолго до войны – в 1934 году. В 1990 году, за шесть лет до смерти в солидном 85-летнем возрасте, стал народным художником СССР.

Рисунки, фотографии и документы Леонида Сойфертиса будут выставлены в художественном музее до 28 ноября.

Фото Олега Гончаренко и Владимира Юрченко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×