«Виктория Геннадьевна, тут дети рвутся в дверь! Пускаем?» – спрашивает библиотекарь Надежда Чупахина у своей коллеги – педагога-библиотекаря Виктории Бабич, поглядывая при этом на меня.
Хороший набег
«Сейчас налетят, как монголо-татарское иго, сметая всё на своём пути, – с извиняющейся улыбкой говорит Виктория Геннадьевна.
Дверь распахивается – и в маленькое помещение библиотеки Борисовской средней школы № 1 имени А.М. Рудого действительно влетают трое мальчишек лет 8–9. Бросают портфели на ближайшую парту и, не обращая ни на кого внимания, устремляются к стеллажу с детскими книгами.
«Ребята, как вы должны вести себя в библиотеке, помните? Портфели вешаем на крючки, выбираем себе книги и тихонечко их читаем», – строго напоминает Виктория Геннадьевна.
Мальчишки переглядываются, быстро выщипывают с полки по книжке, шёпотом советуются («Вот эту бери, интересная!» – «Не, там картинок мало!») и усаживаются за парты, заинтересованно листая каждый свою «добычу».
«Малыши к нам идут на переменках и после продлёнки набегают, а те, кто постарше, в основном после уроков приходят», – поясняет Виктория Бабич.
Школьная библиотека недавно переехала в помещение начальной школы, которое расположено через дорогу от основного школьного здания. Тут высокие потолки, большие окна, крашеные деревянные полы и пахнет временем. Здесь книгам – самое место. Всего их в школьной библиотеке около 30 тысяч. В основном это, конечно, учебники и литературные произведения по школьной программе. Много детских энциклопедий и разнообразных справочников. Но есть в фонде и старые книги 1950-х годов издания, например произведения Достоевского и Салтыкова-Щедрина. На руки их, конечно, не выдают – хватает и более современных экземпляров.
Читают все
В читателях практически весь школьный народ – от педагогов до первоклашек. Каждый день за книгами приходят около 50 человек.
«Для того чтобы привлечь детей в библиотеку, все средства хороши. Несколько раз в неделю я провожу в разных классах информационные уроки. Рассказываю о том, как рождаются книги, учу, как правильно пользоваться энциклопедиями и справочниками. Малышам, которые только учатся читать, устраиваю экскурсии в библиотеку, объясняю правила поведения в ней», – продолжает рассказ Виктория Геннадьевна.
Нечитающие дети – известная беда нашего времени. Есть ли вообще рецепт, как её преодолеть?
«Конечно, сейчас, в век быстрой информации, это трудно. Дети не умеют или ленятся добывать знания из книг. Но мы стараемся зародить в них книжный голод. Всячески продвигаем девиз: «Ни дня без книги!» По моему опыту одним из действенных методов является зачитывание самых ярких отрывков из литературных произведений», – советует Бабич.
Виктория Геннадьевна работает в школьной библиотеке
27 лет. Параллельно учит младшеклассников делать народную игрушку из глины, тем самым возрождая традиционный борисовский промысел. Детей постарше заинтересовывает изготовлением украшений из холодного фарфора. Целый стеллаж в библиотеке занимает выставка работ Виктории Геннадьевны и её учеников.
«Моё жизненное кредо: «Прекрасное пробуждает доброе». Ему стараюсь следовать сама и учу этому других», – говорит на прощание Виктория Бабич.
Её слова заглушает школьный звонок. Из коридора доносятся топот десятков ног и радостные детские крики. Перемена перед продлёнкой. Самое время забежать в библиотеку за книгой.