Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 апреля 2020,  11:19

Изоизоляция. Необычный способ борьбы с бездельем и пессимизмом

Изоизоляция. Необычный способ борьбы с бездельем и пессимизмомСаркофаг супругов Валентино НиццоФото: abitarearoma.it
  • Белгородская правда

Когда уже нет душевных сил пытаться понять, прошли ли мы пик заражения или находимся только в начале. Когда не хочется анализировать графики и оценивать, правильные ли шаги предпринимают власти. Когда непонятно, как уберечься от этого вируса и сколько всё это ещё будет длиться…

Что делают люди в такой ситуации? Ищут позитив. И находят его в искусстве вместе с сотнями тысяч единомышленников.

Экскурс в историю

Есть в искусстве такой жанр – живые картины. Это разновидность пантомимы, когда люди подражают известным живописным произведениям или скульптурам. Ещё в XVIII веке созданием живых картин прославилась англичанка Эмма Харт, в замужестве леди Гамильтон. Свои представления-«аттитюды» (то есть позировки), изображающие античные произведения искусства, леди проводила в аристократических салонах. В 1787 году писатель Гёте посетил дом лорда Гамильтона, британского посланника в Неаполитанском королевстве, и в своём «Путешествии по Италии» оставил восторженное описание такого представления.

В России постановкой живых картин занимались Константин Маковский, Валерий Якоби и другие художники. В начале XX века известной исполнительницей живых картин была Ольга Десмонд. Их часто можно было видеть в программе школьных представлений: например, целый класс мальчишек мог, переодевшись в казачьи одежды, замереть на сцене в позах «Запорожцев, пишущих письмо турецкому султану».

Ударим флешмобом по пандемии

В 2020 году мир охватила коронавирусная пандемия. О новой болезни трубят отовсюду: из телевизора, газет, из радио и Интернета. Складывается впечатление, что повсюду один вирус. «Ковидный» информационный фон давит на людей, и без того тоскующих по привычной жизни в самоизоляции.

В поисках средства от тоски и грусти несколько друзей в Москве объединились и устроили в Интернете «антихандрический флешмоб». Основав в социальных сетях сообщество «Изоизоляция», они предложили всем, кто скучает в четырёх стенах, включить смекалку и фантазию, собрать подручные средства и заняться созданием живых картин. Эта мысль привела в восторг, без преувеличения, всю страну. Люди кинулись изображать героев полотен.

Кто‑то тщательно подбирает интерьер и детали одежды, кто‑то подходит с юмором: одевшись в платье, как у васнецовской Алёнушки у воды, садится в ванну. Или изображает знаменитый «Крик» Эдварда Мунка с помощью гречки и туалетной бумаги, насмехаясь над потребительской коронавирусной истерией. А то и верещагинский «Апофеоз войны» при помощи пельменей вместо черепов.

Изоизоляция. Необычный способ борьбы с бездельем и пессимизмом - Изображение Фото: it.wikipedia.org, abitarearoma.it

«Это совершенно неожиданный источник радости и просто счастья, – делится своими впечатлениями в комментариях Марина Айдова. – Тысячи человек ежедневно публикуют свои анимированные копии живописных работ. Делают они это невероятно талантливо, креативно, с удивительной фантазией, самоиронией и юмором. Иногда хохочешь просто в голос. Это какой‑то потрясающий феномен!»

Правила игры просты. Картина должна быть создана исключительно в условиях домашней изоляции или хотя бы на приусадебном участке. На ней не должно быть много людей – администраторы сообщества поставили это условие из уважения к мерам, которые каждый из нас должен принять для борьбы с пандемией.

Страницу сообщества заполонили сотни серовских «Девочек с персиками», «Девушек с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера и «Дам с горностаем». Но надо отдать должное участникам флешмоба: подавляющее большинство выбирают менее известные полотна.

«Портрет Лидии Делекторской» Анри Матисса по версии белгородки Александры Токтарёвой «Портрет Лидии Делекторской» Анри Матисса по версии белгородки Александры Токтарёвой

На весь мир

«Господи, сколько же на свете креативнейших людей, бесстрашных, с потрясающим чувством юмора! Всё это невероятно позитивно! Спасибо, ребята! Творите! Ждём новых импровизаций!» – восторгается в комментариях Анастасия Лазаревская.

Увлечение живыми картинами захватило весь мир. За неполные две недели число участников движения «Изоизоляция» выросло до 470 тысяч. Ежедневно в Интернете появляется около 2000 новых произведений. На основателей сообщества неожиданно лёг гигантский труд. Они не спят ночами, просматривая всё это на соответствие условиям и публикуя в Интернете.

Одна из администраторов, москвичка Катерина Брудная-Челядинова, нашла время и дала мини-интервью «Белгородской правде».

— Что побудило вас и ваших друзей предложить людям столь необычный досуг?

— Сегодня всем очень не хватает позитива. Потому что в информационном потоке почти ничего нет, кроме трагических новостей про коронавирус. Читать это день за днём очень тяжело. А здесь, у нас в группе, можно не только улыбнуться работам, которые делают участники, но и придумать свои. Люди видят, что это не так сложно: не нужен особенный реквизит, в ход идёт смекалка. Есть возможность занять и «прокачать» свой мозг на карантине, в котором так легко начать стагнировать. Нам всем явно не хватает разнообразия досуга и эмоций.

— Как вы считаете, почему именно искусство стало в эти дни отдушиной для многих?

— Возможно, потому что тут всё сразу: можно и развлечься всей семьёй, и порыться в поисках «незаезженных» полотен на сайтах музеев, и открыть для себя новых художников, и получить кучу приятных комментариев от других пользователей. Самое главное, что это повышает всем настроение.

— Что пишут вам в отзывах?

— Нам пишут из разных стран, в том числе из особенно пострадавшей Италии, что группа помогает легче переживать текущую непростую ситуацию.

Картина художника Андрея Плотнова и версия этой картины в исполнении Владимира Половнёва Картина художника Андрея Плотнова и версия этой картины в исполнении Владимира Половнёва

И художники, и музейщики

В струю всеобщего нового увлечения влились и наши земляки. И простые белгородцы, и профессиональные художники. И даже целая организация – Белгородский художественный музей, коллектив которого использует работы из фондов музея. Ведь, как правило, ремейки делают на известные произведения или раскрученных авторов. Этим подпитывается слава всемирно известных музеев. Но их провинциальные собратья, такие как белгородский, тоже хранят очень много работ, которые заслуживают большего внимания. Отсюда естественное стремление это внимание заполучить.

Младший научный сотрудник отдела развития БГХМ Владимир Половнёв изобразил «Московский кремль зимой» Петра Оссовского из бутылок, пузырьков, коробок, луковиц. А себя – в образе Гагарина с картины Андрея Плотнова, которая тоже хранится в музее.

«Самоизоляция захлестнула весь мир, – констатирует Владимир. – И в этот период разобщённости, отдалённости от искусства возникло сетевое творчество «Изоизоляция» как возможность сохранить нашу генетическую тягу к прекрасному. Картина Андрея Плотнова «На Родине» обратила на себя внимание первой, потому как она и в нашей экспозиции одна из ярких. Как это часто бывает, весь реквизит пришёл на ум перед сном, в период засыпания, а поутру закипела работа. Самое сложное было подобрать замену шлему. Были примерены все миски, кастрюли и тазы в доме, но белый тазик победил в этом конкурсе. Дальше всё пошло как по маслу. Следующая загвоздка возникла на момент вхождения в образ. Ну нет у меня такой белозубой улыбки, как у Юрия Алексеевича! В итоге получилось что‑то между Гагариным и Леоновым, как отметили зрители. Следом за этой работой появились ещё две. Одна из них, правда, пошла в корзину, а вторая – «Московский Кремль зимой» – заняла достойное место в Сети. Радостно, что эта затея живёт и даёт массу положительных эмоций как творцу (а им может стать любой), так и зрителям. А юмор, как всем известно, залог здоровья как физического, так и психического. Чего всем и желаю».

«Я долго выбирала образ. Этот мне по характеру», – так белгородка Елена Ховхун прокомментировала воссозданную «Революционерку» советского живописца Михаила Божия.

Теперь у основателей сообщества «Изоизоляция» проблема: в их распоряжении сотни тысяч произведений, достойных внимания. Возможно, они решат издать их в виде альбома. Или календаря на 2021 год. Так нашим внукам и правнукам будет легче показать, как их предки пережили эти непростые дни.

«Делегатка» Георгия Ряжского и сотрудница БГХМ Людмила Булгакова «Делегатка» Георгия Ряжского и сотрудница БГХМ Людмила Булгакова

Искусство объединяет

Сегодня становится ясно, почему итальянцы, запертые дома карантином, сплотились через музыку и пение с балконов. Это естественно для страны, давшей миру Верди и Россини. В то же время такие же попытки провалились в других странах. В Нью-Йорке соседи кричали певцу на балконе ругательства, а в Германии грозили музыкантам вызвать полицию за нарушение общественного порядка.

Как вышло, что для России средством, объединяющим людей и вносящим радость в грустные дни самоизоляции, стало изобразительное искусство? Да и не только для России, но и для стран бывшего СССР: работы публикуют люди из Эстонии и Грузии, Молдавии и Латвии, Украины и Таджикистана.

Возможно, потому что в школе мы писали сочинения по картинам художников, учились внимательно рассматривать живопись.

Могли ли в своё время представить себе меценаты Третьяков и Щукин, как их благотворительная деятельность по поддержке художников повлияет на объединительный культурный код русскоязычного пространства?

Остаётся лишь позавидовать учёным, которые неизбежно будут пытаться объяснить феномен происходящего. У них появился превосходный материал для исследования. 

Мнение экспертов

Это тоже вирус

Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея Наталья Гончаренко:

«То, как возникло и за неделю разрослось до сотен тысяч участников сообщество «Изоизоляция», завораживает. Его стремительное развитие можно сравнить с распространением вируса, в положительном смысле. Стало видно, как могут самоорганизоваться наши люди (а это, главным образом, именно наши соотечественники из разных уголков мира) перед лицом, с одной стороны, глобальной проблемы, а с другой – большого количества внезапно освободившегося времени, которое хочется провести творчески и незабываемо, а не просто за сериалами».

Наталья Гончаренко Наталья Гончаренко / Фото: Владимир Юрченко

Подобных акций, посвящённых имитации классических картин, существует немало, достаточно вспомнить паблик «Сфоткай типа Рембрандт» в соцсети «ВКонтакте». И музейные работники не отстают, один из недавних примеров – директор музея этрусского искусства Вилла Джулия в Риме Валентино Ниццо. В период карантина они с женой изобразили скульптурную группу «Саркофаг супругов» VI века до н. э. из коллекции Виллы Джулия.

Забыть многие из предложенных «Изоизоляцией» образов действительно сложно. И, несомненно, когда время карантина подойдёт к концу, этот феномен станет предметом многих социокультурных работ.

Радует, что сотрудники Белгородского художественного музея первыми из российских музейщиков приняли участие в наполнении общей коллекции «шедевров». Причём часть «изображённых» произведений была именно из фондов БГХМ. О том, что это оказалось востребованным, можно судить по множеству одобрительных комментариев не только в адрес воплощённых сюжетов, но и в отношении самого музея.

Себя показать и других посмотреть

Преподаватель НИУ «БелГУ», социолог культуры Сергей Лебедев:

«Возможных и не исключено, что спорных объяснений этому феномену я вижу несколько. Одни лежат на поверхности, другие чуть глубже».

Сергей Лебедев Сергей Лебедев / Фото: Вадим Заблоцкий

На поверхности лежит то, что очевидно: у людей в нынешней полуэкстремальной ситуации появилось свободное время. Свободное от привычного режима дня. То, что пусто, требует заполнения.

Почему в качестве средства люди выбрали искусство – живопись, скульптуру? Это самый простой инструмент, доступный, лёгкий с точки зрения процесса потребления. Фильм нужно долго смотреть, на чтение текста и прослушивание музыки тоже требуется время. Когда нужно быстро что‑то до людей донести, проще всего показать им картину.

Обладая не меньшей, чем у других видов искусства, глубиной и выразительностью, живопись удобна своей высокой скоростью восприятия. Особенно в Интернете, в социальных сетях, где на нас валится огромный объём информации, которую нужно успеть осмыслить. В одной картине можно многое сказать: когда зритель смотрит на неё, ему многое ясно без слов.

Наконец, ещё один момент, возможно, спорный – это культурно-статусный аспект. Общаясь с людьми, человек хочет всегда подчеркнуть, что он не хуже других, а где‑то даже и лучше. Акция «Изоизоляция», в ходе которой люди с иронией копируют произведения искусства, – хороший способ самовыражения. Можно убить сразу нескольких зайцев: во‑первых, показать, что ты знаком с этим произведением, не чужд культуре. Во‑вторых, продемонстрировать через него свой внутренний мир. В‑третьих, это возможность бросить вызов другим: вот я, мол, такой‑то, а ты? Покажи, на что ты способен.

Это сильно оживляет коммуникации между людьми. Вносит элемент соревнования. В самом хорошем смысле, идеального, необидного соревнования, когда и сам можешь показать себя, и другие могут самовыразиться.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×