Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 мая 2019,  10:25
 Сергей Бережной, секретарь Союза писателей России 198

Вернули из небытия

Белгородские поисковики установили имена и судьбу без вести пропавшего экипажа бомбардировщика

Вернули из небытия
  • Сергей Бережной, секретарь Союза писателей России

В 1943 году в небе над сегодняшним Яковлевским городским округом украинец, русский и татарин сделали в горящем самолёте единственный для себя выбор. А в наши дни на склоне холма между селом Высокое и опушкой Гринёва леса Яковлевское лес­ничество и Бутовская сельская администрация установили поминальный крест и памятную доску на гранитном валуне.

Неравный бой

Так увековечили память о подвиге экипажа Пе-2 из 854-го бомбардировочного авиаполка 293-й бомбардировочной авиадивизии 1-го бомбардировочного авиакорпуса. Состав экипажа: командир звена лейтенант Евгений Данилович Жижко (награждён орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды), штурман лейтенант Александр Пантелеевич Степанов (награждён орденом Красной Звезды), стрелок-радист старшина Ахмет Тимербулатов (награждён орденом Отечественной войны II степени и медалью «За отвагу»).

Они погибли здесь 5 июля 1943 года в 13 часов 45 минут, направив горящую «пешку» в скопление вражеской техники.

В тот день эскадрилья капитана Разумейчика в составе девяти ­Пе-2 вылетела бомбить рвущийся к селу Черкасскому немецкий 48-й танковый корпус. Едва отбомбились, как были атакованы полусотней «мессершмиттов». После неравного боя с фашистскими истребителями из девяти бомбардировщиков на свой аэродром вернулось только два.

Единственный выбор

«Пешку» лейтенанта Жижко подбили над селом Бутово. Был выбор: с разворотом попытаться перевалить за линию фронта, выпрыгнуть с парашютом с почти неизбежным попаданием в плен или наземный таран – в логу перед Высоким изготовилась к атаке бронетехника. Не развернулись, не выпрыгнули, по­шли на таран, сделав единственный для себя выбор. Им было едва за двадцать.

«Мессеры» пытались сбить бомбардировщик ещё на подлёте к логу, заставить отвернуть его в сторону, но тот упрямо шёл к цели. Он не падал – он тянул из последних сил, он сражался. Увидев пикирующую на них горящую «пешку», немцы бросились врассыпную. За мгновение до касания с землёй самолёт качнул крыльями, словно прощаясь.

Останки бомбардировщика нашли поисковики из историко-поискового клуба «Огненная дуга». Им помогли местные жители – показали примерное место гибели лётчиков. Работали под контролем местного егеря Юрия Плотникова и лесника Алексея Кренёва – те следили, чтобы дернину поисковики снимали аккуратно, а после яму засыпали, заровняли.

По номеру на двигателе установили самолёт, а потом и экипаж. Вернули из небытия – ведь столько лет они значились без вести пропавшими.

Нас не разделить

Вроде бы поиск окончен, но ко Дню Победы работники Яковлевского лесничества решили на месте гибели экипажа бомбардировщика установить поклонный крест. Хранители леса оказались ещё и хранителями памяти.

Расчистили место, высадили деревца, установили валун с памятной доской, а восьмого мая установили крест. День рабочий, потому народу собралось не то, чтобы много, но по горсточке отовсюду. Приехали телевизионщики из ГТРК «Белгород», глава Бутовской администрации Мария Плотникова, главный лесничий Андрей Ерёмин, главный инспектор лесничества Александр Бабакин, Алексей Кренёв, Юрий Плотников, их коллеги, местные жители, представители областных отделений Союза писателей, Союза десантников и «Боевого братства», другие неравнодушные люди из Белгорода. Положили цветы, поклонились, помолчали.

Пройдёт время, встанет вокруг этой поляны дубрава, и только поклонный крест да гранитный камень будут напоминанием поколениям о цене Победы. И символично, что Жижко, Степанов и Тимербулатов не просто украинец, русский и татарин, а это и есть единый советский народ. Что небо – одно на всех, земля тоже одна на всех и страна была одна на всех по имени Советский Союз. Да мы и остались по‑прежнему вместе несмотря ни на что. Не разделить нас, нашу память, наш вечный долг перед ними.


Справка

Пе-2 советский пикирующий бомбардировщик, созданный под руководством авиаконструктора Владимира Петлякова. Эта боевая машина (прозвище «пешка») стала самым массовым пикирующим бомбардировщиком, разработанным в СССР. Нормальной считалась бомбовая нагрузка в 600 кг, максимально – до 1000 кг. Максимальная скорость – 540 километров в час, дальность полёта – 1200 километров.

Пе-2 был принят на вооружение в 1940 году, его серийное производство продолжалось до 1945 года, за этот период было выпущено более 11 тыс. машин. Эти пикировщики применялись на фронте с самых первых дней Великой Отечественной войны.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×