Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 мая 2019,  09:33

У каждого ребёнка должны быть родители и свой дом

Почему в Белгородской области большинство сирот живут в приёмных семьях

У каждого ребёнка должны быть родители и свой дом
  • Белгородская правда

В Белгородской области проживает 2 982 ребёнка-сироты и ребёнка, оставшегося без попечения родителей, из них 2 728 детей воспитываются в замещающих семьях.

У нас, кстати, один из самых низких показателей удельного веса сирот в общей численности детского населения. На 1 мая 2019 года этот показатель составил 1 %. Сегодня мы расскажем о том, кто окружает брошенных детей заботой и любовью, защищает их права и находит им настоящих мам и пап.

Я всегда в ответе за своих подопечных

В посёлке Разумное, на улице 78-й Гвардейской дивизии, утопает в густой весенней листве красивое двух-
этажное здание. Это частное учреждение «Разуменский дом детства», учредителем которого является ОАО «Завод ЖБК-1». Сейчас в доме детства 31 воспитанник. Младшему 5 лет, а старшему – 19.

Дети верят в байки

«У нас живут и выпускники. Потому что в некоторых средних профессиональных учебных заведениях, куда они поступили, нет своего общежития или свободных комнат. А по закону я имею право до 23 лет содержать наших выпускников», – пояснил директор Андрей Негомодзянов. Он уже 19 лет руководит «Разуменским домом детства».

— Но ведь каждому совершеннолетнему сироте по закону положена жилплощадь. Почему они не живут в своих квартирах?

— Квартиры у них есть, вот только бывают случаи, когда жить в них таким детям ещё рано. Далеко не каждый из наших выпускников может оплачивать расходы на содержание жилья. Кто‑то учится, а на стипендию особо не разгуляешься. А кто‑то ещё морально не готов к самостоятельной жизни. Не так давно, к примеру, мы отказались от двух квартир для наших воспитанниц и оставили их жить пока у нас. Девчонки, конечно же, получат своё жильё, но тогда, когда мы поймём, что они готовы жить самостоятельно.

— Андрей Геннадьевич, а вам не кажется, что оттягивать самостоятельную жизнь для своих воспитанников – это не совсем правильно? Так ведь ребёнок ничему и не научится.

— Но и отпускать в свободное плавание детей, которые во многом ещё не приспособлены к самостоятельной жизни – не самый лучший способ. У нас есть дети, которые продолжают общаться со своими лишёнными прав родителями. И когда дети, достигнув совершеннолетия, получают жильё, в их квартире поселяются бросившие их в своё время родственнички. Дети, как правило, наивны и верят в байки о том, что мама или папа всегда продолжали их любить, а в детский дом сдали лишь из‑за финансовых трудностей. А что не приходили навещать за все восемнадцать лет, так это якобы по болезни ног. Бывали случаи, когда вот из‑за таких приживал дети лишались своего единственного жилья.

Обычные ребятишки

Дети-сироты делятся на три категории. В первую входят дети старше 10 лет (малышей, в основном, забирают в приёмные семьи). Во вторую – дети, у которых есть братья и сёстры. А в третьей детишки с ограничением здоровья и инвалидностью.

«Сейчас в нашем учреждении четыре семьи из трёх человек – братья и сёстры, – рассказывает директор Негомодзянов. – Мы, кстати, единственные в области, кто принимает детей с умственным отставанием, инвалидностью и заболеваниями».

Живёт в доме детства мальчик с редким генетическим заболеванием. Умный и общительный. Но из‑за врождённого заболевания он никому из приёмных родителей не нужен.

«Его пять раз смотрели по так называемому гостевому режиму и пять раз отказывались. К счастью, у него наконец‑то появилась наставница. Девушка берёт мальчишку к себе на выходные и праздники. Они общаются. Может быть, она и не станет для него приёмной мамой, но постарается помочь малышу взрослеть», – говорит Андрей Геннадьевич.

— А дети учатся в обычной школе или ходят в специальную?

— В обычной средней школе.

— Как к ним семейные одноклассники относятся?

— Да никакого разделения нет. Обычные ребятишки. Был, правда, случай, когда наш воспитанник разбил стекло в школьном кабинете. Пришла ко мне завуч с претензией. Я её выслушал и дал почитать личное дело этого мальчишки. Конфликт был исчерпан.

— И что же там было написано?

— Когда он родился, его мать закопала в огороде и, чтобы не слышать криков, накрыла могилу кусками шифера. Только через два дня соседи услышали стоны новорождённого и откопали. Вот так началась жизнь этого мальчишки.

Красный уровень проблем

Основная проблема, по словам Андрея Геннадьевича, начинается тогда, когда их выпускники уходят во взрослую жизнь. А тем более, когда у них рождаются дети.

«Не секрет, что в подавляющем большинстве случаев дети рождаются без отцов. Но я говорю своим воспитанницам, чтобы не делали аборты – не губили души. Я прошу их дать нам внуков, а мы, в свою очередь, поможем поднять их на ноги».

У 52 выпускников «Разуменского дома детства» родились 33 ребёнка – их называют «внуки Негомодзянова».

«Слава Богу, ни один из них не оказался в детском доме, – с гордостью подчеркнул Андрей Геннадьевич. – В этом и наша заслуга. Мы на протяжении многих лет интересуемся жизнью наших бывших подопечных и помогаем им».

В «Разуменском доме детства» реализован проект сопровождения выпускников. Он состоит из трёх уровней: красный – у выпускника есть проблемы в самостоятельной жизни. Жёлтый – у выпускника могут возникнуть проблемы. И белый уровень – у выпускника всё наладилось, но раз в полгода социальный педагог дома детства осведомляется о состоянии его семьи.

«Тем выпускникам, кто подпадает под красный уровень, мы раз в месяц привозим продуктовые наборы (крупы, рыбу, птицу, молочные продукты), которые нам выделяет администрация ЖБК-1. Плюс к этому, пока ребёнку выпускницы не исполнится три года, завод ежемесячно перечисляет на карту мамы 3 тыс. рублей, – рассказывает Андрей Негомодзянов. – Отмечу, что это помощь не нашим выпускникам, а их детям. То есть нашим внукам. И таких у нас пять семей. Они не маргиналы, просто им не хватает дохода на полноценное содержание детишек».

Кстати, с 14 лет, на время летних каникул, воспитанников дома детства устраивают на ЖБК-1. Там они овладевают профессией, получают зарплату и учатся распоряжаться деньгами. Это, кстати, по словам директора, серьёзная проблема для всех детдомовцев.

«Что первым делом захочет купить подросток? Какой‑нибудь гаджет. В принципе, я не против, но стараюсь объяснить ребёнку, что все эти новомодные игрушки – лишь временно. Главное – приобрести такую вещь, которая пригодится тебе во взрослой жизни. То же самое говорю и спонсорам, которые на праздники стараются подарить нашим воспитанникам планшеты или смартфоны. Я всегда предлагаю им купить для детей нужные им во взрослой жизни вещи: постельное бельё, посуду, кухонную утварь, предметы мебели».

На лицевых счетах некоторых выпускников, которые получали государственную пенсию по потере кормильца и инвалидности, накапливаются крупные суммы.

«В 18 лет наш воспитанник приходит в банк и снимает все деньги. Что потом происходит, страшно даже предположить, – сокрушается Андрей Геннадьевич. – В лучшем случае, ребёнок остаётся без средств. В худшем – может лишиться жизни. Много нечистых на руку и жадных до чужих денег людей. Чтобы хоть как‑то оградить детей от этого риска, я как директор учреждения открываю именной счёт на каждого своего воспитанника и по договору первым узнаю, когда и какую сумму он снял по достижении 18 лет. Я, может быть, и не смогу переубедить ребёнка не тратить большую сумму. Но хотя бы проконтролирую, чтобы с ним не случилось беды. Я всегда в ответе за своих подопечных».


Школа приёмных родителей

Мы серьёзно работаем над тем, чтобы жители Белгородчины позитивно воспринимали институт семейного устройства детей-сирот», – рассказывает директор «Белгородского областного ресурсно-консультационного центра по работе с семьёй и детьми» Ирина Агаркова.

— А в чём заключается работа центра?

— Одно из важных направлений – «Школа приёмных родителей». Дело в том, что люди, желающие принять ребёнка в свою семью, чаще всего даже не предполагают, какие изменения ждут их, с какими трудностями им придётся столкнуться, как подготовить свой дом и оформить документы. Даже если в семье есть успешный опыт воспитания своих детей, надо помнить, что у детей-сирот нет положительного опыта проживания в семье. А для того чтобы приёмные родители смогли заменить ребёнку утраченную семью, одного их желания мало. Нужна помощь специалистов. Получить её можно в школе приёмных родителей.

Такие школы действуют в России с 2000 года. А с 2012 года обучение в них стало обязательным для всех, кто собирается взять ребёнка на воспитание. Школы организованы в каждом муниципальном образовании области при органах социальной защиты населения.

— Что входит в программу обучения?

— Программа рассчитана на 66 часов, большая часть из которых отводится практическим занятиям – это тренинги, ролевые игры, дискуссии. Потенциальных приёмных родителей знакомят с юридическими нюансами оформления семейного устройства, с их правами и обязанностями, с основами детской психологии, особенностями состояния здоровья детей из интернатных учреждений. Занятия проводят психологи, педагоги, медицинские работники, специалисты органов опеки, а также приёмные родители с положительным опытом воспитания детей.

Занятия в школе приёмных родителей проводятся в очной или очно-заочной форме. А после успешно сданного итогового экзамена выпускники получают свидетельство о прохождении подготовки, которое необходимо при оформлении усыновления, опекунства (попечительства), приёмной семьи.

— Ирина Николаевна, а не останутся ли приёмные родители один на один с возможно возникшими проблемами после усыновления ребёнка?

— Нет. Приёмные родители всегда могут обратиться за консультацией к специалисту, задать вопрос или прийти на встречи Клуба приёмных родителей.


Пособия и субвенции

О том, как государство помогает детям-сиротам и замещающим родителям, рассказывает заместитель начальника областного управления социальной защиты населения Елена Савина.

«Федеральным законодательством одному из усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей при передаче детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью предусмотрена выплата единовременного пособия, размер которого в настоящее время составляет 17 479,73 руб. В случае усыновления ребёнка-инвалида, рёбенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сёстрами, пособие выплачивается в повышенном размере: 133 559,36 руб.».

Правительство Белгородской области поддерживает все формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Социальным кодексом на содержание каждого ребёнка, воспитывающегося в семье опекунов (попечителей), приёмной семье, ежемесячно производятся выплаты в размере, равном величине прожиточного минимума на детей, который с 1 апреля текущего года составляет 8 474 руб.

Приёмным родителям устанавливается вознаграждение в размере 6 200 руб. в месяц на первого ребёнка, взятого на воспитание в семью, и увеличивается на 20 % в месяц от установленной суммы на каждого последующего ребёнка, взятого на воспитание в семью. Родителям, воспитывающим детей в сельской местности, дополнительно начисляется 25 % от суммы ежемесячного вознаграждения. Приёмным детям до 3 лет и детям-инвалидам до 16 лет положено дополнительно 200 рублей в месяц.

Кроме того, приёмным семьям предоставляется льгота в размере 50 % при оплате коммунальных услуг, топлива, газа, телефона; им оказывается помощь в ремонте помещений и приобретении бытовой техники.

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства ребёнка на воспитание в семью, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребёнком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Все права и обязанности усыновлённого ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.

С 2005 года приняты дополнительные меры поддержки граждан, усыновивших детей. Усыновителям ежемесячно выплачиваются пособия на каждого усыновленного ребёнка до 18 лет (учащегося очной формы обучения образовательных учреждений высшего или среднего профессионального образования – до 23 лет). В 2019 году размер пособия составляет 9 393 руб.

Дети, в отношении которых родители лишены родительских прав, получают от родителей алименты на содержание.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, у которых есть жилые помещения, получают 500 рублей на оплату коммунальных услуг и содержание этого жилья. Также из областного бюджета выделяются субвенции на ремонт такого жилья. В прошлом году, к примеру, отремонтировали 17 жилых помещений. В этом году в бюджет уже заложены деньги на ремонт ещё 17 помещений.


Кто нарушает права детей

«В нашей области достаточно строго относятся к вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. Службы и ведомства помогают им, а если на местном уровне не получается решить ту или иную проблему, то подключаются к её решению областные ведомства, а также, безусловно, и я», – говорит уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области Галина Пятых.

— Часто ли обращаются к вам за защитой прав детей-сирот?

— Такие обращения редки. В основном это не жалобы на нарушения прав, хотя были и такие, а вопросы, связанные с поддержкой детей: юридической, психологической, социальной.

— Рассматривались ли в судах иски в защиту прав сирот?

— За последние три года суды не привлекали уполномоченного в качестве третьего лица по спорам данной категории.

— А кто чаще всего нарушает права сирот?

— Права детей нарушают сами их родители. Ведь они, ведя аморальный образ жизни, употребляя алкоголь и наркотики, нарушили право детей жить и воспитываться в семье. А те, кто лишён родительских прав, не трудоустраивается из‑за ведения маргинального образа жизни и не платит детям алиментов, нарушают их право на содержание.

Статья 38 Конституции Российской Федерации гласит, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». У каждого ребёнка должны быть родители и свой дом. А семейное воспитание помогает детям решить многие проблемы.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×