Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 июня 2020,  09:49

Почему Светлану Мигачёву ученики назвали «женщиной царственного возраста»

Почему Светлану Мигачёву ученики назвали «женщиной царственного возраста»Светлана МигачёваФото: Павел Колядин
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Заслуженный работник культуры РФ Светлана Константиновна Мигачёва – бессменный руководитель ансамбля современного танца «Сувенир» Белгородского дворца детского творчества. В этом году ансамблю исполняется 50 лет, а Мигачёва в феврале тоже отпраздновала юбилей – 80-летие. На праздник ей дарили жёлтые хризантемы – её любимые.

Свои балеты

Когда мы идём по коридору дворца, Светлана Константиновна легко касается моей спины. Неестественно прямой для меня, покаюсь. Потому что сутулиться на встрече с Мигачёвой – подтянутой, эффектной, харизматичной и яркой – мне просто стыдно.

— Светлана Константиновна, вы всех учите спину держать?

— Похоже, так.

О том, как пронести умение держать спину через всю жизнь, она может рассказать многое. Дадим ей слово.

«Родственники мои с Украины, жили в деревне где‑то между Харьковом и Белгородом. Когда началось раскулачивание, собрались и уехали. Я родилась в Ташкенте – это мой основной город, где жарко. Как говорил муж, родилась на асфальте среди камней. Я люблю, чтобы было жарко. Когда серо, мне на душе неспокойно. Вот такая я».

Папа погиб на фронте, а мама всю жизнь работала техником-нормировщиком на заводе. И мы жили в Ташкенте на его территории.

Мы с сестрёнкой благодаря заводу отдыхали в лагере. И там был вожатый Юрка, который танцевал. А я танцевала в лагере свои балеты. Каждый вечер машина, свет фар – и их составляю. Вот откуда они у меня брались!.. Этот Юрка был влюблён в мою сестру, а в его хореографическое училище в Ташкенте набирали группу. И руководил этой группой педагог, который когда‑то занимался с Галиной Улановой.

Юрка привёл меня в училище. Набрали группу – 10 мальчиков. Доходит очередь до меня, и Юра говорит педагогу: «Я хочу вам девочку показать». А он: «Никаких девочек, да она уже взрослая». Но потом посмотрел, а я ни одной буквы хореографической не знала, и сказал: «Всё, я её беру». И нас было 10 мальчиков и две девочки в группе.

И вот первый урок. Он говорит: «Я буду с этой дамой возиться». Сел около меня, а я посмотрела на других: «Как просто! Отставляй да приставляй ногу». И как отставила, а он снизу кричит: «Выворотно!» А я понятия не имею, что такое выворотно. И он тогда рукой как залепит мне по ноге! Я разревелась, меня все успокаивают, и он тоже. Вот так я промучилась у него три года. Мне на всех экзаменах четвёрки ставили, а у него едва тройка набиралась.

Но мне эта порка надоела. И захотелось – уже не помню, по какому случаю, в институт – изучать иностранный язык. Я бросила училище и собралась поступать. Но тогда была мода – два года рабочего стажа иметь. А у меня его не было.

Год в Сибири

«И я начала выдумывать себе профессии. Чтобы доказать всем, что я не белоручка, собралась в Сибирь, коров доить. И маму, конечно, обманула: «Худею, врач велела сменить климат». Мама заволновалась и вспомнила, что у нас есть родственники, которые поехали в Сибирь. Мама их нашла и меня к ним отпустила».

На поезде до Омска, потом на автобусе до центральной усадьбы, а от неё до моей деревни. Заброшенное место, где зимой связь только на телегах, другой нет, и полтора десятка домиков. Мне сказали выходить на работу подменной дояркой. И дали 16 коров. Сначала убрать из‑под них, а потом уже доить. Показали, как это делается. В Сибири на ферме я пробыла год, привыкла. Вернулась домой. В Ташкенте была клиника Федоровича. Я пришла туда: «Хочу у вас работать». Взяли, отработала там год и поступила в институт.

«Он кандидат наук, а я танцую!»

«Мы с мужем познакомились на втором курсе в институте. Поехали работать в детский лагерь. Я знала, что ему нравлюсь. А мне понравилось, как он ведёт себя с детьми. Поэтому сказала: приезжаем в город, и я выхожу за тебя замуж. Вернулись в Ташкент – и сразу в ЗАГС. Нас расписали. Пришла домой, привела с собой мужа – с кожаным чемоданчиком и книгами: «Мама, я вышла замуж!». У нас не было квартиры, жили с мамой. После института его пригласили в несколько городов – Ульяновск, Курск и Белгород. И он выбрал Белгород».

Но сначала, когда мы окончили иняз, нас из Ташкента направили работать в Чирчик – городок под Ташкентом – в школу. В Чирчике было три русских преподавателя – вместе с нами, а остальные – немцы Поволжья. И я давала открытые уроки! Завуч говорил: «У неё – театр на уроке!». Муж кандидат филологических наук, профессором стал, а я танцую.

И всегда танцевала. А потом случайно столкнула меня жизнь с гимнастами. Спортшкола была в Чирчике. Почему я и говорю, что училась всегда у людей. Туда, как и везде, где был свободный зал, приезжали тренироваться молодые гимнастки. Например, Ирина Винер, Элла Сумарокова. Я считаю, что всему, что я в хореографии знаю, меня научила Элла Сумарокова. Потом я составила упражнения чемпионке Узбекистана Ирочке Ижболдиной, и Элла меня похвалила.

Дети детей

Когда мы переехали в Белгород, я где только и с кем не работала. Пять лет меня приглашала Москва на Всесоюзные сборы по спортивной гимнастике. Я работала с молодёжной сборной мальчиков Советского Союза, и у меня был в Белгороде свой чемпион по спортивной гимнастике. Кроме него, у меня были «художницы». Из них Галя Молчанова, которая тренировалась потом у Ирины Винер в сборной Советского Союза. Я её как хореограф азам обучала. Ещё чемпионка моя Наташа Зуева.

Женечка, которая сейчас со мной работает (педагог дополнительного образования младшего состава ансамбля эстрадного танца «Сувенир» Евгения Козлитина. – О.П.), с детства в «Сувенире». Женечка сейчас моя правая рука, направляющая. Или я её правая рука. Я не онлайн, а она современная: водит машину, с компьютером на «ты». Она знает, что современный мир хореографии мне чужой, и взяла его на себя. Моё нутро – это школа непременно и только потом хореография. У нас основа – классика, школа.

Мы никогда не делаем отбор. Сначала даём школу. Как можно заставить прочесть слово ребёнка, который не знает букв? Сначала надо на-учить буквам, потом собирать их в слова, в предложения и лишь затем в сочинения. А теперь все сразу с сочинений начинают.

Набираем ансамбль. Есть тот, кто не научился читать в школе? Нет! Один быстрее, другой медленнее, но все читают. Так и хореография – это буквы, школа. Приходят с шести–семи лет. Сколько я уже детей выучила! Они все – мои дети.

Я всегда говорю им: на первом месте – интеллект, вы должны много читать и знать. Как минимум два языка. А на втором месте – внешний вид. Это хореография даёт, только хореография.

Спина – это хореография!

Я перебиваю её рассказ редко, но тут, пришпориваемая любопытством, спрашиваю о том, что шепнули по секрету ещё до нашей с Мигачёвой встречи.

— Светлана Константиновна, а что за история вашей романтической дружбы с певцом Муслимом Магомаевым?

— Да придумали всё это! Знакомство было. Мои сестрёнки жили в Душанбе. У них по вечерам народ собирался – так у восточных людей принято. И у нас так было, и первое время здесь так было, в Белгороде. У сестёр был друг, который сказал, что как только приедет Магомаев, хороший его знакомый, в Душанбе, то он сразу его приведёт к ним в гости. А Душанбе – это же вообще город-общежитие, как и Ташкент раньше был.

Я приехала к сёстрам, отдыхала у них. И приезжает вдруг Магомаев, и его ведут сразу «к Милочке с Эллочкой». Мы праздновали, он весь вечер пел…

Потом мы смотрим альбом, который воспитанники прошлых лет подарили педагогу на юбилей. «Женщина возраста царственного» – так написала в альбоме одна из бывших учениц Светланы Константиновны.

— Насколько близко они вас знают…

— Так по 11 лет занимаются! Конечно, знают.

— Есть расхожая фраза: «Секрет её молодости». Поделитесь своим секретом.

— Не даю себе лечь спать, пока два листа немецкого шрифта не прочту. По утрам я растираю ступни, делаю упражнения из книги «Фейскультура», уже шесть лет и добросовестно. Упражнения глазами делаю. В обязательном порядке у меня один и тот же завтрак лет шесть.

— Светлана Константиновна, слушаю вас и всё хочу спросить: как «держать спину», несмотря ни на что, и в перенос-ном значении?

— Спина – это хореография!

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×