Жизнь без прикрас. История полувека сквозь объектив Игоря Гаврилова
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Впервые в Белгороде провёл мастер-класс советский и российский фотограф Игорь Гаврилов. Он привёз к нам свою фотовыставку «Пары».
Резонирующие друг с другом снимки рассказывают истории людей: пионера, знаменитой певицы, рабочих, студентов, ветеранов. Здесь жизнь, какая она есть – без прикрас.
Таким родился
В главном зале галереи имени В.А. Собровина – история полувека сквозь объектив известного фотографа.
«Всё начинается с самоуважения, – говорит о деле всей жизни автор выставки Игорь Гаврилов. – Я не позволяю себе уйти, пока не сделаю кадр, который понравится мне».
Так было с ним во всём и всегда. Нужный начальству кадр получался за считанные минуты, а дальше начиналось творчество. И тогда персонажи перед его объективом оставались собой: нарядными и непричёсанными, радостными и отчаянными – живыми, никаких постановочных зарисовок и натянутых улыбок.
Фотограф признаётся, что профессия сама выбрала его:
«Всё вышло чисто случайно. Скорее всего, я родился художником в душе».
Ещё 1970-м, оканчивая среднюю школу, Игорь Гаврилов победил во Всесоюзном конкурсе среди выпускников школ и без экзаменов поступил на факультет журналистики Московского государственного университета. А ещё, будучи студентом, он получил удостоверение фотокорреспондента журнала «Огонёк».
«В 1975 году меня пригласил любимый мной Дмитрий Бальтерманц в «Огонёк». Я стал фотографом самого главного журнала страны, – рассказывает Гаврилов. – Там я проработал 16 лет».
В конце 1980-х в качестве московского корреспондента он перешёл в американский «Тайм» («TIME»), там же его номинировали на звание «Лучший фотограф года».
С конца 90-х и по 2010 год Гаврилов работал в немецком журнале «Фокус» («FOCUS»), снимал в России и СНГ. По приглашению калифорнийского университета после очередной победы в конкурсе проводил мастер-классы по фоторепортажу для студентов. А после возвращения в Россию работал в «Обозревателе».
«Золотые годы – прекрасный журнал и прекрасный коллектив», – подчёркивает фотограф.
Его творческая география охватывает больше 50 стран мира.
Сила правды
Романтическая, казалось бы, профессия фотожурналиста превращается в тяжёлый труд не только физический, но и душевный: репортажи из горячих точек, снимки взорвавшегося реактора Чернобыльской АЭС, фотографии страдающих жителей Грузии на следующий день после страшного землетрясения.
«Ты не живёшь нормальной жизнью, – признаётся автор. – Фотографируешь везде. Ты ищешь правду жизни и стараешься её уловить не только для сегодняшнего зрителя, но и для истории».
На открытие выставки и мастер-класс мэтра репортажной фотографии пришли его белгородские коллеги.
«Многого, что есть сегодня, завтра уже не будет», – с сожалением говорит Игорь Гаврилов своим коллегам.
Он буквально призывает каждого выходить и творить: начинать с малого, но запечатлевать истину, которая окружает нас и растворяется во времени.
«Ты словно погружаешься в атмосферу, созданную фотографией, – рассказала о своих ощущениях от работ Гаврилова участница фотоклуба «Перспектива» Алиса Кравченко. – Ощущение, что ты подглядываешь за чужой жизнью. Чувствуется необъяснимая магическая сила».
Показывая снимки из своего архива, который, кажется, не имеет конца, автор однозначно заявляет:
«Можно всё! Как угодно. Каждое категорическое утверждение противоречит творчеству».
Фотографируйте как чувствуете, избегайте банальностей, ищите новые пути, прислушивайтесь к своему чутью, делайте больше и не останавливайтесь – главные уроки мастера, посвятившего своему делу больше 50 лет жизни.
Не упустите возможность рассмотреть культовые работы Игоря Гаврилова в галерее фотоискусства имени В.А. Собровина – выставка продлится до конца марта. На снимках вы увидите советское прошлое и российское настоящее, личности и характеры, а может быть, найдёте и себя.