Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 апреля 2019,  15:01

А вот с грамотностью – беда. Почему школьники так плохо пишут сочинение

А вот с грамотностью – беда. Почему школьники так плохо пишут сочинениеФото: Пресс-служба департамента образования области
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Пять лет назад по поручению президента России итоговое сочинение стало в школе условием допуска к государственной итоговой аттестации. Только беда в том, что не все учителя-словесники могут научить детей писать сочинение.

О том, что нужно делать, чтобы письменный экзамен не вызывал у школьников затруднений, беседуем с начальником управления по контролю и надзору в сфере образования областного департамента образования Николаем Рухленко.

Миссии комиссий

— Николай Михайлович, многие школьники воспринимают сочинение как формальность и считают, что главное – написать текст нужного объёма и хотя бы близко к теме. А ведь на самом деле сочинение – это хороший способ развить творческие способности, на-учиться выражать свои мысли.

— Конечно, сочинение требует больших интеллектуальных усилий и затрат времени как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Задача учителя – организовать творческий диалог, после которого школьнику захотелось бы шлифовать написанное. Но, увы, мало кто из словесников так делает, сочинения по большей части проверяют формально. К сожалению, и ученики, и родители, и педагоги воспринимают сочинение как тяжкое бремя, вынуж-денную необходимость – вид работы, предусмотренный образовательной программой. Такое отношение порождено во многом и тем, что дети всё меньше читают, а основой уроков литературы всё чаще становится пересказ содержания, а не изучение и анализ текста художественного произведения.

— За годы ЕГЭ мы то и дело сталкивались с разными проблемами. Сейчас единый госэкзамен изменился и нацелен на думающих, творческих школьников. А с сочинением были проблемы?

— Были. Первые два года итоговое сочинение выпускники писали в своих школах. Именно тогда в регионе допустили серьёзные нарушения принципа объективности проведения государственной итоговой аттестации (ГИА). Рособрнадзор потребовал нарушения устранить. Это побудило посмотреть по‑другому и на итоговое сочинение.

Во‑первых, писать его стали не в своих школах, а, так же как и ЕГЭ, на базе пунктов проведения экзаменов. Их 36, тогда как средних школ 376. Это значительно повысило управляемость процессом и контроль над ним. Во‑вторых, проверять работы стала региональная предметная комиссия, в которую вошли лучшие учителя-словесники.

Так продолжалось два года. Но анализ показал, что в процесс проверки работ надо включить муниципальный уровень – чтобы способствовать развитию учительского профессионализма, совершенствованию деятельности методических объединений. И в департаменте решили задействовать в проверке оба уровня: и муниципальный, и региональный. В этом учебном году все сочинения первоначально проверила муниципальная предметная комиссия, а затем – региональная. Если оценка расходилась, была перепроверка, чтобы исключить любую необъективность. Рособрнадзор как раз и ориентирует регионы на перепроверку, чтобы объективно оценить работы детей.

— Как вы оцениваете работу комиссий?

— В этом году муниципальные и региональная предметные комиссии в целом сработали хорошо. Исключение – комиссии Грайворонского городского округа (9,09 % расхождений результатов проверки), Яковлевского городского округа (8,37 %), Ровеньского (7,69 %) и Ивнянского районов (7,04 %). Статистика свидетельствует об их некачественной работе. Незначительные расхождения допущены Прохоровским районом (1,16 %), Краснояружским (1,52 %), Волоконовским (2 %), Красногвардейским районами (2,16 %), Новооскольским городским округом (2,34 %), Белгородом (2,46 %).

Ни один зачёт, поставленный в Чернянском, Ровеньском, Прохоровском районах, Старооскольском городском округе, не стал незачётом при проверке региональной предметной комиссией, что говорит о качественной работе предметных комиссий этих муниципалитетов.

— То есть где‑то муниципальные комиссии перестраховались, а где‑то отдали оценку на откуп региону: как «наверху» решат, так и будет?

— В основном так и было. 157 муниципальных незачётов в регионе превратились в зачёты. То есть у членов комиссий в районах были сомнения в качестве работ, но они решили перестраховаться и поставить низкую оценку – а там как региональная комиссия решит.

А вот зеркальная картина: 91 зачёт в муниципалитетах на уровне региона превратился в незачёт. Это те случаи, когда работы не соответствовали требованиям или критериям. Но ход рассуждений на местах примерно такой: да, работа не соответствует, но вдруг в области пройдёт, да и ученика жалко, и коллег тоже, а вот завтра в нашей практике будет такая же ситуация, на месте эксперта окажется учитель этого ученика, и он в знак благодарности пожалеет меня… В общем, от греха подальше, давайте, мол, поставим зачёт, а область пусть решает.

Зачёт – незачёт – зачёт

— Сейчас школьники пишут сочинение практически в таких же условиях, как и на ЕГЭ: используются металлоискатели, средства видеонаблюдения и подавления сигналов мобильной связи, общественное наблюдение, за нарушения удаляют. Не слишком ли строго?

— Не слишком. У ребят отношение к таким условиям вполне спокойное, чего нельзя сказать об отдельных родителях, которые и нагнетают нервозность вокруг всего этого. Информационно-разъяснительную работу с ними в этом плане необходимо усилить.

В последние годы в 10-е классы поступает менее половины девятиклассников, это в основном те, кто хорошо и отлично учился, а значит, уверен в своих знаниях и не боится ЕГЭ. Зачёт по всем критериям за итоговое сочинение для большинства таких учеников – это закономерность. Девятиклассники, у которых были проблемы с учёбой, поступают в техникумы и колледжи, сейчас среднее профессиональное образование общедоступно и бесплатно.

Кроме того, такая модель проведения итогового сочинения позволила обеспечить равные условия для всех, побудила рациональнее организовать тренировочный процесс. Пробные итоговые сочинения проводились на школьном и муниципальном уровнях.

— Николай Михайлович, тематические направления сочинения обычно известны заранее и, кажется, при этом подготовиться к экзамену нетрудно. Откуда же незачёты?

— Хороший вопрос. Тематические направления и их описание публикуются за два–три месяца до экзамена на сайте Рособрнадзора, на ресурсах, посвящённых ГИА, на сайте нашего департамента. Это позволяет и ученику, и учителю сосредоточиться на одном из них, а в рамках конкретного направления – на нескольких художественных произведениях. В итоге успех практически обеспечен. Хотя и здесь таится опасность: зная тематические направления, ученики идут по пути «заготовок». Но тематическое направление и тема – это разные вещи.

Например, в 2017/2018 учебном году было тематическое направление «Смелость и трусость», при этом темы в разные сроки написания (6 декабря, 7 февраля и 16 мая) звучали по‑разному: «Чем смелость отличается от безрассудства?», «Кого называют трусом?», «Нам нужна одна победа, одна на всех – мы за ценой не постоим». И были случаи, когда ученики, используя заготовки, не интерпретировали их в рамках конкретной темы, и она оставалась нераскрытой. Вроде бы и писал что‑то по теме, а в итоге – не то.

Шпаргалка не поможет

— Легко ли списать сочинение?

— Трудно. В группу риска попадают те ребята, кто получил незачёт в целом за работу или по одному из критериев. По результатам декабрьской попытки не справились с сочинением 244 ученика (4,13 %), а получили незачёт в разрезе требований и критериев гораздо больше. Общая оценка складывается из нескольких. Например, по требованию номер один объём текста сочинения должен быть не менее 250 слов – с этим не справились 32 школьника. Со вторым требованием – самостоятельностью написания – 33. Они пользовались чьими‑то чужими текстами, заготовками, это очень хорошо видно при проверке.

А ещё сочинение должно соответствовать пяти критериям. Первый – соответствие теме, по нему незачёт получили 149 человек. 60 не смогли привлечь нужные аргументы и цитаты из литературных произведений. Третий критерий –
композиция и логика рассуждения – не дался 313 школьникам, а четвёртый – качество письменной речи – вызвал проблему у 144 ребят. Тревожно то, что пятый, очень важный критерий – грамотность – поставил в тупик 893 ученика! Доля ребят, получивших незачёт, наиболее велика в Алексеевском, Валуйском, Грайворонском, Старооскольском городских округах, Борисовском, Ракитянском, Ивнянском районах. Каждая школа знает свои слабые места, поэтому должна грамотно выстраивать систему работы с выпускниками.

— Но ведь, зная критерии, можно заранее просчитать их комбинацию, чтобы получить зачёт.

— Многие так и делают. Особенно это видно, когда сочинение вроде бы и написано неплохо – понятно, что готовились, а вот с грамотностью – беда… Ну что тут скажешь? Мы уверены, что грамотность должна стать личностной чертой каждого выпускника!

Найти золотую середину

— Расскажите об итогах письменного экзамена в этом учебном году.

— Более 6 тысяч ребят писали сочинение в основной срок – в декабре. Незачёт получили 244 школьника –
это 4, 13 %. У тех, кто получил незачёт или не смог по уважительной причине прийти на сочинение, была попытка в феврале. В феврале экзамен сдавали 275 выпускников, 31 не справился с сочинением. Остался последний срок, когда эти ребята смогут получить доступ к ЕГЭ: май. Без зачёта по сочинению их не допустят к единому госэкзамену. А без аттестата выпускник даже в колледж не сможет поступить. Не примут!

Так что к итоговому сочинению готовить нужно с первых дней обучения в 11-м классе. Пробное сочинение необходимо провести уже в сентябре – начале октября, чтобы было больше времени для работы над ошибками. Более того, заслуживает внимания опыт тех районов, где пробное сочинение пишут не в 11 классе, а ещё в 10-м.

— Чтобы хорошо написать сочинение, нужно прочитать немало литературных произведений. Именно прочитать, а не ознакомиться с кратким содержанием или кино посмотреть.

— Естественно. Но есть немало учителей, которые фактически не столько преподают литературу, сколько имитируют этот процесс, потому что в нём нередко отсутствует самое главное: чтение художественного текста и непосредственная читательская рефлексия. Многие учителя перестроились только на подготовку к ЕГЭ. А нужно, чтобы каждый педагог нашёл ту золотую середину, когда при существовании ЕГЭ велась бы работа по постижению художественного слова и контролю качества речи школьников.

Остаётся пожелать, чтобы все наши выпускники справлялись с итоговым сочинением с первой попытки. Это вполне реально, просто нужно всем – и ученикам, и родителям, и педагогам – постараться. Хотелось бы, чтобы в итоге было как можно больше сочинений, где обстоятельно раскрыта тема, где присутствуют интересные мысли, неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, оригинальные наблюдения, где высок уровень осмысления литературного материала, где стиль отличается яркостью.

В «Копилке лучшего опыта» на официальном сайте нашего управления по контролю и надзору в сфере образования (http://ukn.beluno.ru) опубликованы материалы из опыта районов и городских округов Белгородской области по подготовке школьников к итоговому сочинению. Департамент образования рекомендует ими воспользоваться.

Беседовала Елена Мельникова


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×