Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09 сентября 2021,  16:25

У меня освобождение, или Почему школьные уроки физкультуры не прибавляют любви к спорту

У меня освобождение, или Почему школьные уроки физкультуры не прибавляют любви к спортуФото: pixabay.com
  • Мнение

«Физ-ра» в школе – предмет особый. В образовательной программе он появился по ряду причин. И самая главная – забота о здоровье школьников, которым не рекомендовалось сидеть за партой весь день. Страдал позвоночник, зрение, нужна была какая‑то контролируемая встряска. Ещё одна причина – развивать детей нужно было всесторонне. Как говорил классик, в человеке всё должно быть прекрасно.

Но в конечном итоге советское государство, которое очень любило всяческие соревнования, и уроки физкультуры превратило в бесконечные состязания между одноклассниками. Увы, этот давно изживший себя подход по‑прежнему практикуется в современных школах. 

«Так, сейчас все будут прыгать через козла, – объявляет наш физрук и вытаскивает из подсобки наводящий ужас на третьеклашек спортивный снаряд. – Игнатюк, хиляк ты бестолковый, ты будешь первым». 

Игнатюк опускает голову ещё ниже обычного, а некоторые мои одноклассники одобрительно смеются. Конечно, у него ничего не получается и он падает на глазах у всего класса, получая от учителя вовсе не помощь и поддержку, а новую порцию унизительных оскорблений. 

Типичный урок физкультуры из моих (и, уверена, не только моих) школьных воспоминаний. Только учит он, увы, не тому, как стать сильнее, преодолеть свои слабости и страхи, добиться своих личных рекордов и поверить в себя. Нет, учит он тому, что ты один, и ты слаб и беспомощен перед классом и учителем, и над тобой можно насмехаться, потому что остальные сильнее, а значит, лучше тебя. Такой маленький шажок на пути к большой травле. И ненависть к спорту на всю оставшуюся жизнь.

А ведь если задуматься, то иметь разный уровень физической подготовки – это нормально. Любой врач и психолог скажет, что дети развиваются по‑разному. Нет единого стандарта, предусмотренного министерством образования. У кого‑то получается лучше считать, а у кого‑то бегать. Тогда откуда же взялись усреднённые показатели спортивных нормативов для мальчиков и девочек? И почему ими до сих пор измеряют соответствие учеников какому‑то мифическому эталону? 

 

У меня освобождение, или Почему школьные уроки физкультуры не прибавляют любви к спорту - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Ещё любой врач скажет, что готовиться к сдаче нормативов нужно заранее. Дети же не сдают экзамен по математике 1 сентября. Они постепенно готовятся к нему в течение года. На физ-ре всё наоборот. Размялись и побежали 6 км на время. До кровавого привкуса во рту. Никакой планомерной подготовки, техники бега, контроля пульса, специальной обуви. Не каждый взрослый способен пробежать 6 км без длительных тренировок. А дети почему‑то должны делать это с лёгкостью и без последствий для здоровья. Не мудрено, что иногда такие уроки заканчиваются вызовом скорой помощи и травмами.

Что мы получаем на выходе? Людей, которые не выносят спорт, потому что с физической активностью в детстве было связано слишком много негатива и травм. Не только телесных, но и душевных.

Когда мы говорим о культуре человека, мы имеем в виду не только уровень его образованности и воспитанности, но и стремление к дальнейшему самосовершенствованию. Ведь культура означает «возделывание». 

Когда речь заходит о физической культуре, смысл должен быть тот же. Прививать любовь к активностям, мотивировать. Но не стоит пытаться увлечь человека спортом, без конца заставляя его сдавать приседания и отжимания или писать конспект по учебнику(!) физкультуры. Не нужно думать, что оценивание физических данных, сравнение с другими и публичное унижение воспитают в маленьком человеке спортивный дух. И как раз от таких уроков вовсе не стыдно иметь освобождение. 

Анастасия Состина

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×