Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 июня 2014, 11:04
 Павел Черноусов 1898

Вдохнули вторую жизнь!

Белгородский мотокросс: вчера, сегодня, завтра

  • Павел Черноусов

В этом году Белгородская область отмечает 60-летие с момента своего образования. За эти более чем полвека в регионе по-разному развивались спортивные дисциплины.

Некоторые непрерывно набирали обороты, постепенно двигаясь от внутренних соревнований к международным – речь в первую очередь о волейболе и боксе. Другие – почти всё это время без сбоев готовили добротных спортсменов, но не хватающих с неба звёзд и лишь изредка разражаясь выдающимися именами. Не могло обойтись и без таких видов, которые за долгие годы утратили былую массовость и едва вовсе не исчезли со спортивного небосклона Белгородчины. К таковым можно отнести мотокросс, о занятиях которым полвека назад мечтал едва ли не каждый второй городской мальчишка, а сегодня на всю область насчитывается лишь около 60 пилотов.

И тем важнее вспомнить об этом техническом виде, учитывая, что с 2014 года он обретает вторую жизнь. В номере «Смены» за 28 мая мы уже сообщали, что в Белгородской области появился попечительский совет по поддержке мотокросса и местные спортсмены уже получили первую финансовую поддержку. Но обо всём по порядку.

К большому удивлению, в нашей области, несмотря на высокую популярность мотокросса в 60-70-х годах прошлого столетия, никто не вёл его официальную историю. Даже в региональном отделении ДОСААФ, под крылом которого мотоспорт в основном и развивался, имеются лишь фрагментарные сведения. Восстановить важные события мы попытались в беседе с наставником новоиспечённой сборной региона по моткроссу Валерием Антюфеевым, который посвятил этой дисциплине большую часть своей жизни.

Вчера (Славные времена)

Мотоциклетный спорт в Белгородской области начал своё развитие в начале 1960-х годов. Первым тренером, завёзшим его на Белгородчину, стала Людмила Каманина, переехавшая в наш областной центр из Харькова. Вслед за ней из этого же города в Белгород перебрался Алексей Твардовский. Вместе они возглавили первую команду, созданную при котлостроительном заводе (ныне – «Энергомаш»).

Через некоторое время эта пара тренеров оказала большое влияние на развитие авто мотоклуба, образованного в районе заводских переулков. Там же тренировал ребят первый тренер Антюфеева Валерий Рубченко, который к тому времени был довольно сильным гонщиком. К 70 годам свои мотокоманды появились при ДОСААФ, витаминном комбинате, заводах «Ритм», «Стальконструкция» и «Новатор». Постепенно увлечённость мотоциклами распространилась и на райцентры, среди которых можно было виделить Шебекино и Алексеевку.

Белгородские спортсмены выступали на областных, республиканских и всесоюзных соревнованиях. Одним из главных командных успехов стала победа в межреспубликанском мотокроссе в Прибалтии в 1975 году, где команда завода «Ритм» завоевала переходящий кубок.

Чемпионов России в Белгороде подготовлено не было, однако в те времена наши гонщики показывали высокий уровень подготовки. Первым спортсменом, удостоенным звания мастера спорта, в 1968 году стал Николай Ильченко. Спустя год после Ильченко мастерское звание заслужил Владимир Кобцев, а в 1973 году – Александр Русанов. За первой волной мастеров последовали Давыденко, Гольняк, Шляхов, Федоровский, Алейников.

«Сейчас мастера спорта присваивают, если ты стал чемпионом России, раньше было по-другому, – поясняет В. Антюфеев. В каждой гонке гонщик набирал определённые очки, они складывались. Допустим, насобирал на кандидата – получил звание, но при этом ты должен был занять минимум пятое место в одной из гонок».

В регионе было несколько мототреков, на которых проводили соревнования. Но один находился на особом счету. Трасса в северной части Белгорода – в районе нынешнего Белгородского университета кооперации, экономики и права – не раз принимала турниры всесоюзного масштаба. Этот трек был нелёгким испытанием для спортсменов, 2300 метров непрерывных подъёмов, резких поворотов и естественных трамплинов. Здесь в 1967 году даже прошёл этап чемпионата мира по мотокроссу, вызвавший неподдельный интерес у белгородцев.

«Съехались пилоты из многих стран. Выступать за Россию доверили 20-летнему питерскому мотогонщику Геннадию Моисееву, и он занял на нашем этапе третье место. В дальнейшем Моисеев стал трёхкратным чемпионом мира», – рассказал Антюфеев.

Помимо этапов чемпионатов страны, мира и ДОСААФ, местная трасса запомнилась Кубком Содружества, где встретились сильнейшие гонщики России и Украины. Словом, Белгородская область стала одним из регионов России, где активно развивался мотокросс.

«Я скажу так: из ребят 50-60-х годов чуть ли не на каждого пальцем покажи, и он скажет: «Я занимался мотокроссом», – уверяет Валерий Александрович. – Было очень много команд, и от желающих заниматься мотокроссом отбоя не было».

Сегодня (Упадок)

Терять поддержку и популярность мотокросс начал в 90-е годы, после развала СССР. В результате секции остались только при районных отделениях ДОСААФ, но появилось несколько клубов на правах общественных организаций.

В новое российское время серьёзных достижений почти не было. Разве что Андрей Толстов из Валуек в 2000-х стал бронзовым призёром молодёжного первенства России в классе «65 куб. см», выполнив норматив кандидата в мастера спорта. Но при этом Толстов выступал в составе пензенской команды.

Особняком стоит история Екатерины Гурьевой – чемпионки страны среди женщин, обладательницы Кубка России и неоднократного призёра всероссийских и международных состязаний. На протяжении нескольких сезонов она представляла страну на женском чемпионате мира по мотокроссу. Сегодня по её стопам идёт младший брат Артём, который в этом сезоне выиграл этап чемпионата России. Катя и Артём гоняются в составе семейной команды и зачастую не имеют достаточно средств для участия в турнирах. Так, в этом году Гурьевой пришлось прекратить выступления в мировом первенстве уже после первого этапа.

Сегодня в регионе мотокроссом серьёзно занимаются порядка 60 человек, утверждает Антюфеев. Действует 12 клубов.

Завтра (Открывшиеся перспективы)

С апреля 2014 года в Белгородской области заработал попечительский совет по развитию мотокросса. Во главе с депутатом облдумы и руководителем компании «АльтЭнерго» Виктором Филатовым в него вошли представители управления физкультуры и спорта, ДОСААФ и главы районов, где сохранились мотосекции. В планах совета вдохнуть в белгородский мотокросс вторую жизнь и вывести его на былые высоты.

Работа уже началась. На первом заседании попечителей принято решение собрать сборную сильнейших гонщиков региона. В неё в основном вошли чемпионы области прошлого года. Команда в этом сезоне выступит на молодёжном первенстве России. Возглавил сборную региона руководитель детско-юношеского спортивно-технического клуба «Пилот» Валерий Антюфеев.

«Для сборной закупили пять мотоциклов, но на них мы будем ездить только на чемпионате России. Потому что если мы будем на них тренироваться, то на последнем этапе соревнований нам выступать будет не на чем», – считает тренер белгородской команды.

Спортсмены уже провели сборы в Шебекино, заняли второе командное место на этапе открытого Кубка ДОСААФ в воронежской Россоши и приняли первый старт на молодёжном первенстве страны в городе Осташково Тверской области.

«Но для наших ребят, которые впервые поехали на такие соревнования, этот старт оказался морально тяжёлым. Потому что здесь они впервые, а там таких ой-ёй-ёй сколько… Только в мотогонках в классе «65 куб. см» 65 человек заявилось. Мы там заняли седьмое место, но к концу турнира, думаю, должны на пятое место выйти», – заявил Антюфеев.

Далее наших мотокроссменов ждут внутренние региональные старты и второй этап молодёжного первенства России в Пензенской области 14 июня. Не исключено, что один из этапов этого турнира примет белгородская трасса. Тамбов не может принять гонку, намеченную на 27 июля, и белгородцы постараются убедить Мотоциклетную федерацию России перенести её в наш регион.

Словом, в мотокросс вдохнули новую жизнь, и его будущее видится светлым.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×