Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 апреля 2019,  14:42

Жизнь на улице – это насилие. Как помочь детям, у которых отобрали будущее

Жизнь на улице – это насилие. Как помочь детям, у которых отобрали будущееФото: НИУ БелГУ
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Ксавье Эммануэлли, президент организации «Врачи без границ», удостоенной Нобелевской премии мира, до визита в Белгород не бывал в российских регионах, а посещал лишь Москву и Санкт-Петербург.

Врач-анестезиолог и реаниматолог, которого российский коллега Леонид Рошаль называет «великим гуманистом», в 1990-х основал в Париже SAMU social International – Скорую социальную помощь. Теперь она работает по всему миру, в том числе в Москве, помогая тем, кто лишён крова и живёт на улице. С лекцией «Дети улиц» Ксавье Эммануэлли выступил перед студентами НИУ «БелГУ». Вот что думает о детях улиц знаменитый врач, социолог и гуманист.

Дети улиц и дети-солдаты

«Нет ни одного крупного города в мире, который бы не сталкивался с проблемой детей улиц. Даже Москва, даже Париж, то же самое в Лондоне, Нью-Йорке… Это не обязательно маленькие дети, это могут быть подростки. Никто не может назвать их количество».

У нас есть ещё определение дети на улице. Это те, кто ещё сохраняет какие‑то отношения с родными. Например, если вы пройдёте по некоторым улицам Парижа, то увидите матерей с детьми, которые просят милостыню, в основном они приезжают из Румынии. Это, конечно, запрещено, но ничего не поделать. Также есть дети, которые бродяжничают с семьёй.

Существует и такое страшное явление, как дети-солдаты. Примерное их количество называют в 200 тысяч человек, но, вероятно, их значительно больше. Они не носят форму, но у них есть оружие. Те, кто ими управляет, отправляют их на бойню. Тех, кто их рекрутирует, заставляют убивать семьи этих детей, чтобы им некуда было вернуться.

Около половины бойцов – это девушки. Это в буквальном смысле рабыни для ведения хозяйства и для ведения войны и, возможно, что это ещё и сексуальное рабство. ООН осуждает это явление. Но поскольку для детей это единственная зацепка и ориентир в жизни, они привязываются к своему хозяину и не могут его покинуть. Это есть стокгольмский синдром.

Ужасающая свобода

«Почему же существуют дети улиц? Первая и основная проблема – урбанизация. Сейчас две трети населения планеты проживают в городах и пригородах, и это привело к большим изменениям в образе их жизни, восприятии окружающего мира. Вы понимаете, что восприятие времени для крестьянина – это смена времён года. А в городе какое‑то линейное время: мы живём согласно закону, и нет каких‑то больших изменений в восприятии окружающей среды. И люди теряются в этих изменениях современного мира. С этим связана миграция, эволюция нравов, конфликты. Всё общее, но каждый ребёнок по‑своему переживает это».

Что касается детей-исключений, там времени не существует: ничего не происходит, нет никаких событий, никаких встреч. Поскольку время повторяется, они находятся в каком‑то постоянном настоящем. Они делают одно и то же каждый день и у них совершенно никаких планов на будущее. Для них будущего не существует.

Возникают у них и проблемы с пространством. Улица – это не пространство. Они не знают город, а знают лишь его кусочек, где и проживают. Часто мы видим этих детей под арками, под мостами. Это ужасающая свобода. Жизнь на улице – это насилие.

По законам стаи

«Если ребёнок остаётся на улице один, он умирает. Они могут жить только определённой группировкой. Они похожи друг на друга. И они знают, что единственная защита для них – это защита группы. В такой группе дети улицы чувствуют, что они существуют, и понимают, что они ещё живы. Поэтому у них наблюдается нарушение ритма сна и бодрствования. Это такое архаичное поведение, это стая: всегда есть лидер и те, кто ему подчиняется. И есть слабые, которые находятся на периферии, но не могут покинуть эту группу: для них она – семья».

То же самое мы видим, если речь идёт о диких животных. Дети не понимают, что они – существо в себе, они воспринимают себя как часть группы. Они просто обязаны как‑то защищаться. Для своей защиты они выбирают пространство, которое ограничено, например, стеной: не совсем их защищает, но является каким‑то символом.

У вас другие намерения

«Мы можем сделать такое заключение: дети улиц живут в игре. Так они и растут. И вся их группа тоже – в игре. Они играют в уличные стычки с другими группами, играют в жандармов и воров с настоящими жандармами, которые их преследуют. Такая игра их сильно развлекает».

Если вы хотите работать с детьми, то это ночная работа. Прежде всего нужно определить, где они находятся ночью. Может быть, возле церкви или мечети, вокзала или рынка, где что‑то можно стащить. И если вы подходите к ним, они должны понимать, что вы – не полиция, у вас другие намерения. И нужно определить, кто же у них лидер.

Все эти дети – жертвы

«Парадоксальный эффект адаптации: чем больше вы адаптированы к улице, тем менее вы можете адаптироваться к обществу. Те, кто лучше всего адаптируется на улице, это самые умные и хитрые, самые крепкие. И их отправить туда, где есть расписание и нужно вовремя ложиться в постель, с уважением относиться к соседу, повиноваться взрослому? Если вы ему не внушите, он никогда не пойдёт за вами».

Все эти дети – жертвы. У них посттравматический синдром. Они беспокойны, замыкаются в себе, избегают всяких контактов, их преследуют кошмары. И что они делают очень часто в этом случае? Связываются с одурманивающими веществами – алкоголь, наркотики. Все дети на улице принимают их. Из‑за этого дети не чувствуют голода. И невозможно сразу, моментально их отучить, поскольку у них будет страшная депрессия.

Не зная собственного тела

«Дети растут, познавая своё тело. Когда они маленькие, мамы их ласкают, целуют, показывают семье, и ребёнок понимает, что он имеет какое‑то значение. А ребёнок, которого били и которым не занимались, не понимает, что такое его тело. А то, что происходит на улице, – это агрессия. И дети, которые не знают своего тела, не понимают, что есть плохо. Я видел трагедию: приподняли рубашку ребёнка, а там проходит шрам. Он продал почку, то есть его тело ему не принадлежит».

Тут же проблема педофилии: дети улицы не придают этому никакого значения.

Особый случай – когда живущие на улице девушки беременеют. Они не всегда понимают, что с ними происходит, но когда рождается ребёнок, осознают, что уже женщины. И тогда они начинают воспринимать своё тело, они воспринимают себя матерью, как и их матери. И какое тут поведение? Или она играет и повторяет роль матери, когда на неё смотрят, или играет с ребёнком, как с куклой. Но с этого момента они не дети. Материнство на улице – это проблема. Есть такие страны, где уже третье поколение вырастает на улице. Тут требуется большое терпение. И умение любить детей.

Подарите им футбольный мяч

«И как же помочь этим детям? Прежде всего определить, где они обитают. Это дети, которые, как правило, настороже. И нужно говорить на их языке. У них очень бедный язык: какие‑то крики, приказы. О чём говорить? Во всех городах, где я был, дети улицы знают имена футболистов-чемпионов. Они видели плакаты, рекламные баннеры. Разговор можно перевести на тему футбола. Когда у вас однажды это получится, подарите этой группе футбольный мяч».

Контакт с такими детьми – хорошо. Дети вас видят, видят санитарный пункт, они недалеко от вас и будут кричать: «Доктор, доктор! Мой друг болен. Помогите ему, а не мне…». Он не знает, кто вы и зачем приехали, но знает, что друг болен. Вы накладываете повязку на рану и касаетесь руки или ноги, и через это прикосновение он мало-помалу начнёт принимать своё тело. Но лидер группы не будет доволен, когда увидит, что дети воспринимают своё тело по‑настоящему. Установите и с ним контакт, чтобы оказать первую помощь.

Работать одному невозможно, нужно работать только в команде. И нужно работать с другими организациями, у которых есть время для этой работы. Мне кажется, что такое призвание может проявиться у кого‑то из вас. И тут хотелось бы вспомнить английское изречение: «Ребёнок – это отец человека». И если вы сделаете детей счастливыми, то и все люди будут счастливыми.

Беседовала Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×