Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 августа 2014, 09:01
 Ольга Муштаева 1253

Максим Шатский о векторах развития российского образования

Члены Общественной палаты Белгородской области – о ЕГЭ, распределении студентов после вузов, проблемах современного российского образования

  • Ольга Муштаева

В преддверии нового учебного года мы предложили членам Общественной палаты Белгородской области поделиться своими размышлениями по поводу современной системы российского образования и задали им три вопроса.

1. Как Вы относитесь к итоговой проверке знаний выпускников в форме ЕГЭ?

2. Нужно ли вернуть практику распределения студентов после окончания вузов?

3. Что бы Вы изменили в первую очередь в системе современного российского образования?

Максим Шатский, член Совета молодых учёных и специалистов Белгородской области:

1. В моём кругу общения есть люди, связавшие жизнь с образованием и наукой, задействованные как в общеобразовательных учреждениях, так и в вузах, и в целом они положительно характеризуют этот, можно сказать, устоявшийся механизм итоговой аттестации знаний у выпускников школ. Аргументируя данную точку зрения, стоит отметить, что ЕГЭ позволяет оценить всех экзаменуемых по объективным принципам, одинаковым критериям и в одинаковых условиях, то есть привести знания каждого к общему знаменателю. Следует отметить, что данный механизм упрощает абитуриенту поступление в вуз. Кроме того, как отмечают мои коллеги, ЕГЭ – это не только показатель образовательного уровня, но и характеристика личностных качеств: стремление к познанию нового, усердие, умение планировать и т.д.

Есть в этой бочке мёда и ложка дёгтя – исполнение на местах механизма ЕГЭ. Все мы ежегодно слышим о скандалах, связанных со списыванием и даже с необоснованной оценкой результатов экзаменов отдельных экзаменуемых. Но, наверное, не стоит судить о всей системе по этим хоть и громким, но частным случаям. Признаться, я сам сдавал ЕГЭ с одним из первых выпусков. И испытал на себе этот механизм. Мне не понравилось то, что вместо освоения знаний и принципов многие готовятся решить алгоритм, заложенный в типовых вопросах. Наверное, не стоило бы оценивать знания по всем предметам в одном ключе. Если для решения заданий по точным наукам необходимо выдать единственный или несколько единственно верных ответов, то, например, для гуманитарных предметов этот подход уже не совсем корректен. Поэтому в дополнение к ЕГЭ при поступлении в вуз необходимо использовать такие методы как портфолио и собеседования. Они дополнят портрет абитуриента и позволят убедиться, что оценка его знаний по тесту не была случайной.

2. Вопрос довольно спорный и неоднозначный. С одной стороны, проблема трудоустройства, тем более по специальности, выпускников вузов сейчас очень актуальна. Для того, чтобы устроиться, требуется опыт работы, а получить этот опыт можно лишь устроившись на работу. Парадокс, не правда ли? Конечно, данная проблема касается не всех выпускников, но и, если говорить откровенно, далеко не все выпускники отвечают требованиям своей специальности.

Если возвращать практику распределения после окончания вузов, то возникает ряд проблем. Во-первых, не все захотят распределяться, и здесь необходимо сразу определить студентов на распределение и студентов, не задействованных в данном механизме. На мой взгляд, именно бюджетные места должны быть обязательного распределения, так как государство вкладывает деньги в этих будущих специалистов и вправе требовать от них, чтобы они отработали эти деньги. Также нужно предусмотреть механизм возмещения затрат на обучение в случае отказа от работы по распределению.

Во-вторых, проблема качества знаний и умений, усваиваемых выпускниками. Ведь если выпускник знает, что его направят на работу в любом случае, он будет в меньшей степени заинтересован в самообразовании, да и вообще приложении усилий к освоению дисциплин. Для этого необходимо более строго оценивать выпускников, претендующих на распределение, и даже прибегать к отчислениям в отдельных случаях. В-третьих, при определении количества распределяемых студентов по тем или иным специальностям необходимо точно оценивать, сколько таких специалистов потребуется через несколько лет, когда абитуриент станет полноценным специалистом. А это уже среднесрочное планирование, и его осуществление в масштабах региона, отрасли и уж тем более государства в целом - довольно сложный процесс.

3. На мой взгляд, необходимо осваивать новые подходы и методы обучения, максимально использовать современные достижения в науке и технике в образовательном процессе. Сравните: одно дело, когда преподаватель даёт материал устно, объясняя буквально на пальцах. Но какой бы ни был талантливый учитель, он не сможет в полном объёме передать все тонкости лишь устной речью и меловыми символами на тёмной доске. Другое дело, когда ученик может увидеть весь механизм или процесс на мультимедийном проекторе в виде 3D-изображения, услышать звуки, которые сопровождают эти процессы, увидеть какие-то доселе неизвестные для него вещи. Ещё лучше, когда он не изложением на листе бумаги пересказывает услышанное и увиденное, а пробует сразу же в образовательном процессе применять эти только что полученные знания и превратить в навыки, например, с помощью 3D-принтеров, каких-нибудь макетов.

Другими словами, чтобы знания усвоились, а навыки закрепились, в каждом элементе образовательного процесса необходимо применять самые современные научные достижения. Понимаю, это довольно затратно, но ведь это инвестиции в будущее, от качества образования будет зависеть компетенции будущих врачей, инженеров, военных, учёных и многих других специалистов. Часть перечисленного уже применяется на Белгородчине, хоть и в виде «пилотных» проектов. Надеюсь, прогресс на этом не остановится.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×