Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 июля 2020,  10:10

Синдром неуклюжести. Как бороться с диспраксие

Синдром неуклюжести. Как бороться с диспраксиеФото: pixabay.com
  • Белгородские известия

Ваш ребёнок плохо запоминает последовательность движений в танце или игре, не может удержать равновесие и при чтении книги никак не сосредоточится на строке? Эти симптомы могут говорить о диспраксии – нарушении двигательной функции и координации движений у детей с нормальным мышечным тонусом. Конечно, многие малыши в детстве неуклюжи, но при диспраксии неловкость движений сохраняется и во взрослом возрасте.

Чаще у мальчиков

Специалистам впервые стало известно о диспраксии в начале прошлого века. Первоначально её называли «синдром неуклюжего ребёнка», «нарушение развития координации», «диспраксия развития». Распространённость патологии не велика, чаще она встречается у мальчиков. Малыши затрудняются выполнять обычные действия: разговаривать, ходить, ловить мяч, держать равновесие на велосипеде, написать или прочитать что‑то.

Причины связаны с генетической предрасположенностью, семейным наследованием от родителей, патологическим течением беременности. Причиной может стать и черепно-мозговая травма, ДЦП, другие патологии нервной системы. Диспраксия входит в симптоматику синдрома Дауна, аутизма, синдрома Вильямса. В основе патологии, по данным медицинских исследований, лежит не повреждение, а недоразвитие связей между нейронами. Из‑за этого нервный импульс, возникающий в коре головного мозга, не доходит к двигательному аппарату.

Проверка велосипедом

Симптомы отличаются в зависимости от возраста ребёнка. В первый год жизни диспраксия проявляется в виде нарушения сосательного рефлекса, координации движений, проблемы с фиксацией взгляда и захватыванием предметов ладонью. В дошкольном возрасте обратите внимание на трудности с приёмом пищи и с удерживанием равновесия. Ребёнок затрудняется ходить по прямой линии, подпрыгивать, стоять на одной ноге, ездить на велосипеде, не может определить ведущую руку, удержать в памяти и выполнить сложную инструкцию.

Иногда патология проявляется лишь в старшем школьном возрасте из‑за стресса, большой нагрузки, проблем в отношениях со сверстниками или учителями. У школьников она проявляется в неспособности овладеть материалом, хорошо написать диктант или просто списать текст. Из‑за этого нарушается психоэмоциональное состояние ребёнка, он становится тревожным, раздражительным, пассивным.

Прыжковый тест

Важно вовремя заметить эту проблему и обратиться к специалисту. Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии – прыжковый тест.

Прыгать нужно на двух ногах под счёт «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности: один – ноги в стороны, два – ноги перекрещены так, что левая нога впереди правой, три – ноги в стороны, четыре – ноги перекрещены, но теперь правая нога впереди левой.

Если ребёнок не может так прыгать, не соблюдает ритм под счёт, перекрещивает ноги, разворачивает таз, то обратитесь к неврологу.


Игры для развития координации

Для коррекции диспраксии занимайтесь с ребёнком лечебной физкультурой, гимнастикой. Уделяйте больше внимания играм на равновесие и под музыку, так малыш почувствует ритм, улучшит контроль над движениями тела и координацию. Полезны будут занятия лепкой, аппликацией, рисованием, моделированием, шитьём. Предлагаем игры, которые помогут развить координацию, моторику, равновесие.

«Чудесный мешочек». Покажите чаду пять-семь предметов, потом уберите их в небольшой мешочек. Он должен на ощупь определять, что это за вещь. Устройте соревнование на время между несколькими участниками.

«Прижми палец». Для игры нужно два человека. Они сцепляются сомкнутыми пальцами правой или левой руки, большой палец при этом поднимают вверх. Задача – прижать палец соперника к кисти, за что присуждается очко. Победителем становится тот, кто получит 10 очков.

«Ходим в шляпах». Дети соревнуются, кто дольше пройдёт с грузом на голове. Используйте мешочек с песком (до 0,5 кг), книгу, игрушку. После водружения «шляпы» на голову проверьте правильность осанки у ребёнка.

«Горячий мяч». Играют несколько человек, сидящих в кругу. Они передают друг другу мяч. Тот, кто окажется с мячом в руках при команде «стоп», выходит из игры.

Поощряйте любые занятия детей, которые помогают им освоить нужные навыки. На ранних этапах коррекции не навязывайте задания, предложите выполнить то, что хочет ребёнок. Отмечайте любые попытки достижения целей, независимо от результата. Не торопите кроху при выполнении, запаситесь терпением. Поддерживайте контакт с педагогами и другими специалистами, работающими с малышом.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×