Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22 марта 2018, 11:18
 Светлана Старикова 1825

Символы жизни. Почему кутья стала культурным брендом Русской Халани

Символы жизни. Почему кутья стала культурным брендом Русской Халани Фото Юрия Коренько
  • Светлана Старикова
  • Белгородская правда

В 1615 году дьяк из Разрядного приказа, по указанию царя Алексея Михайловича осматривавший местность, обнаружил в устье реки Халань поселение. Состояло оно всего из трёх дворов, но уже называлось Русская Халань. В переводе с татарского «халань» означает изобилие, а чтобы указать на национальную принадлежность, поселенцы добавили слово «Русская».

Культурный бренд

Вскоре село стало разрастаться, заселяясь служивыми людьми. Они вырубали лес по правому берегу реки, строились, распахивали землю. Основателями Русской Халани считают четыре семьи – Сбитневых, Сизых, Скуратовых и Домановых. Позже стали приезжать другие семьи, которые принялись осваивать левобережье. В селе были развиты овчинный, шубный, кожевенный, сапожный и другие промыслы.

Упоминается село и в справочнике «Вся Россия» (СПб, 1902 г.): «Немного выше Чернянки в Оскол с правой стороны впадает речка Халань. На ней верстах в 4 от станции расположено с. Русская Халань, имеющее до 1 200 жит., волостное правление и школу. Здешней владелицей в эпоху освобож-дения крестьян была кн. О.Ф. Трубецкая. В это время кн. Трубецкие были самыми крупными землевладельцами двух Оскольских уездов, в которых они владели 27 тыс. десятин земли».

На сегодня это центр Русскохаланского сельского округа, в который входит само село и два посёлка – Крас-ный Выселок и Красный Остров. Чис-ленность населения округа – 1018 человек.

А в январе 2016 года, когда широко и весело прошли святочные гулянья, русскохаланскую кутью назвали культурным брендом сельского поселения.

Кутья постная и скоромная

Святочное обрядовое угощение– так называют кутью. Она бывает постной (бедной) и скоромной (богатой, щедрой). По значительным праздникам, на свадьбу, на крестины и рождение ребёнка, если они не приходились на пост, готовили щедрую кутью, в которую клали много сливок, масла, молока и других «скоромных» добавок.

«Не везде сегодня варят кутью, а в сёлах нашего округа обязательно готовят это блюдо, – рассказывает глава администрации Русскохаланского сельского поселения Галина Сбитнева. – Кутья – это каша из красной пшеницы, ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, которую смешивали с мёдом, орехами и маком. Ещё издревле считалось, что чем богаче и сытнее кутья, тем обильнее будет урожай и семейный достаток».

Наши предки готовили кутью на Рождественский сочельник. Он как бы подводил черту под прожитым годом, завершал Рождественский пост, затем начинались святочные празднества.

С готовой кутьёй глава семьи выходил во двор, первую ложку блюда он «отдавал Богу» – подбрасывал её содержимое вверх, зачерпывал кашу во второй раз и съедал сам, а третью ложку скармливал скоту – телёнку, корове, козам. Считалось, что они не будут болеть и дадут хорошее потомство.

Три хозяюшки

Рассказать о том, как готовят в их селе брендовое блюдо, вызвались три жительницы Русской Халани – Вера Жилина, Галина Чеснокова и Зоя Озорнина.

Вера, Галина и Зоя – подруги. Вместе поют в хоре художественной самодеятельности при Доме культуры, вместе участвуют в спортивных мероприятиях для ветеранов. И вот теперь поделились секретами приготовления русской кутьи.

В итоге получилось не только «кулинарное повествование», но и рассказ о судьбах этих женщин.

Вера Михайловна родилась в Русской Халани. Девичья фамилия – Сизых, это её прадеды, первые поселенцы, осваивали эти места.

«Моя бабушка Марфа прожила сто лет, – рассказывает Вера. – Помню, что у неё был огромный огород, до самой речки. У всех тогда были большие огороды, на которых выращивали буряк – сахарную свёклу. Этим и жили семьи. У моей мамы Варвары Сизых было ещё две сестры и брат. И все голосистые. Как запоют – это, я вам скажу, хор так хор. Мама учила меня народным танцам. У нас тогда только радио было, как зазвучит по радио плясовая или вальс, мама тут же подхватит меня и ну отплясывать! Я на всех праздниках выступала, и все думали, что я где‑то танцам обучалась, а это мама мне своё умение передала. Мама мне и платья для выступлений сама шила, – продолжает Вера. – Помню, купила по случаю в райцентре тонкую клеёнку, белую и блестящую. И сшила мне платье очень красивое, все думали, что оно капроновое. Бедно тогда жили, но весело, никогда не унывали. А я тем более».

Обязательно с маком

Вера Жилина рассказала, как она готовит щедрую кутью:

«Конечно, с рисом – это современный вариант приготовления. Это зерно как‑то незаметно вытеснило пшеницу. Я рис перебираю и варю. Чтобы рисинки в готовом блюде не слипались, сваренный рис нужно промыть холодной водой и опять чуть прогреть».

Далее Вера Михайловна отрезает от куска сливочного масла хорошую порцию и ставит его в кастрюле на край плиты, чтобы растопить.

«Щедрую кутью обязательно поливают растопленным сливочным маслом», – рассказывает она.

Рассыпчатый рис после этого приобретает еще более аппетитный вид.

«А теперь мёд, изюм, грецкие орехи и обязательно мак, – продолжает Вера, добавляя в кашу по очереди все ингредиенты. – Мак сейчас продают в магазине, называется кондитерский или пищевой, мне хватает на кутью полстаканчика мака. Его нужно растолочь до кашицы. Мак очень важен в этом блюде, ведь он пожелание семье богатства и достатк».

Вера Михайловна осторожно смешивает все составляющие кутьи и переходит к не менее важному процессу – украшению:

«Я всегда украшаю кутью ягодой. С лета замораживаю вишню, смородину, выбираю самые красивые целые ягодки. Особенно ярко смотрится красная клюква. Стараюсь сделать так, чтобы моя кутья была яркой, нарядной, чтобы играла всеми красками жизни. Ну, вот и готово, – подводит итог своей работе Вера Михайловна. – По‑моему, на стол такую кутью поставить не стыдно».

Здесь привольно и спокойно

А как русскохоланские хозяйки готовят сытную кутью, рассказала Галина Чеснокова.

«Это был наш праздник – сочельник, – вспоминает Галина Андреевна. – Дети бегали с кутьёй по селу. Всех надо угостить, но сначала обязательно крёстную маму. Помню, с какой радостью я бежала к крёстной, приносили ей кутью. А там меня уже ждали и обязательно подарок – денежка, лента, а то и платье новое подарят».

Родственники Галины Андреевны жили в Воронеже, затем в Киргизии. В отцовской семье было шестеро детей – пять братьев и сестра. О четверых братьях, ушедших на фронт в 1941 году, до последнего времени не было никаких известий, и лишь недавно родные узнали, что все четверо погибли в боях за Родину.

«В Киргизии русские корни и обычаи не забывали, – вспоминает Галина Чеснокова. – Песни пели русские. Бабушка научила меня блины печь, пироги. Не было такого года, чтобы не варили кутью. А в 2010 году мы решили вернуться в Россию. Мы с мужем, свекровью и двумя дочерьми обосновались в Русской Халани. Здесь чувствуем себя привольно, хорошо и спокойно. У меня здесь два внука и внучка. Ещё есть сын Сергей, он живёт с семьёй на Севере, там тоже у меня два внука».

Побольше мёда

Галина Чеснокова готовит сытную кутью также из риса.

«В разваренный, рассыпчатый рис мёду надо положить побольше, не жалея, чтобы было блюдо сладким, – говорит Галина Андреевна. – Затем добавляем размягчённые сухофрукты. Их заранее замачиваем в кипяченой тёплой, но не горячей воде. Сухофрукты могут быть любыми – курага, чернослив и другие. Обязательно надо добавить изюм, промытый и тоже замоченный в воде. А потом орехи – грецкие, миндаль или другие, а также мак. Мак нужно растолочь до появления белого «молочка». Затем всё аккуратно перемешать и украсить орехами и фруктами. Можно перед подачей на стол кутью прогреть ещё минут десять в печи или духовке, желательно в глиняной посуде».

Такую кутью можно подать и как постное блюдо.

Молодая прабабушка

А как готовить постную кутью, рассказала Зоя Озорнина.

Зоя Николаевна родилась в Ездочном Чернянского района. Заочно окончила сельскохозяйственный техникум в Туле. С мужем жили в Ефремове Тульской области, воспитывали двоих детей. А потом семья решила ехать на строительство атомной электростанции в Курской области.

«Это было самое счастливое моё время, – рассказывает Зоя Николаевна. – На строительстве я работала бухгалтером и одновременно была председателем профсоюзной организации. Жизнь насыщенная, всё время с людьми, в самой гуще событий строительства».

Когда муж умер, невмоготу стало жить на прежнем месте. И Зоя вернулась на родину – в Ездочное. Там и встретился ей Виталий Озорнин, который стал ей впоследствии мужем. Теперь семья живёт в Русской Халани.

«Я молодая прабабушка, – смеётся Зоя Николаевна. – Дочка родилась, когда мне было 19, и у неё первенец появился в том же возрасте. У дочери четверо детей да у сына трое. И вот от старших внуков у нас три девочки, три моих правнученьки. Ждём теперь правнука».

Подходящее блюдо

«Варёную пшеницу с мёдом называют сочиво. Отсюда и название– сочельник. Готовят сочиво вечером 6 января перед Рождеством, – рассказывает Зоя Николаевна. – На объём пшеницы берём три объёма воды. Вначале кажется, что сваренная каша жидкая, но постоит, остынет и загустеет, станет рассыпчатой».

Зоя Николаевна ловко растирает в ступке сухой мак:

«Мак толчём, перетираем, смешиваем с мёдом, и всё это добавляем к немного остывшей пшенице. Перемешиваем и обязательно добавляем измельчённые грецкие орехи».

Зоя Николаевна выкладывает готовую кашу в посуду, посыпает её орехами:

«Сейчас Великий пост, и постная кутья подходящее блюдо для тех, кто постится. А можно ещё приготовить кутью на взваре. Для этого отваривают вымоченные в тёплой воде сухо-фрукты и на этом отваре готовят кашу и смешивают со всеми добавками».

Символы жизни

Русскохаланцы считают свою кутью праздничным блюдом. В этой каше заложено пожелание себе и своей семье счастья и благополучия. Каждый её ингредиент – сочетание символов и знаков.

Зерно – символ вечной жизни и перерождения. Маковые зёрна или ядра орехов – плодородие, богатство, щед-рость и достаток для всей семьи. Мёд символизирует удовольствия и сладкую жизнь.

Кутья – не просто блюдо на праздничном столе, это сочетание религиозных обычаев и традиций русского народа.

«У нас есть и такой обычай, – рассказывает Вера Жилина. – Мать, желая своей дочери жизни в счастье и достатке, на второй день после свадьбы приносит щедрую кутью в дом молодожёнов и угощает ею молодых».

Как приготовить кутью

1. Мёд, орехи, изюм и мак.

2. Зерно надо перебрать и промыть.

3. Кутья с рисом – это современный рецепт.

4. Орехи нужно растолочь.

5. Обязательно добавить изюм.

6. Мёду надо побольше, чтобы кутья была сладкой.

7. Перед подачей на стол кутью надо подогреть в печи.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×