Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 июля 2020,  11:54
 Валентина Кандыбина 154

И Высоцкий на крышке. Какие сокровища хранят старинные сундуки

И Высоцкий на крышке. Какие сокровища хранят старинные сундуки
  • Валентина Кандыбина
  • Белгородские известия

Этот сундук моей семье достался в наследство от родственницы. Крашенный половой коричневой краской, всегда бережно накрыт покрывалом. Красотой не отличается, особой отделки и декоративных элементов не имеет. Сундук как сундук.

Раньше существовала традиция на внутренней стороне крышки сундука записывать даты рождения и смерти, клеить открытки, популярные картинки, красивые обёртки от мыла и многое другое. На крышке моего сундука пряталось истинное богатство: несколько этикеток чая разного производства и схемы вышивок крестиком. На одной из картинок чётко видна дата: 1902 год. Клеящим веществом тогда служило жидкое тесто или мыло. Прямо скажу, что они отлично справлялись со своей работой – держится намертво даже сегодня, спустя много десятилетий.

От русской бодни

Испокон веков сундук был неотъемлемой частью приданого. Относились к нему очень бережно, хранили всю жизнь. В чужой сундук заглядывать или что‑то оттуда брать считалось недопустимым. Сам предмет появился в русском быту сравнительно недавно, а до этого одежду хранили в бодне. Вот что пишет И. Шангина: «Бодня или (кубел) – деревянная ёмкость для хранения одежды и мелких предметов домашнего о­бихода. В русской деревне было известно два вида бодней. Первый вид представлял собою длинную выдолбленную деревянную колоду, боковые стенки изготавливались из цельных досок. Отверстие с крышкой на кожаных петлях находилось в верхней части колоды. Бодня второго вида – это долблёный ушат с крышкой высотой 100–60 см, диаметром дна 54–80 см».

Бодня обычно запиралась на замок, хранилась в клетях.

Чайные этикетки

Эта повреждённая по краям этикетка сохранила узнаваемый логотип, принадлежащий известному чайному дому «Петра Боткина сыновья». Сегодня эта фамилия скорее ассоциируется с медициной и трагическими событиями революции: вместе с царской семьёй был расстрелян Евгений Сергеевич Боткин, последний русский лейб-медик. Он был представителем большой купеческой фамилии, которой когда‑то принадлежала чайная компания.

Товарищество вело крупно-оптовую торговлю чаем, кофе, рафинадом и сахарным песком. В 1907–1908 годах дела фирмы пришли в упадок, и владельцы постепенно ликвидировали предприятие.

В одной из торговых лавок Боткина служил приказчиком Вульф Высоцкий, который со временем завёл собственное дело «В. Высоцкий и Ко» и стал заниматься расфасовкой и оптовой продажей чая. Этикетки этого чая с ярким изображением восточной красавицы с веером есть на крышке сундука.

В нижнем углу неслучайно изображение корабля. Во‑первых, это был торговый знак фирмы, заявленный отделу промышленности, а во вторых, товарищество осуществляло торговлю кантонским чаем, то есть чаем, транспортировка которого осуществляется по воде, в отличие от караванного чая, который перевозили по суше. Чай покупали в Китае, Индии, на островах Цейлон и Ява.

После революции предприятие было национализировано, но интересно, что и сейчас можно найти чай этой марки: фирма находится в Израиле и продолжает следовать высоким стандартам.

Кстати, известность чайной марки была колоссальной. Даже после революции бытовала поговорка: «Сахар Бродского, чай Высоцкого, а Россия – Троцкого».

И Высоцкий на крышке. Какие сокровища хранят старинные сундуки - Изображение

Схемы вышивок

Вышивка крестом не является традиционной для России. Это явление более позднее и завозное. Техника вышивки крестом достаточно простая (в сравнении с традиционной гладью, тамбурной или золотной вышивками) и многосюжетная. И распространению вышивки крестом мы во многом обязаны… мылу.

Легенда парфюмерной промышленности Российской империи товарищество «Брокар и Ко» распространяла схемы вышивок на обёртках мыла с конца XIX – начала XX века. Также этой компании мы обязаны легендарными духами «Красная Москва», которые появились незадолго до революции и назывались изначально «Любимый букет императрицы».

В России во второй половине XIX века мыло и прочую парфюмерную продукцию могли себе позволить только обеспеченные слои общества. Простой народ для мытья и стирки использовал щёлок – водный настой древесной золы.

Мыло хорошего качества по низкой цене быстро завоевало популярность в народе. Товарищество «Брокар и Ко» выпускало мыло не только в брусочках, но и форменное – круглое или с оттиском в виде букв алфавита. Упаковка для всей продукции была яркой и красочной и дополнялась полезной информацией. На этикетке «Народной помады» можно прочитать басни Крылова, а к мылу прилагался лист со схемами для вышивки. Такими рекламными приёмами пользовались многие косметические компании: товарищество парфюмерной фабрики «С. Чепелевецкий с сыновьями», фабрично-торговое товарищество «Р. Кёлер и Ко» и другие.

Такими листами и обклеена крышка сундука. Это нередкое явление: схемы для вышивки разлетались по всей стране. Некоторые считают, что они отрицательно повлияли на народное творчество, сделав вышивку крестом модной, задвинули или подменили настоящие аутентичные узоры чуждыми стилизациями. Но вышивка крестом всё равно набрала бы популярность.

Так, рассматривая этикетки на крышке старинного сундука, мы погружаемся в быт и культуру того времени. Удивительно, какие вещицы бережно хранили наши предки. Какие истории рассказывают эти клочки бумаги, намертво сросшиеся с крышкой сундука, который больше ста, а то и ста пятидесяти лет хранит эти сокровища.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×