Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 июля 2020,  15:33

Гарбуз да копеечка. Какие традиции сохранились на Белгородской земле

Гарбуз да копеечка. Какие традиции сохранились на Белгородской землеВ Яковлевском и Валуйском округах до сих пор проводят обряд с тряпичными куклами
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

О множестве традиций и обычаев – религиозных и житейских – каждому из нас рассказывала бабушка.

Только с приходом Интернета даже она перестала подкармливать домового, подкладывать копеечку на удачу и заговаривать землю на хороший урожай. Оказывается, ещё не перевелись вековые обычаи на Белгородчине – делимся теми, что смогли собрать.

С одного двора

О традиции, которая до сих пор в ходу, нам рассказали в Ровеньках: нельзя применять крепкое словцо, если рядом находятся близкие друг другу люди, отец и сын например. Если кто‑то забылся и ввернул непечатный оборот, обязательно прозвучит: «С одного двора…» Это означает: придержи язык, среди нас – родственники. Интересно, что этому правилу, если верить нашим источникам, следуют даже матёрые мужики: строители, механизаторы…

Расти большой

К востоку области, в селе Иловка Алексеевского городского округа, до сих пор действенны заклинания-приговоры. Только не с магическими ритуалами, свечами и зеркалом, а на огороде с весенним солнышком да без комплексов! Женщины при посадке тыквы, или, как её называют, гарбуза (слово-катализатор, по которому узнаешь настоящего белгородца из тысячи), прихлопывают себя по мягкому месту и приговаривают: «Расти гарбуз большой!» Нас уверили – не шутка! Схема рабочая, главное – не обратить приговор в неверную сторону.

Кукуй да нас не забывай

В Яковлевском и Валуйском городских округах по весне проводят обряд похорон кукушки (нарядно украшенной в женский костюм куколки из травы или веток). Причём с гулянием, песнями и трапезой – что считается её поминанием.

В селе Гостищево принято закапывать куколку на праздник Вознесения целыми гуртами и при этом приговаривать: «Ты, кукушечка, кукуй да нас не забывай». На Троицу её выкапывают, около дома лентами украшают дубовые, берёзовые и кленовые ветки, водят карагоды. Главное в процессе обряда (издавна он считался чисто женским) – покумиться с кукушкой и подругами, стать друг другу кумами, проще говоря, посестриться. Обряд совершался в период кукования птицы. Так девушки объединялись в тайный союз именно в «кукушечье» время, вступали в сакральную связь с магической птицей и друг другом – просили избавления от всех женских несчастий, например от злого мужа и тяжёлых родов. Старожилы с сожалением признаются: «Сейчас уже все разъехались, девчата наши постарели, а молодёжи и не надо – но мы стараемся не забывать».

Вяжем колодки

Ещё одна история с крайнего юго-востока области. На Масленицу многие трудовые коллективы, особенно дружные и весёлые, вспоминают о своих холостых сотрудниках, которым самое время вязать колодки. Идёт обычай от древнего славянского обряда, когда в Пепельную среду на ноги девушкам и неженатым парням привязывали деревянную колодку – наказание за то, что опаздываешь с семьёй, не продолжаешь род.

В Ровеньках, особенно в мужских коллективах, вполне могли привязать молодого парня к стулу и без магарыча не отпустить. Ходит байка (за что купили, за то и продаём), что на одном предприятии не хотевшего отдавать выкуп «колодочника» положили на железный верстак и приварили сверху рессору – лежи и думай, как жить дальше. Поэтому все неженатые в этот день, как правило, уже несут на работу угощение – чтобы не связали.

Всей улицей

У жителей 4-го и 5-го Индустриальных переулков Белгорода около 35 лет назад сложилась традиция варить всей улицей кашу на Троицу. Пошла она от поколения бабушек примерно 30-х годов рождения. Участвовали несколько семей – дворов пять со всей роднёй и приезжими гостями. Собирались человек по 30, кашу варили в огромном котле из нержавейки. Его сделал местный житель Валентин, работавший на заводе «Энергомаш».

Каждая семья выносила из дома одинаковый набор продуктов: 50–60 яиц, два-три пакета пшена, по большой сковороде зажарки из сала и лука, много зелени. Чтобы всех усадить, мужчины сбивали длинные столы и лавки из заготовленных досок, в непогоду на улице сооружали временный навес. Угощались, играли в лото, а вечером всё разбирали. Местные жители варили кашу каждый год и только в этом пропустили её из‑за пандемии.

Денежка для достатка

Алексеевские строители сохранили обычай при постройке дома закладывать денежку на богатство хозяевам. Одну копейку клали под матицу – бревно под потолком, сегодня её вытеснила потолочная балка, и вторую – в святой угол. Туда в старину насыпали ещё зерна, шерсти и перьев – для богатой, тёплой и счастливой жизни. Чтобы деньги в доме водились, иловские работяги и сегодня не скупятся – без копеечки новый дом не оставляют.

Валерия Черемных

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×