Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 мая 2019,  12:00

Гол как цель жизни. Как в Германии футбол поставили на службу образованию

«Спортивная смена» рассказывает о проекте Lernort Stadion для 40 тысяч немецких школьников

Гол как цель жизни. Как в Германии футбол поставили на службу образованиюФото: из архива проекта Lernort Stadion
  • Статья
  • Статья

Вы торопитесь на важный матч, ждёте автобус на остановке. К вам подходит мужчина – кажется, он подшофе. Просит рублей пять-десять. Вы не очень‑то хотите давать ему деньги, к тому же у вас самого хватает только на проезд. Мужчина не сдаётся и продолжает клянчить, более того, начинает толкаться.

Это одна из сотен ситуаций, которые моделируют в Германии со школьниками – участниками некоммерческого проекта Lernort Stadion. Преподаватель играет роль подвыпившего мужчины, а дети должны отреагировать так, чтобы разрешить конфликт без применения силы.

Инициаторы проекта смекнули, что футбол – с дорогой на матч и после него, с взаимоотношениями в командах, правилами игры, принципами фейр-плей (свод этических законов, основанный на справедливости в спорте – прим. ред.), действиями полиции, поддержкой и обструкцией фанатов – настолько многокомпонентная штука, что на его примере можно учить жизни (и делать это поинтереснее, чем в школе).

Lernort Stadion поддержала Немецкая футбольная лига, и с 2015 года проекту дали зелёный свет. Сегодня это сеть из 20 учебных центров, которые вместе охватывают 40 тысяч школьников из разных городов Германии. Интерактивные занятия проходят прямо на стадионах футбольных клубов-партнёров, ведут их специалисты из разных областей: политологи, социологи, психологи, социальные педагоги, театральные деятели, медиатренеры и много кто ещё.

В основном образовательные программы посвящены разным формам дискриминации и политической активности, практике насилия и предотвращения конфликтов, совершенствованию личных навыков, умению работать в команде. Как рассказывать об этом через футбол? Мы разобрали десятки кейсов, чтобы познакомить читателей с самыми интересными.

 

На занятии На занятии / Фото: из архива проекта Lernort Stadion

Камень, ножницы, бумага

Участники разбиваются по парам и играют в «камень, ножницы, бумагу». Только проигравший не совсем выбывает: он приветствует победителя и занимает место за его спиной, становится его «фанатом». В этой связке они ищут другую пару «победитель-фанат». Два победителя снова играют, в то время как поклонники скандируют их имена. Победитель этого этапа уже не только выигрывает раунд, но и переманивает двух дополнительных болельщиков. Состязание заканчивается после того, как последняя пара игроков (с двумя большими группами фанатов) выявляет победителя, которому аплодируют все. Развлечение помогает снять напряжение и сформировать позитивное групповое чувство.

Клуб крикунов

Этим же целям служит кейс «Клуб крикунов». Каждый участник берёт небольшую карточку с названием футбольного клуба и убирает её, например, в карман. Задача – найти одноклубников, единственный путь – кричать название. Клуб, который взялся за руки в полном составе быстрее всех, выигрывает.

Держись подальше, иначе – красная карточка

Это упражнение помогает участникам понять собственные пределы физической близости и в то же время научиться принимать ограничения личного пространства других людей.

Школьники получают лист с изображением футболиста/футболистки, где отмечены некоторые части тела: голова, грудь, бедро и т. д. Каждой из них в специальном кружочке нужно выставить оценку от 1 до 6 – в зависимости от того, позволил бы участник незнакомцу притронуться или приблизиться к этой части тела. 1 означает «без проблем», а 6 – прикосновение незнакомца совершенно неприятно и недопустимо – это красная карточка!

 

Школьников принимают на футбольных стадионах Школьников принимают на футбольных стадионах / Фото: из архива проекта Lernort Stadion

Свои правила

Вроде бы всё просто: группа делится на две команды и играет в футбол. Но прежде надо разработать правила: для этого каждый из участников получает карточки, на которых записывает предложения. Затем руководитель зачитывает все идеи и проводит «пленарное заседание», где демократическим путём определяется, что должно быть включено в итоговый свод, а что нет.

Например, чтобы избежать единоличных действий техничных игроков, можно договориться: до удара по воротам требуется сделать определённое количество пасов, иначе гол не засчитывается. Или, если в команде есть ребята на инвалидных колясках, не подбрасывать мяч более чем на 50 см от поля. Популярно правило «гол, забитый девушкой, засчитывается за два», однако немецкие педагоги отмечают, что «такую «позитивную дискриминацию» следует обсудить и поставить вопрос о том, являются ли девочки физически слабее или где их сильные стороны».

Футболкоголь

Это целая игра-симулятор, для которой используются шумовые очки (их организаторы арендуют в учреждениях по профилактике алкоголизма). Они имитируют алкогольное опьянение, ограничивая зрительное восприятие человека. Это приводит к таким же моделям поведения, как и при чрезмерном употреблении алкоголя: медленное нащупывание, неуверенная походка, отсутствие рефлексов. Вся группа может наблюдать за действиями испытуемых и понимать, как работает алкоголь.

Однако это не просто страшилки о вреде пития. Занятия учат, как вести себя, если все в компании перебрали (заботиться друг о друге, никого не оставлять позади, назначить человека, который останется трезвым (водителем), иметь номера экстренных служб в мобильном телефоне и т. п.), что делать, если увидел пьяного человека лежащим на улице или в общественном транспорте.

Отведи слепого

Участников выводят на открытое пространство стадиона, где им завязывают глаза. Группа должна вернуться в подтрибунное помещение вслепую без потерь и без травм. В зависимости от размера группы и уровня сложности маршрута участники могут разделиться на две подгруппы и назначить зрячего собеседника. Эти сопровождающие должны следить, чтобы ничего не произошло в опасных местах – в дверях, на лестницах. При этом главное – никаких устных инструкций! Говорят, отличная тренировка для взаимопонимания.

 

«Отведи слепого» «Отведи слепого» / Фото: из архива проекта Lernort Stadion

Моё поле

Руководитель семинара должен объяснить, что это упражнение – индивидуальное и очень личное. Участники получают лист с рисунком игрового поля, где нужно «забить гол». Но речь идёт уже не о футболе, а о жизни. Ребят просят определить заветную цель и подумать, отвечая на вопросы: «в каком тайме сейчас находитесь?», «как далеко вы от ворот и какова ваша позиция?», «есть ли у вас противники, то есть препятствия, которые нужно преодолеть?», «в какой команде вы играете, кто ваши болельщики?», «у вас есть образцы для подражания, подходящий тренер?».

Обдумав это, каждый записывает свою позицию в поле и продумывает тактику, с помощью которой он хочет «забить гол». Участники могут забрать свои игровые поля домой в качестве сувениров и/или продолжить работу над ними при поддержке учителей и социальных работников. Вот такая спортивная метафора.

Алексей Севриков

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×