Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 марта 2020,  16:23

Кичка, кокош, сорока. Зачем волоконовский педагог делает кукол из теста

Кичка, кокош, сорока. Зачем волоконовский педагог делает кукол из тестаЕлена ПышнаяФото: Анна Емельянова
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Учитель технологии школы № 1 Елена Пышная родилась, выросла и живёт в Волоконовке.

«Наш посёлок тихий и чистый. У нас река Оскол красивая, люди на байдарках катаются. Здесь мы – учителя – знаем родителей, бабушек и дедушек наших учеников. Наши дети всегда здороваются на улице! Здесь уютно и по‑домашнему», – объяснила свою любовь к малой родине Елена Владимировна.

Для наглядности

Может быть, именно это чувство родства с другими жителями Волоконовки не позволяет Елене Пышной относиться к работе формально. На своих уроках педагог нашла новый подход к детям, который захватил и её саму, и ребят.

«Я обучаю школьников не только технологии, но и белгородоведению. И когда мы изучаем народные костюмы, мне удобнее не рассказывать о них, а показывать. Через куклу можно детям донести, как одевались раньше. Ведь сшить или где‑то ещё найти и показать им старинный наряд сложно, а ребёнок должен его потрогать, чтобы лучше запомнить, – считает Елена Владимировна. – Вот для наглядности я и начала потихонечку делать кукол в народных костюмах».

Как учителю технологии Елене Владимировне приходилось с детьми заниматься разными видами творчества, и семь лет назад она случайно вычитала в книге о лепке из солёного теста. Попробовала сделать статуэтку из него – и получилось отлично.

«Солёное тесто – ну очень удобный и пластичный материал. Глина с ним не сравнится, к тому же её нужно запекать, а у нас нет печи для этого. И детям тесто несравненно удобнее – ничего не нужно специально покупать. Материал для творчества всегда можно приготовить на своей кухне в любом количестве. К тому же потом тесто может храниться в холодильнике и две, и три недели», – говорит педагог.

Соль, мука, обойный клей

Сначала делается тестовая основа: одна часть очень мелкой соли, две части муки и вода. Всё вымешивается. По своему рецепту Елена Владимировна добавляет ещё обойный клей, чтобы тесто было поплотнее.

Мастерица лепит стандартное кукольное тело и только потом добавляет наряд. Когда заготовка хорошо просыхает, учитель и дети начинают с ней работать в зависимости от изучаемого костюма.

Сушатся модели на подоконнике, и тесто при этом не трескается. Даже отопление под подоконником не мешает. С учётом добавления всё новых деталей куколки сохнут около двух с половиной недель.

«Дети расписывают игрушку любыми красками, которые у них есть, а я обычно приношу акриловые и добавляю недостающие штрихи, – рассказывает Елена Владимировна. – Следующий этап – лакировка, после которой готовое изделие может храниться очень долго, главное – чтобы оно не соприкасалось с водой».

Пятьдесят нарядов

Идея об изготовлении фигурок для уроков быстро переросла в любимое хобби. Елена Владимировна признаётся, что просто «заболела» своими куклами.

«Начинала я с простеньких шаблонных работ, но со временем набралась опыта и стала придумывать свои произведения. А потом настолько увлеклась, что начала из солёного теста и другие поделки мастерить», – признаётся учитель.

Сейчас Елена Владимировна лепит и выпуклые картины, и сувениры к праздникам, и разные декоративные фигурки. Но основная страсть всё же – куклы.

Их точное количество Пышная подсчитать не берётся, так как эта цифра не постоянна: одни работы она дарит, и их место со временем занимают новые. Сейчас у неё два десятка кукол. Коллекция хранится в школе, так как фигурки используются на уроках. А за время своего увлечения педагог создала уже более полусотни таких игрушек.

«Наряды я не придумываю, ведь каждая деталь и бусинка должны быть к месту. Я ищу в Интернете и книгах информацию о народных костюмах. Мне такие поиски не в тягость. Это, наоборот, очень интересно. В музеях я фотографирую костюмы, прикасаюсь, если можно. На курсах повышения квалификации в Белгороде как‑то была, так к нам женщины приходили выступать в народных костюмах, я ходила за ними и трогала наряды», – улыбается педагог.

Кичка, кокош, сорока. Зачем волоконовский педагог делает кукол из теста - Изображение Фото: Анна Емельянова

Целая история

Среди кукол Елены Владимировны всего две в мужских костюмах, так как наряды сильного пола в разных частях страны не слишком разнились, остальные – в женских.

«Наш белгородский костюм очень колоритный. Изучай – не изучишь! Например, только у нас да в соседних Курском и Воронежском регионах мужчины ходили в вышитых рубахах, – рассказывает она. – Ещё у нас часто встречается чёрный цвет – рубахи с чёрноузорной вышивкой. Думаю, это символизирует плодородный чернозём».

В девичьем наряде белгородская крестьянка носила косу, а когда выходила замуж, то надевала платок и сороку. Сорока – это вышитый золотой нитью блестящий головной убор. В нём же молодая жена ходила во время свадьбы.

«А, к примеру, рязанские женщины носили рогатую кичку, – продолжает учитель. – Это слово означает утку. Кстати, многие головные уборы на Руси носили «птичьи» названия: сорока, кичка, кокошник (кокош – петух)».

Любимого наряда из какого‑то региона у мастерицы нет. По её мнению, все они хороши:

«Смотришь и не можешь насмотреться! Как можно не любоваться северными нарядами, когда они все в жемчугах? Чтобы расшить такой наряд, специально приглашали белошвеек, и они работали месяцами. Так можно взять любую куклу и рассказывать про неё целый урок. Это же не просто одежда, а целая история: как шили, как надевали, как косы заплетали».

Елена Владимировна считает, что её коллекция ещё далека от завершения, ведь в каждом регионе нашей большой страны был свой наряд. При этом рукодельница уже думает и об изготовлении кукол в костюмах других стран и эпох, так что любимой работы хватит ещё на годы.


В тему

Рогатая кичка

Одна из самых интересных деталей народного костюма – головной убор. Чаще всего основой убора была кичка – простёганный в несколько слоев холст, которому придана определённая форма. Бывали кички лопато-
образные, копытообразные, в виде обруча и рогатые.

Рогатая кичка в виде Луны показывала связь женщины с языческой Макошью, Великой Богиней Судьбы, которая, как верили древние славяне, воплощала в себе всю силу женской энергии. Женская сила под знаком Луны, мужская – под знаком Солнца. Так славяне понимали взаимодействие двух энергий – мужской и женской. Самым мощным свойством Макоши являлось, по мнению предков, то, что именно она определяла Судьбу человека. Это Богиня Судьбы, Небесная Пряха. Ей помогают Доля и Недоля. Ношение кички имело не утилитарный смысл, а ритуальный.

Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую. В форме рогов головной убор дожил до XX века в костюмах некоторых районов Рязанской и Тамбовской губерний, а в видоизменённом – по всему югу России. Рога замаскировали мягкими чехлами – сороками – и твёрдыми шапочками-кокошниками.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×