Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22 октября 2016, 14:33
 Анна Кущенко 989

В ногу со всем миром

Как разработки молодых учёных БГТУ помогут увеличить безопасность на дорогах

В ногу со всем миром Дмитрий Юдин и Александр Кныш. Фото Анны Кущенко
  • Анна Кущенко

Система помощи водителю, электромобиль, беспилотный транспорт... Вам кажется, что это перспективы далёкого будущего, причём только для очень обеспеченных людей? Зря. Ведь всё это уже фактически стало сегодняшними реалиями белгородской науки.

Помощник водителя

Не так давно магистрант БГТУ имени В.Г. Шухова Александр Кныш побывал в Казани, где успел не только победить на Всероссийском научном форуме «Наука будущего – наука молодых – 2016» (который собрал несколько сотен ребят со всей страны), но и выиграть грант в конкурсе для молодых учёных «УМНИК».

Проект Александра называется «Система технического зрения автономного транспортного средства». Сферой технического зрения он увлёкся, когда помогал другу с дипломной работой. А потом и сам писал диплом в этой области.

«Эти два года были для меня временем открытий, осознанием того, что есть техническое зрение. И чем больше я этим занимался, тем больше втягивало. Дальше был проект, где я распознавал лица с помощью видеокамеры и следил за ними. А в 2015 году мы решили со всеми нашими наработками поучаствовать в конкурсе компании «Когнитивные технологии» и выиграли его. С нами наладили сотрудничество», – вспоминает Александр.

Что касается нынешнего проекта-победителя, то, говоря простым языком, в планах –
создать устройство, которое будет интегрироваться практически в любые транспортные средства. На автомобиль установят шесть видеокамер и бортовой компьютер для анализа изображений.

«Система сможет обнаруживать транспортные средства, дорожные знаки, пешеходов и вычислять расстояние до объектов. Всё это в режиме онлайн, в динамически меняющейся среде. На автомобиле будет три видеокамеры спереди и три сзади, благодаря чему мы получим всю окружающую сцену», – рассказал Александр.

Конечно, в мире уже есть подобные разработки. Но те же компании «Когнитивные технологии», KITTI используют определённые марки автомобилей и вклиниваются непосредственно в транспортное средство, его техническое устройство. А устройство, над которым трудятся в «технологе», будет универсальным. Четыре камеры разместятся в салоне, ещё две – на конечных точках автомобиля, на дисплее будут цветом выделяться возможные опасности. Также планируют создать предупреждающий звуковой сигнал, который поможет водителю сориентироваться в ситуации.

О цене устройства говорить пока ещё рано. Но однозначно: это выйдет дешевле, чем закупать зарубежные аналоги и внедрять их. Тем более что сейчас камеры высокого разрешения дешевеют.

Ближайшие два года Александр будет искать более совершенные алгоритмы и методы, собирать и тестировать устройство. В этом поможет и выигранный грант – 500 тысяч рублей. Конечно, решить все задачи пока невозможно. Точность обнаружения – 95–98%. Но от таких проблем, как туман, снег и грязь, никуда не денешься.

Электромобили и беспилотники

Александр – лишь один из участников команды молодых учёных «технолога», которые разрабатывают системы технического зрения для транспорта и для контроля дорожного движения.

«Мы не просто планируем выводить на монитор сигналы о превышении скорости и опасности, советы притормозить или увеличить скорость, мы хотим работать в сфере беспилотных машин. Сейчас это популярно. У нас в технологическом университете есть ряд проектов с созданием машин на электрическом приводе. Ребята с кафедры технической кибернетики подключены к проекту Formula Electric. На электромобилях очень удобно устанавливать системы, которые контролируют их движение на основе окружающих данных о препятствиях, об объектах на дороге, превышении скорости – в зависимости от знака. Такие системы мы хотим делать и будем заниматься этим. Активная работа в этом направлении началась в 2015 году», – рассказал кандидат технических наук, преподаватель кафедры технической кибернетики Дмитрий Юдин.

Заведующий кафедрой Василий Рубанов поддерживает эти начинания. Под началом Александра Белоусова, возглавляющего Институт энергетики, информационных технологий и управляющих систем, сейчас разрабатывают проект электромобиля. Его создадут буквально с нуля и внедрят туда ряд идей по безопасному движению. Вся эта деятельность вписывается в программу роботизации транспорта AutoNET, которая входит в «Национальную технологическую инициативу», финансируемую Правительством РФ.

Молодые учёные и дальше будут заниматься распознаванием изображений и для беспилотных транспортных средств, и для беспилотных летательных аппаратов. Те алгоритмы, которые они создают, обладают определённой степенью универсальности. Их можно применить и в области контроля дорожного движения, и для мониторинга машин, людей на какой‑либо территории.

Во многие иностранные автомобили уже внедрены помощь при парковке, обнаружение препятствий и предупреждения об опасности. Но в России всем этим начали заниматься недавно. Поэтому разработка Александра будет направлена в первую очередь на отечественный автопром.

«Робототехника, интеллектуальные системы на транспорте… Всё это развивается. И Россия не будет в стороне, потому что мы должны быть конкурентоспособными и у нас должны быть безопасный транспорт, безопасное дорожное движение. Для этого и создаются все эти решения. Радостно, что у нас есть молодые кадры, которые будут этим заниматься», – рассказал Дмитрий Юдин.

По его словам, в разработках помогает и современное оборудование, которое есть в «технологе». Закупили целый компьютерный класс с современными компьютерами, позволяющими строить эффективные алгоритмы распознавания на основе нейронных сетей. В лаборатории есть самые разные типы камер. Оборудование, на котором тестируются, исследуются системы и разрабатываются новые решения, покупают также за счёт выигранных грантов. Ряд задач позволит решить и создающийся детский технопарк.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×