Просто любить. В палатовской школе работает уже третье поколение её выпускников
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Люди, работающие в сельской школе, какие‑то особенные. Сколько раз встречаюсь с сельскими учителями, всегда замечаю, какие это увлечённые и преданные своей профессии педагоги. Могут часами говорить о детях, уроках, трудностях, а главное, о счастье выбранного пути. В Палатово такое счастье передают по наследству – в школе работает уже третье поколение её выпускников.
Работать с душой и с душами
Нынешнее здание школы построили в 1982 году сразу на 400 учеников, с размахом не только на Палатово, но и соседние сёла. До этого было старенькое небольшое здание в Графовке. Новое же сделали с жилым корпусом, и детей привозили сюда на пятидневку. Жилой корпус давно отдали под детский сад, сейчас тут капремонт.
В будний день в школе непривычно пусто и как‑то тоскливо: не пахнет пирогами из столовой, никто не бегает по коридорам, не кричит незнакомому человеку «здра-а-асьте!».
«Пока были на дистанционке, создали группу в соцсети ВК. Я утром захожу, всех приветствую, дети отписываются в ответ, – рассказывает директор и учитель русского языка Антонина Черкасова. – Дальше сбрасываю им презентацию, мы её обсуждаем, они мне отвечают на вопросы, затем делают задания, фотографируют тетради и мне в личку кидают, я проверяю и пишу, где ошибки».
— Ого, как у вас всё продвинуто! Может, так и остаться в новом формате?
— Нет, что вы! Дети устали от дистанционки, пишут мне: «Ну когда уже?» Я против дистанционного обучения, нужно в глазки ученику смотреть, видеть его душу. Учитель в первую очередь работает с душами, – отвечает она с грустью в голосе.
Воспитывать и учить
Почти весь нынешний коллектив школы, а это 22 учителя и сама Антонина Васильевна, – выпускники этой школы.
«У нас семейственность в хорошем смысле слова», – смеётся директор.
О том, что она будет учителем, знала класса с пятого, вопрос был только в направленности. Хотелось и математику, и русский язык, и физкультуру.
Антонина Васильевна любит всех своих учителей.
«Мы смотрели на учителя как на полубога, – говорит она. – В 1990-е статус учителя сильно изменился, но сейчас его авторитет начинает возрождаться. Приятно видеть, что четверо моих учеников получают эту профессию».
Они ещё студенты, но говорят, что готовы вернуться сюда работать, а одна её ученица уже стала коллегой Антонины Васильевны.
— Школа должна воспитывать или только учить?
— В первую очередь, наверно, воспитание, а уже потом обучение. Мы воспитываем и видим плоды своего труда. Мне есть с чем сравнивать. Сейчас дети с интересом занимаются спортом, с готовностью включаются в волонтёрское движение, помогают ветеранам, убирают памятники, каждый год участвуют в «Бессмертном полку» и знают историю своих предков. Я считаю это результатами нашего воспитания.
Знать обо всём на свете
Раиса Кириллова 40 лет отработала в школе. Последние два года она на заслуженном отдыхе: огород, цветы, любимое вязание. Сколько через неё прошло учеников, никогда не считала. Но из всех классов запомнились дети, которые пришли к ней четвероклашками в 1993 году.
«Шестнадцать человек, из них всего три девочки. Настолько острое у них было желание учиться, проявить своё «я»! Они читали море книг, каждый тянулся к знаниям. Я давала нестандартные, трудные задания, они щёлкали их как орехи», – рассказывает она.
— Что самое главное в профессии учителя?
— Банально, но любовь к детям. Нельзя выделять плохих и хороших, детей из неблагополучной семьи не замечать, унижать. Для меня все мои родные дети. И конечно, знания самого учителя, универсальные и всесторонние. У детей море вопросов и по теме, а больше и не по теме. Нельзя, чтобы на них не было ответа. Не важно, что сейчас всё можно за минуту найти в Интернете, это не то. Учитель должен быть интересен детям, тогда он вызывает уважение.
Всё делать вместе
Екатерина Кольцова в школу пришла в 1965 году и до 1980 года была старшей вожатой. С 1992 года и до самой пенсии работала учителем биологии, организатором, затем социальным педагогом. Но и на пенсии спокойной жизни нет: совет женщин, председатель союза пенсионеров, волонтёр и культмассовый сектор в одном лице.
— Дома не живу, – смеётся она.
Свой последний класс она выпустила 15 лет назад. И до сих пор они приходят в гости к своему учителю.
— Такие детки хорошие, душевные, отзывчивые.
— Нынешние дети хуже?
— Для меня все дети хорошие: и раньше, и сейчас. Да, тогда не было компьютеров и телефонов и мы всё делали вместе. В школе каждую субботу проходили вечера: то КВН, то концерты, приходили дети и родители, все были активны.
— От чего зависит отношение школьников к учителю?
— От родителей, конечно. Раньше родители были такие, говорят: «Васильевна, если мой не слушается, заведи в лаборантскую, да дай как следует!» А сейчас не дай бог голос повысить! Я как‑то услышала, как мама восьмиклассника кричала в школе: «Кто обидел моего Сашу?!» Я говорю ей: «Что ты творишь? Он уже кавалер взрослый, а ты?» Откуда это в людях берётся – не знаю.
— Какое главное качество учителя?
— Просто любить детей, а иначе ничего не получится. Я с детства хотела быть учителем, всегда у подружек «вела урок». Знаете, в моём детстве у родителей часто собиралась десятидворка и приходила учитель Анна Спиридоновна, она была агитатором. Мама на стол ставила картошку, помидорки-огурчики, посидят, чай попьют и песни. Как мне нравилось, как она себя вела, общалась, и потом мой первый учитель Нина Верещагина – добрейший человек.
На пенсию Екатерина Васильевна ушла после нескольких лет работы социальным педагогом, эта работа давалась тяжело. Вызвать в неблагополучную семью могли в любое время суток.
«Однажды в девять вечера отправилась. Муж ругается – куда тебя несёт, прибьют, а я иду. Прихожу, там кошмар, грязь, беспорядок, все пьяные. Моя бедная девочка забралась на чердак и просидела там несколько часов, так боялась. Я повыкидывала здоровых мужиков из дома, сказала: «Ещё раз увижу – пересажаю всех». Девочку я тогда забрала. Она уже выросла, выучилась на повара, вышла замуж, у неё все хорошо. А сколько семей таких было! Я и сейчас не могу смотреть, как детей обижают».
Учительскую династию Кольцовой продолжили дочь и невестка, её внучка на радость бабушке тоже поступила в педагогический.
Школа скучает по детям. В сентябре здесь ждут аж 14 первоклашек – рекорд. Времена, когда в классах было много детей, давно ушли, сейчас на всю школу 90 учеников. Директор Антонина Васильевна надеется, что придут и новые учителя. Говорит, что с большим удовольствием примут в коллектив молодых преподавателей иностранного, русского языка, начальных классов и физкультуры.