Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 мая 2019,  11:48

Просто тронули душу. Мистические пейзажи Сергея Бастаджяна

Просто тронули душу. Мистические пейзажи Сергея БастаджянаФото: Владимир Юрченко

В выставочном зале «Родина» открылась персональная выставка Сергея Бастаджяна. Представлены работы последних двух лет. Сотрудники «Родины» называют картины художника мистическими пейзажами. И в этом есть своя правда. Подёрнутые дымкой мистицизма, они уводят зрителя в какой‑то совершенно другой мир сна и фантазии.

Есть, что сказать

Сергей Бастаджян родился в Горячем Ключе Краснодарского края, а в Белгород переехал в 1989 году. Художественное образование не получал, но рисовать любит с детства.

«Раньше в основном использовал карандаш, ручку. Масло началось где‑то в 2014 году. До этого были редкие пробы. Мне всегда нравилось масло. Но я боялся, мне оно казалось сложным. По мере знакомства я понял, какой это чудесный материал. Он прощает ошибки. В графике, акварели переделать что‑либо сложно, а здесь это возможно», – рассказывает Сергей.

Первая его персональная выставка, которая прошла в «Родине» два года назад, имела большой успех. Работы автора показались интересными белгородскому зрителю и получили много положительных отзывов.

«Многие художники в мировом изобразительном искусстве не имели образования. Взять знаменитейшего Руссо. Его все называли таможенником. Потому что он до 60 лет работал в таможне, а потом решил стать художником. Но ему было что сказать. Иногда образование необязательно. Есть те, кто имеет два образования, но им нечего сказать, нет ничего внутри. Главное – знать, что ты хочешь сказать. Меня Сергей приятно удивил. Всегда интересно смотреть на работы художника, когда он их представляет цельно, как какой‑то образ. В данном случае это великолепно получилось. Не скажу, что я прямой поклонник его таланта. Но некоторые работы просто тронули душу. Это бывает тогда, когда художник искренен. Это творчество, которое, наверное, у каждого вызовет свой интерес», – оценил новую выставку председатель Белгородского отделения Союза художников России Станислав Дымов.

Просто тронули душу. Мистические пейзажи Сергея Бастаджяна - Изображение Фото: Владимир Юрченко

В последнее время Бастаджян участвовал в нескольких выставках и конкурсах, в том числе в США. А на выставке «Russian Art Week», которая прошла в апреле этого года, его работа «Река» завоевала первое место в номинации «Актуальное искусство». Она стала заглавной картиной выставки в «Родине».

«Хотел написать лес. Задумывались тёмный фон и подсвеченные луной ели. Но получились тёмные ели и светлый фон, а отражение этих елей в реке превратилось в полосу», – рассказал художник.

К каждой своей работе он пишет небольшой текст, который помогает зрителю лучше понять задумку автора. «Река» получила такое описание:

«Я хочу, чтобы на моей груди росла ель, когда меня не станет. Память обо мне будет размываться, а она – только набирать силу. Я растворюсь, впитанный нетерпеливыми молодыми корнями. Долго живут эти исполины, сотни лет. Бесконечные годы раздумий и созерцания. Хочу расти вдали от людей, на берегу северной реки. Пить холодную, чистую воду и говорить с ней. Река много знает. Знает от неба, впитавшего всю мудрость веков и пролившую её дождями. Поют реке свои песни и родники, пробившиеся через земную память. О самом сокровенном мне расскажет утренний туман, чистый и непорочный, каждый раз удивительным образом обнуляющий прошедший день. Аккуратно ляжет на мои мохнатые еловые лапы, обнажив их бирюзовую глубину».

Просто тронули душу. Мистические пейзажи Сергея Бастаджяна - Изображение Фото: Владимир Юрченко

Бесконечный эксперимент

Сам Сергей затрудняется с определением направления, в котором он работает. Хотя белгородский авангардист Владимир Пронькин смело относит его полотна к сюрреализму.

«Концепция выставки родилась, когда все эти работы выстроились в ряд. Их нужно было как‑то объединить, и спасибо моему куратору, которая усмотрела это название – «Идеальное место». Мне оно тоже показалось удачным. Любой творец всегда пишет о себе и рассказывает про себя, просто через разную призму. Так и здесь. Я делал то, что я хотел, писал не конкретные предметы, а больше обращался к образам, чувствам. Идеальное место – это то, что всё это объединило. Это мой внутренний мир», – отметил Бастаджян.

Художника привлекают тёмные цвета. Особенно он любит «таинственный и напряжённый» индиго. Признаётся, что в большинстве случаев, когда подходит к холсту, то ещё не знает, что на нём будет изображено.

«В последнее время работаю кистью минимально. Больше мастихин (специальный инструмент, использующийся в масляной живописи. – А.К.), тряпки, пальцы… Кисти использую строительные, большие. Щупаю, щупаю, ищу что‑то своё. Мне кажется, это самый правильный подход. Сейчас живопись для меня – не основное занятие. Но я постепенно подвожу свою жизнь к тому, чтобы полностью посвятить себя рисованию. Не хочется уже тратить время на то, что не твоё, – отмечает художник».

Он не боится открыть для людей свой внутренний мир. Поэтому картины, в которых каждый зритель найдёт что‑то своё, одновременно становятся откровениями. Такова, например, работа «Облако», которую Бастаджян характеризует так:

«Я громкий. Громко говорю, громко жую, громко слушаю музыку, выкручивая звук на максимум. Никогда не пишу в тишине, громко думаю. Мне нравится, когда бушуют звуки. Я растворяюсь в них, становлюсь невидимым. Громким я считаю шум, в котором не слышу собственный голос. Люблю разный: низко летящий самолёт, грохот концерта, шум дикого ливня с грозой, водопад… Много всего. Но самый любимый – шум промышленных машин в цехе огромного завода. Он завораживает своей мощью, лязгающей, стучащей, звенящей сталью симфонией. Когда закладывает уши, я могу по‑настоящему громко думать и мечтать, впрыскивая адреналин в кровь ровными, ритмичными дозами, словно форсунки в прожорливые котлы двигателя. Я всегда громче окружающего мира, и те редкие моменты, когда он перекрикивает, делают меня счастливым».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×