Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
02 июля 2020,  13:01

Зачем белгородские милиционеры обматывали зимой колени целлофаном

Сейчас сотрудники Госавтоинспекции – это высококлассные образованные специалисты, владеющие кучей специальной техники

Зачем белгородские милиционеры обматывали зимой колени целлофаномФото: архив Белгородского областного управления ГИБДД
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Передвигаются они на служебных автомобилях. Пользуются самым современным оборудованием, обеспечивая безопасность на дорогах.

В ногу с веком

В распоряжении сотрудников Госавтоинспекции удобные рации, мобильные телефоны, масса дополнительного оборудования. Захотел измерить светопропускную способность стёкол? Пожалуйста! Есть специальный прибор. Проверить водителя на алкогольное опьянение? Вот алкотестер!

Нет проблем и с измерением шума, и других параметров. А чтобы проверить нарушителя по федеральной базе, полицейские используют планшеты и ноутбуки. В ногу с веком шагает эта важная служба.

Но ещё полвека назад всё было по‑другому. Как и с чем тогда работали белгородские гаишники, «Белгородской правде» рассказал ветеран Госавтоинспекции Анатолий Шмидт.

Однофамилец

Это не тот известный революционер лейтенант Пётр Шмидт, поднявший восстание на крейсере «Очаков». Это наш, белгородский Шмидт – просто однофамилец известного исторического деятеля.

Хотя Анатолий Николаевич тоже дослужился до звания лейтенанта. Но потом он продвинулся дальше по 
карьерной лестнице и на пенсию ушёл в звании полковника.

А начинал он с должности инспектора и охранял безопасность на дорогах Белгорода и области.

Прадед из германии

Прадед Анатолия Николаевича был немецким специалистом по мостостроению, приглашённым работать ещё в дореволюционную Россию. Много лет строил мосты в Прибалтике, Новороссии. Да так и прижился здесь. От него и пошла фамилия Шмидт.

Известная фамилия Анатолию Николаевичу, впрочем, никаких неудобств не доставляла. Парень отлично отучился в школе. После окончил в Ахтырке техникум по специальности техник-механик.

Отслужив в армии, приехал в Белгород к своей невесте. Тут уже и поступил на службу в Госавтоинспекцию.

Сержант милиции

Из армии Шмидт пришёл в звании сержанта, был в должности командира взвода. В Госавтоинспекцию устроился в 1970 году. И первое звание после работы стажёром и обучения ему также присвоили сержантское. И назначили инспектором ДПС.

«Не хватало техники. Когда я самостоятельно стал работать на дорожном участке – от Ивни до поворота на Строитель, то не было даже на чём добраться. Подвезли туда, а назад неизвестно как, не знаешь, возвратишься вовремя или нет. Стоишь несколько часов по любой погоде. С огромной рацией. Мотоцикл не каждому давали – нужно было заслужить. И мне выдали его примерно через год службы. Хороший мотоцикл с коляской».

Зато у советских инспекторов ДПС был прибор, которого нет у современных полицейских. Это – компостер! С помощью него в водительском удостоверении милиционеры дырки делали. Система менялась постоянно. Если год не нарушает, то права можно было заменить. Пробивали дырки за особо тяжкие нарушения правил дорожного движения. Нарушение скоростного режима, выезд на встречную полосу, нарушение правил обгона. 7–8 позиций было.

 

Зачем белгородские милиционеры обматывали зимой колени целлофаном - Изображение Фото: архив Белгородского областного управления ГИБДД

Мода не греет

На мотоцикле белгородские инспекторы ДПС ездили круглый год. И если летом такие поездки были в радость, то зимой водить трёхколёсный транспорт было не самое приятное удовольствие из‑за мороза и пронизывающего ветра.

«Опытные сотрудники покупали шубы до пят, чтобы колени не мёрзли во время поездки на мотоцикле. Я же этого не знал и купил шубу покороче, за модой погнался. В итоге во время поездок на мотоцикле ноги замерзали ужасно. Но я придумал выход: стал обматывать колени под штанами целлофановой плёнкой. Так стало ездить гораздо комфортнее. Создавался парниковый эффект, и колени не мёрзли».

«Подышите в пакетик»

Сейчас у инспекторов ДПС есть специальные приборы – алкотестеры. В приборах одноразовые трубочки, куда нарушителю надо подышать. И электронный прибор сразу показывает степень опьянения водителя.

В 70-е годы о таком приборе советские милиционеры даже не мечтали. Для обследования на состояние опьянения им приходилось возить водителя в больницу. А так как путь был неблизким, то надо было исключить любые ошибки. Сделать это было трудно, так как умудрённые опытом водители для того, чтобы отбить у себя запах перегара, ели лук, пили масло и так далее. И потому инспекторы ДПС носили с собой целлофановые пакеты. Просили подышать в пакет, и если водитель выпивал, запах в пакете сразу его выдавал.

Кстати, в советское время водителей также лишали за пьянку прав на два года. И штраф был 25 рублей.

Босиком за нарушителем

«На перекрёстке Богдана Хмельницкого и Фрунзе стояла будка. Я там дежурил как‑то раз, – вспоминает собеседник. – Едет машина грузовая. Останавливаю. Открыл кабину – разит от водителя перегаром. Отстраняю от управления. Посадил в коляску и повёз на экспертизу. Привёз в медпунтнкт на Гагарина. И через территорию детского садика пошли. Он перепрыгнул через качели, крикнул «Догоняй!» и побежал. А я в валенках. Скинул их и в носках за ним. Догнал, скрутил. Валенки нашёл, надел. Ноги мокрые. Ждём врача. Он в туалет попросился. Закрылся там и затих. Долго нет. Стучу – нет ответа. Срываю дверь, а он мочу в руки и пьёт её. Я к доктору завожу:

— Мочу, – говорю, – пил.
– Не поможет, – отвечает врач.

И правда, не помогло. Определили состояние опьянения. Прав лишили. Работу он потерял».

Принципиальность

1972 год. Несу службу в районе села Шопино. Едет «Волга» со стороны Белгорода. И совершает обгон через сплошную линию. Я останавливаю машину. Потребовал права. Вытаскиваю компостер. Открывается дверь – и голос:

«Сержант, иди сюда! Я первый секретарь райкома партии! Отдайте права! Я приказал водителю идти на обгон.

— Это глупо, – отвечаю, – если вы приказали совершить нарушение. – Права я не отдам!»

В итоге наказал водителя, а его пассажир стал угрожать, что уволит меня. Я доложил командиру взвода. Тот меня подменил и сразу забрал. Я написал рапорт о произошедшем. На следующий день меня вызвали к генералу Александру Ивановичу Епихину, начальнику УВД Белгородской области. Генерал разговаривал уже с первым секретарём, и разговаривал на повышенных тонах. В итоге меня отстояли.

Перипетии службы только закалили милиционера. Службу Шмидт окончил уже в двухтысячных, в должности заместителя начальника Госавтоинспекции. Сейчас он на заслуженном отдыхе. И с ностальгией вспоминает старые времена, когда из всех приборов у гаишников были только компостеры. 

Алексей Стопичев

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×