Классика в наушниках. Как Анна Котенёва за три года победила в 15 музыкальных конкурсах
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Анне 18 лет, но недавно юную пианистку пригласили выступить на одной из самых престижных концертных площадок мира – Карнеги-холле в Нью-Йорке. В прошлом году ей, лауреату международного конкурса в Москве, аплодировало жюри, что случается крайне редко.
Как студентке Губкинского филиала Белгородского института искусств и её преподавателю Ольге Строевой удалось доказать, что сравнительно небольшой город может быть на равных с музыкальными столицами мира?
Зашла посмотреть
«Около моего детского сада была музыкальная школа, – рассказывает Анна. – Я слышала, как играют дети, и упрашивала маму зайти посмотреть. Наконец она согласилась, мы долго сидели на уроке, а потом мне предложили учиться. Я была самой маленькой, четырёхлетней ученицей, и как же мне нравились занятия!»
— Были в детстве минуты, когда хотелось бросить разучивать гаммы?
— Никогда не было. Выбор был между музыкой и учёбой в школе, другими увлечениями. Мне надо было распланировать время, чтобы везде всё успеть. Я ходила на занятия по вокалу, было много конкурсов, в школе – олимпиады как по точным наукам, так и гуманитарным. После Международной олимпиады по русскому языку, истории и обществознанию в старших классах я могла без экзаменов поступить в престижный вуз.
Но вопрос о выборе места учёбы никогда не стоял, я учусь на кафедре фортепиано. И, думаю, успешно: в этом году я получила стипендию фонда «Поколение».
— За три года обучения в Губкинском филиале ты стала победителем 15 музыкальных конкурсов, в том числе двух очень значимых в Москве. Как даётся победа? Сколько времени ты проводишь за инструментом?
— Я никогда не подсчитывала, занимаюсь сколько требуется. Можно музыкальную фразу сделать за 15 минут, а можно учить её часами. Перед конкурсом я провожу за инструментом всё свободное время, это может быть пять, шесть, восемь часов в день.
Станьте счастливее
— Волнуешься, когда выходишь на сцену?
— Я стараюсь воспринимать конкурс как концерт, думаю о слушателях. Столько проблем у людей, а музыка приносит радость, лечит, даёт энергию, силы. Мне хочется, чтобы они стали чуточку счастливее.
— А ты видишь отдачу?
— Начинаешь играть и чувствуешь, как люди тебя слушают, от них идёт энергетика, которая вдохновляет. Это очень мотивирует: хочется играть чаще и делать это всё лучше.
— Какой он, современный слушатель?
— Разный. Люди, которые обучались музыке, воспринимают её по‑своему. Другим она кажется скучной. Но я вижу, что в последнее время интерес к классической музыке растёт, на концерты приходит молодёжь. Слушателей моего возраста становится больше.
— В каких концертных залах ты мечтаешь выступить?
— В Большом зале Московской консерватории, где играл мой любимый, очень близкий по духу и выбору репертуара исполнитель – Эмиль Гилельс. Хотелось бы играть на разных площадках, нельзя делить концерты на значимые и мелкие. Можно расслабиться, а это для исполнителя не очень хорошо.
— Твои любимые композиторы?
— Рахманинов, Бетховен, Шопен, Лист.
— Что звучит в твоих наушниках, когда ты просто идёшь по городу?
— Классическая музыка. Современную иногда слушала в школе, теперь только когда необходимо заземлиться. Она мне просто неинтересна.
Классическая музыка – это моё всё, не могу представить, как я жила, если бы её не было в моей жизни. Это то, что меня вдохновляет, в каждой жизненной ситуации есть своя музыкальная тема. Мечтаю поступить в престижный музыкальный вуз и стараюсь делать всё возможное, чтобы эта мечта сбылась.
Взяли планку
Мы спросили у преподавателя Ольги Строевой, как они готовились к конкурсу.
— Впервые в истории нашего вуза студентка кафедры фортепиано дважды становится лауреатом международных конкурсов в Москве. Вы действительно ехали за победой?
— Победа в прошлом году на XXV Международном конкурсе Musica classica (организованном Российской академией музыки имени Гнесиных и Московским государственным институтом музыки имени Альфреда Шнитке) была неожиданной. Более 100 участников, среди которых учащиеся консерваторий, музыкального училища имени Гнесиных, жюри – профессора ведущих музыкальных вузов страны и зарубежья. Это была высокая профессиональная планка, и Анна её покорила.
В феврале этого года девушка участвовала в Международном конкурсе классической музыки Viva-Music, организаторы которого – Министерство культуры и Международный общественный фонд Viva-Music Carnegie Hall (Нью-Йорк) в Москве. Она стала лауреатом и получила приглашение участвовать в концерте в июне в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Жаль, конечно, что подобные приглашения для нас финансово не
подъёмны.
— Как от хорошей, но ещё на первом курсе не хватающей с неба звёзд девушки добиться выдающихся результатов? Как раскрывать таланты детей?
— Анна, несомненно, выросла технически, обогатилась её звуковая палитра. Ушла детская угловатость, пришла большая гармония и внутренняя органичность. Но добиться этого и есть задача преподавателя. Важно вовремя заметить росток таланта и подпитать его своими советами, учитывать и бережно относиться к неординарности каждого.
Главное, что мои ученики (а преподаю я уже более 25 лет) не знают, что такое скука и лень. Искусство не прощает поверхностного отношения, а музыкальная сцена требует высокой ответственности. Очень важно, чтобы ученик сам хотел учиться и развивать свои особенности, а это есть у Ани: работает она много и получает удовольствие от игры. Мне остаётся только правильно её направлять.